Пособие педагогический менеджмент

Пособие педагогический менеджмент

Теоретическая и практическая значимость пособия состоит в том, что в современных условиях первостепенное значение приобретает проблема повышения эффективности управления организациями, в том числе и образовательными учреждениями всех уровней. Успешность решения этой проблемы в решающей степени зависит от управленческой компетентности руководителей, от их умения управлять образовательной организацией и сотрудничать с людьми.

Необходимость овладения студентами и преподавателями педагогических вузов организационно-управленческой компетентностью обусловлена тем, что молодые специалисты, имеющие опыт преподавания и организационной работы, могут претендовать на те или иные руководящие должности в любом типе образовательного учреждения. Следовательно, студенты педагогического вуза, независимо от специальности, должны быть подготовлены в области организационно-управленческой деятельности, т.е. педагогического менеджмента. Данная учебная дисциплина включена в учебные планы подготовки магистров образования.

В учебном пособии определены предмет, цели и задачи педагогического менеджмента, раскрыты значение управленческой компетентности в деятельности преподавателя и руководителя, связи дисциплины с другими науками. Отмечено, что управленческие и психолого-педагогические знания помогают руководителю лучше взаимодействовать с людьми, установить с ними психологический контакт, в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться с людьми, руководить персоналом (подчиненными), установить благоприятный психологический климат в группе (коллективе), формировать и развивать положительную мотивацию трудовой и творческой активности. В современных условиях усложнения психолого-педагогических, информационных и организационно-управленческих задач в образовательных учреждениях управленческая грамотность каждого учителя и директора школы, преподавателя и руководителя колледжа или вуза становится частью их профессиональной культуры.

Рассматривая теоретические основы педагогического менеджмента, автор раскрывает сущность и структуру управленческой деятельности, функции и принципы управления в образовательных учреждениях, методы и стиль руководства, ситуационные подходы к руководству. На основе изучения теории менеджмента и обобщения передового опыта управления организациями в различных странах, в том числе в Японии, Ф.В. Шарипов утверждает, что в настоящее время оптимальным считается гуманистический стиль руководства, где во главу угла ставятся здоровье, потребности, интересы, способности, нравственная сфера, уровень культуры и другие качества личности сотрудников. Лозунг такого стиля: не человек для производства, а производство для человека. Рабочее место специалиста становится полигоном для проявления и развития его способностей, профессионального мастерства, самовыражения и творчества. Отношения между руководителем и подчиненными строятся не по принципу единовластия и подчинения, а на основе сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения, взаимопомощи. При таком стиле работы и взаимоотношений руководитель становится не начальником для подчиненных (как прежде), а наставником, консультантом, организатором.

При анализе системы управления образованием в России раскрыты состояние и актуальные проблемы системы образования в нашей стране, различные концепции дальнейшего ее развития, рассмотрены компоненты государственной системы управления образованием. Определенный интерес для читателя представляет информация о Болонском процессе интеграции высшего образования России в Европейское образовательное пространство. Осуществлена классификация образовательных учреждений различного уровня, определено их предназначение, рассмотрены вопросы организации системы управления образовательным учреждением. В качестве примера дан анализ функционирования кафедры как структурной единицы образовательного учреждения.

Значительным вкладом автора в теорию педагогического менеджмента является разработанная им модель личности современного руководителя образовательного учреждения и на этой основе определение требований к его личностным качествам. В этой части учебного пособия раскрываются особенности деятельности руководителя, вопросы о лидерстве и власти, взаимоотношениях руководителя и сотрудников, о стрессе в профессиональной деятельности руководителя и способах его преодоления.

Наряду с этим в учебном пособии рассматриваются личность и деятельность преподавателя как субъекта образовательного процесса: общая характеристика и основные функции педагогической деятельности, проблема ее мотивации. При определении требований к преподавателю использован компетентностный подход.

Особый интерес для учителей, преподавателей и руководителей учебных заведений представляют вопросы, связанные с образовательным процессом и учебно-познавательной деятельностью учащихся как с объектами управления. Сюда относятся: структура образовательного процесса, планирование целей и содержания образования, технологический и контрольно-оценочные компоненты образовательного процесса, характеристика учебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, вопросы управления самостоятельной работой учащихся. При рассмотрении технологического компонента образовательного процесса достаточно подробно изложены особенности современных технологий обучения: информационно-компьютерной, дистанционной, модульной, игровой и др.

Отдельная глава посвящена анализу социально-психологических явлений и процессов, происходящих в педагогическом коллективе. Подчеркивается, что одним из основных результатов организаторской деятельности директора как менеджера являются социальные показатели образовательного учреждения: уровень образования, квалификации и профессионального мастерства преподавателей и сотрудников, состояние их здоровья, состояние трудовой дисциплины, текучесть кадров, условия труда, быта и отдыха, состояние психологического климата в коллективе и многие другие показатели. При умелой, качественной организаторской деятельности руководителя – коллектив развивается, улучшаются его социальная структура, социально-психологический климат, самочувствие и настроение людей, изменяется к лучшему их отношение к работе, рабочему времени, оборудованию и т. д., возрастают трудовая и общественная активность людей, требовательность друг к другу, и наоборот, при плохой, неумелой организаторской деятельности руководителя производственные, социальные, социально-психологические и нравственные показатели трудового коллектива ухудшаются.

Для устранения недостатков фронтально-индивидуальной формы организаци обучения выдвинута идея учебного сотрудничества (преподавателя и обучающихся, студентов в малых группах) раскрыты сущность, основные характеристики, функции, приемы и формы педагогического общения, а также барьеры общения и способы их устранения.

В учебном пособии рассматривается также одна из актуальных проблем системы образования – проблема качества образования. На основе анализа литературы по данному вопросу уточнено понятие о качестве образования, выделены элементы системы управления качеством, определены показатели качества и методы их диагностики.

Как известно, деятельность любого руководителя или педагога предполагает систематическое принятие ответственных организационных решений. Этот, достаточно сложный вопрос освещается в отдельной главе книги, в которой раскрыты сущность, особенности, типология и характеристики управленческих решений, этапы процесса их подготовки и принятия, эвристические методы решения управленческих задач.

Последняя глава включает вопросы управления персоналом в образовательных учреждениях (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, оценка и аттестация педагогических работников, адаптация новых сотрудников).

С целью организации самостоятельной работы обучающихся и для самоконтроля усвоения знаний после каждой главы приведены соответствующие вопросы и задания.

Книга будет полезной не только студентам педагогических вузов, но и учителям и руководителям школ, преподавателям вузов и колледжей, сотрудникам центров переподготовки и повышения квалификации кадров, а также сотрудникам системы управления образованием.

Педагогический менеджмент в системе среднего образования (стр. 1 )

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Саратовский государственный университет им.

2008

Пособие разработано для студентов дневного и заочного отделений педагогических специальностей.

В пособии раскрыты содержательные аспекты педагогического менеджмента в системе среднего образования: даны описание структуры аудиторных занятий с указанием оптимального времени на проведение каждого этапа занятия; справочный материал, необходимый для лучшего усвоения основных положений изучаемых тем курса; хрестоматийные тексты для анализа и дальнейшей исследовательской работы на занятиях; практические и лабораторные работы для самостоятельного выполнения; задания текущего контроля в форме тестов; таблица, позволяющая студентам контролировать свои достижения в освоении данного курса в рейтинговой форме.

Пособие можно использовать в качестве рабочей тетради.

100-летию Саратовского государственного университета

Предлагаемое учебное пособие для студентов педагогических специальностей раскрывает содержание курса «Педагогический менеджмент в системе среднего образования» и имеет целью оказать практическую помощь студентам старших курсов в подготовке к аудиторным занятиям по данной дисциплине и в самостоятельных исследованиях.

Отличительными особенностями данного пособия являются:

во-первых, описание структуры занятия с указанием оптимального времени на проведение каждого этапа занятия;

во-вторых, наличие ссылок на Интернет-ресурсы;

в-третьих, в пособии имеются: 1) тексты (теоретического характера) для анализа и дальнейшей исследовательской работы на занятии; 2) задания для самостоятельного (аудиторного и домашнего) исследования; 3) тексты лабораторных (круглые столы, ролевые игры и пр.) работ; 4) задания текущего контроля в форме тестов; 5) библиографический список;

в-четвертых, в пособии отражены региональные особенности системы образования;

в-пятых, тридцатое занятие разработано специально для студентов-заочников – педагогических работников сельских школ (с этого занятия целесообразно начинать изучение дисциплины на заочном отделении).

На четвёртой странице обложки помещена таблица, позволяющая студентам контролировать свои достижения в освоении данного курса в рейтинговой форме. Работа на каждом этапе занятия (включая выполнение внеаудиторного задания) оценивается в один балл. Максимально возможное количество баллов – 77. Курс считается освоенным, если студент набрал не менее 58 баллов при условии работы на каждом занятии.

Ещё одна особенность – пособие можно использовать в качестве рабочей тетради.

Занятие 1. Педагогический менеджмент: основные теоретические аспекты
I. На занятии подлежат обсуждению (60 мин.) следующие вопросы:

1. Педагогический менеджмент как проблема управления. Понятие «педагогический менеджмент». Менеджмент и управление – сходство и различие.

2. Закономерности менеджмента. Ступени менеджмента. Принципы менеджмента.

3. Функции педагогического менеджмента.

4. Проблемы педагогического менеджмента и способы их решения.

5. Целеполагание в педагогическом менеджменте. Управление по целям (результатам).

6. Планирование и принятие решений как функции педагогического менеджмента. Критерии эффективного планирования. Этапы планирования. Распределение полномочий при планировании. Решение как выбор метода воздействия. Классификация решений. Уровни принятия решений.

7. Организация как функция педагогического менеджмента. Закономерности организации. Расстановка кадров. Развитие структуры горизонтальных связей.

8. Руководство в педагогическом менеджменте. Соотношение управления и руководства. Руководитель как лидер. Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Стиль руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя.

9. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства.

II. Проверочная работа контролирующего характера (30 мин.)

1. Укажите источники определений основных понятий педагогического менеджмента:

Пособие педагогический менеджмент

В теории и практике образования отмечается усиление стремления к осмыслению целостного педагогического процесса с позиции науки управления, приданию ему научно обоснованного характера. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его субъектов на основе познания объективных закономерностей для достижения оптимального результата [12]. Управление образованием на сегодняшний день связано с понятием «педагогический менеджмент».

Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» – как «руководитель». Первоначально слово «менедж мент» обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – «рука».

Применение менеджмента не ограничивается только сферой бизнеса. К управленческой деятельности любой сферы, в частности, образования, могут быть отнесены его постулаты и теоретические положения.

Целью менеджмента является формулировка и применение в любой организации и сфере деятельности человека всеобщих принципов управления, к которым относятся: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и т.д. С функциональной точки зрения, это выступает как процесс планирования, мотивации и контроля, которые необходимы для формирования и достижения цели [9].

Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [6].

Менеджмент рассматривается с различных подходов: в качестве «умения добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; «управления, функции, вида деятельности по руководству людьми в самых разно образных организациях»; «области человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» [7, с. 5–6].

В мировой практике менеджмент рассматривается в качестве науки, искусства и деятельности по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для эффективного и действенного функционирования организации. В нем видим синтез двух направлений: коммерческо-экономического, или организационно-технического, и психолого-педагогического, связанного с управлением людьми, организацией коллектива для достижения поставленной цели.

Наиболее полное определение менедж мента, которое может быть применено, например, в образовании, мы видим у известного американского теоретика менедж мента П. Друкера, который считал, что менеджмент в современных условиях является специфическим видом управленческой деятельности, которая ориентирована на человека и ставит целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей [3].

Появлению термина «менеджмент» в теории отечественной педагогической науки и практики способствовал ряд факторов:

– применение научных подходов и технологий современного менеджмента в различных сферах управления, в том числе и в сфере управления образовательными системами, обусловлено их универсальностью;

– интеграции мирового опыта в теорию менеджмента образования способствует отождествление терминов «менеджмент» и «управление».

Педагогический менеджмент можно рассматривать как особую отрасль менедж мента, имеющую свою специфику и закономерности, присущие только ей. Специ фичность педагогического менеджмента состоит в исключительности предмета, продуктов, орудий и результата труда менеджера образовательного процесса. Предмет труда менеджера образовательного процесса – деятельность субъекта управления, продукт труда – информация об учебно-воспитательном процессе. Орудием труда выступает слово, речь. Результат труда – уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента – обучаемых [5].

В понятии «педагогический менеджмент» содержатся значения, характеризующие различные аспекты управленческой деятельности:

– теория управления в образовательном учреждении (В.И. Загвязинский, Л.Е. Капто, М.М. Поташник и др.);

– система управления образовательным учреждением и, как необходимость, поиск путей его развития, принятие стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, С.В. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.);

– управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев, В.П. Симонов);

– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, которые направлены на повышение результативности их функционирования и развития (Н.В. Кузьмина, Е.Ю. Никитина и др.).

При раскрытии понятия «педагогический менеджмент» необходимо отметить, что управлению было уделено пристальное внимание в отечественной научной литературе, акцентирующей внимание на процессе управления на всех ступенях образования и в различных разделах педагогической науки.

К вопросам управления образовательным учреждением на уровне руководителя в связи с произошедшими изменениями в экономике государства обращались в своих исследованиях учёные: К.Я. Вазина, А.Н. Иванов, А.М. Лазарев, А.В. Лоренсов, Т.Ф. Лошакова, А.М. Моисеев, О. Моисеева, М.М. Поташник, О.Г. Хомерик, В.В. Хохлова, Т.И. Шамова и др.

Учитывая различные аспекты понимания менеджмента, Л.В. Горюнова определяет педагогический менеджмент как «управленческую деятельность учителя, осуществляемую в классе и направленную на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» [2].

Исследователем В.П. Симоновым дано определение педагогического менеджмента как комплекса принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, которые направлены на повышение их функционирования и развития [8, с. 3].

Таким образом, педагогический менеджмент можно определить как нестандартный вид управленческой деятельности педагога в коллективе обучающихся, имеющей своей целью организацию учебного процесса, управление учебной информацией, организацию учебно-воспитательной работы и сопровождение процесса коммуникации для формирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личности и подготовку обучающихся к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

А. Файоль в XX в. впервые выделил функции управления – планирования, организации, координации, распорядительства и контроля. Со временем спектр выполняемых управленческих функций дополнился, расширился и уточнился.

При сопоставлении педагогической и управленческой деятельности возможно выявить совпадение функций: мотивационной, конструктивной, организационной, информационной, контроля и принятия решений. При анализе действий, которые требуются с целью реализации менеджмента с точки зрения изменения роли педагога, можно констатировать, что целесообразной выступает интеграция управленческой и педагогической деятельности.

Содержание управленческой деятельности педагога как субъекта педагогического менеджмента находит отражение в выполняемых им функциях [8, с. 62].

Взяв за основу общие функции менеджмента, П.И. Третьяков выделил такие основные функции менеджера образовательного процесса:

– информационно-аналитическая – проведение самоанализа личной управленческой деятельности; анализ информации по состоянию и развитию учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности обучающихся;

– мотивационно-целевая – выбор цели деятельности, выявление стратегических и тактических задач; мотивирование педагогов и обучающихся на достижение цели; трансформация мотивов в мотивы-цели;

– планово-прогностическая – создание программ по достижению цели; комплексно-целевое планирование;

– организационно-исполнительская – проведение формирования и регулирования определённой структуры организованных взаимодействий для целесообразного достижения цели;

– контрольно-диагностическая – фиксация соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на основе соответствия общегосударственным требованиям, нормативам;

– регулятивно-коррекционная – коррекция оперативными способами, средствами и воздействиями в процессе управления педагогической системой с целью стабилизации её на запланированном уровне [10].

Современное образование уже не нуждается в учителе, привыкшем действовать в соответствии с инструкцией и не способном к самостоятельному принятию решений. Общество нуждается в учителе как устроителе учебного процесса, в человеке, способном содействовать процессу решения назревших проблем, возникающих в жизнедеятельности обучающегося [11].

Готовность педагога к выполнению профессиональных функций, гармоничное единство социальных установок и психолого-педагогической подготовки характеризует педагога как субъекта менеджмента. Основополагающими в характеристике личности педагога выступают знания по дисциплине, эрудированность и методические компетенции.

Основой педагогического менеджмента выступило формирование нового направления в деятельности педагога. Особенность педагогического менеджмента заключается в осознании новой роли педагога в развитии личности обучающегося как организатора, советчика, «тренера, а не ментора» в образовательном, воспитательном процессе. Предметом труда педагога как менеджера образовательного процесса является управленческая деятельность, которая направлена на учебно-познавательный процесс обучаемых, на реализацию обучения. Использование приёмов педагогического менеджмента предполагает умение педагога управлять педагогическими ситуациями, процессом социализации, учебно-познавательным процессом и поведением обучающихся, что выступает одним из главных компонентов деятельности современного педагога.

В.М. Шепель акцентирует внимание на необходимости рыночных отношений и осуществлении всеобщей управленческой подготовленности населения России. Важной составляющей профессиональной компетентности выпускника вуза он считает умение работать с людьми, то есть наличие управленческих умений, навыков, знаний выступает уровнем человековедческой компетентности, являющейся главной составляющей профессиональной деятельности каждого специалиста [13].

Смотрите так же:  Как заполнить заявление на детское пособие

Таким образом, менеджер в образовании является не только специалистом, профессионально выполняющим функции управления, но и профессионалом, учитывающим специфику школы как системы, где каждый управляет на своем уровне и является субъектом управления, имеет определенную ориентацию – профессионально работает с людьми. Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение рационального управления системой образования, организация систем управления в режиме развития, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития [4].

Ступина Елена Евгеньевна

Цели и задачи дисциплины

Курс является обязательным для вузовского компонента общепрофессиональных дисциплин и читается в 11 семестре. Педагогический менеджмент — это важный курс профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления. В рамках курса изучаются концептуальные и прикладные основы педагогического менеджмента, педагогики и психологии. Излагаются сведения о современных подходах к теории, методики и технологии управления образовательным процессом.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс рассчитан на студентов, знакомых с основами экономической теории, экономики фирмы, менеджмента и маркетинга, психологии, культурологии и социологии. Студент, освоивший курс, должен иметь представление об общей теории управления. Знать функции управления, виды структур организации, основы теории коммуникаций и мотивации, особенности применения общей теории менеджмента в педагогике.

Формы проведения занятий

Формы контроля

  • текущий контроль: предусмотрено одно типовое домашнее задание в 8 семестре (очное обучение) и 11 семестре (заочное обучение). Контролируется график выполнения задания, завершающийся защитой каждой работы (собеседование с преподавателем);
  • итоговый контроль: зачет в конце 8-го (очное) и 11-го (заочное) семестра.

Содержание дисциплины
Тематический план для очной формы обучения

Проблемы, решаемые педагогическим менеджментом.

Основные понятия и структура управленческой деятельности.

Основы теории коммуникаций

Планирование образовательного процесса.

Организация деятельности преподавателя и учащихся

Контроль за образовательным процессом.

Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя.

Содержание разделов дисциплины

Проблемы, решаемые педагогическим менеджментом.

Профессионализм преподавателя как проблема педагогического менеджмента. Причины и характер формализма в образовательном процессе и в управлении им.

Основные понятия и структура управленческой деятельности.

Системно — деятельностный подход: в чем его суть. Некоторые понятия теории и практики управления.

Основы теории коммуникаций

Понятие коммуникаций. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Основные принципы коммуникационного процесса. Кодекс слушателя или десять основных правил эффективного слушания.

Планирование образовательного процесса.

Теоретические и технологические аспекты планирования. Планирование деятельности преподавателя и учащихся на занятиях.

Организация деятельности преподавателя и учащихся

Реальное время и принципы НОТ — объективная основа организации деятельности. Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и пути его улучшения. Структура и содержание методической работы в средних учебных заведениях.

Контроль за образовательным процессом.

Теоретические и методические основы контроля. Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента. Методика и технология системного анализа урока и внеурочных мероприятий.

Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя.

Характер взаимосвязи уровня требований учителя и степени обученности учащихся. Диагностика фактической степени обученности учащихся. Методика аттестации учителя на диагностической основе.

Лабораторный практикум

Наименование лабораторных работ

Разработка коммуникационных процессов

Разработка учебных планов

Методическая работа в школе

Методика аттестации учителя

Учебно-методическое обеспечение дисциплин

Иванова, Татьяна Юрьевна
Теория организации : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Т. Ю. Иванова. — Москва : Кнорус, 2012. — 432 с. : схемы, табл. — Библиогр. в конце гл.. — ISBN 978-5-406-01923-8.

Менеджмент : учебник для бакалавров : учебник по направлению и специальности «Менеджмент» : доп. УМО вузов РФ / [А. Н. Алексеев и др.] ; под ред. И. Н. Шапкина. — Москва : ЮРАЙТ, 2012. — 690 с. — (Бакалавр). — Библиогр. в конце гл.. — Словарь: c. 673-690. — ISBN 978-5-9916-1486-3 (Юрайт). — ISBN 978-5-9692-1241-1 (Юрайт)

Основы менеджмента : учебник для экон. вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» : рек. М-вом образования и науки РФ / Р. А. Исаев. — Москва : Дашков и К, 2011. — 264 с. — Библиогр. в конце гл. и с. 262-263. — Словарь: c. 243-261. — ISBN 978-5-394-00773-6.

Вачугов, Д. Д. Практикум по менеджменту : деловые игры : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. — М. : Высшая школа, 2004. — 192 с.

Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М. : Экономистъ, 2006. — 670 с

Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. — 256 с.

Мескон, М. Основы менеджмента = Management : учебник : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; [общ. ред. Л. И. Евенко ; пер. с англ. М. А. Майорова и др. ; Акад. народ. хозяйства при Правительстве РФ ; Высш. школа междунар. бизнеса]. — М. : Дело, 2005. — 720с.

Орлов, А. С. Введение в коммуникационный менеджмент : учебное пособие / А. С. Орлов. — М. : Гардарики, 2005. — 368 с.

Радионов, А. Р. Менеджмент: нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия : учебное пособие / А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. — М. : Экономика, 2005. — 614 с.

Ременников, В. Б. Управленческие решения : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Ременников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 144 с.

Армстронг, М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 509 с.

Бляхман, Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. С. Бляхман. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 380 с..

Большаков, А. С. Менеджмент: Стратегия успеха / А. С. Большаков. — СПб. : Литера, 2001. — 224 с.

Большаков, А. С.Современный менеджмент: теория и практика. — СПб. : Питер, 2000. — 416 с.

Ворожейкин, И. Е. Конфликтология : учебник для вузов по специальностям «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление» / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров ; Гос. ун-т управления. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 224 с.

Дайле, А. Практика контроллинга : пер. с нем. . — М. : Финансы и статистика, 2001. — 336 с.

Имаи, М. Кайдзен : Ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. — М. : Альпина Бизнес Букс : Приоритет, 2006. — 274 с.

Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. — М. : Корпорация «Диполь», 2005.

Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник для вузов по специальности «Управление персоналом» / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова ; Гос. техн. ун-т. — М. : ИНФРА-М, 2004. — 368 с

Кнорринг, В. И. Основы искусства управления : учебное пособие для управленч. и эконом. специальностей вузов / В. И. Кнорринг ; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ, Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА АНХ). — М. : Дело, 2003. — 328 с.

Кузнецов, Б. Т. Финансовый менеджмент : учебное пособие для вузов по специальностям «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит» / Б. Т. Кузнецов. — М. : Юнити, 2005. — 415 с.

Резник, С. Д. Персональный менеджмент : Тесты и конкретные ситуации / С. Д. Резник, С. Н. Соколов, В. В. Бондаренко. — М. : ИНФРА-М, 2006. — 161 с.

Рогожин, С. В.Теория организации : учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. — М. : Экзамен, 2004. — 320 с.

Родионова, Н. В. Антикризисный менеджмент : учебное пособие. Доп. Мин. образ. РФ / Н. В. Родионова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 223 с.

Хворостенко, А. В. Основы менеджмента : Ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Хворостенко, С. С. Шумал. — М. : Экзамен, 2004. — 160 с

Шадрин, В. В. Менеджмент малого бизнеса : Малое предпринимательство в отечественной практике : Обобщение, методы и рекомендации / В. В. Шадрин. — М. : Внешторгиздат, 2000. — 444 с.

Пособие педагогический менеджмент

Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов.

В учебном пособии для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников слова «менеджмент», «управление», «руководство» приводятся как синонимы.

По мнению отечественных ученых-экономистов (Березкина Т.Е., Басовский Л.Е., Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Егоршин А.П., Ильенкова С.Д., Кожин В.А., Кислякова Н.А., Кручинин В.А., Лазарева С.И., Переверзев М.П., Хавин Д.В., Шайденко Н.А., Шкатов В.К.), менеджмент обозначает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя и контролируя деятельность других людей наиболее эффективными способами. Менеджмент — это не только междисциплинарное учение или совокупность научных знаний, но это уже самостоятельная наука, имеющая методологические основы, свой предмет и метод.

В оценке менеджмента, как науки аргументами служат следующие соображения: управление — это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения.

В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение полученной информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах. Эти методы широко применяются и в других гуманитарных, естественных и технических науках.

Управленческий труд относится к категории умственного труда, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственного труда, состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение за действиями различных устройств, мышления и т.п.

Сопоставление педагогической и управленческой деятельности выявило целый ряд схожих функций как: мотивационная, конструктивная, организационная, информационная, контроля и принятия решений. Анализ действий, необходимых для реализации менеджмента с позиции изменения роли педагога стал фактором целесообразности интеграции управленческой и педагогической деятельности. Формирование нового направления в педагогической деятельности стало основой педагогического менеджмента.

Результатом многих работ является процесс самосовершенствования содержания образования в педагогических образовательных учреждениях применительно в формированию умений педагогического менеджмента у будущих учителей. Были предложены и внедрены ряд учебных курсов, таких как:

«Педагогические основы менеджмента» (Л.А. Горшунова, 1995г),

«Основы менеджмента в образовании» (Е.И. Безруков, 1998г),

«Основы педагогического менеджмента» (С.П. Понарина, 1998г),

«Педагогический менеджмент в высшей и средней школе» (В.П. Симонов, 1994г),

«Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом» (В.П. Симонов, 2000).

В.П. Симонов в деятельности преподавателя как менеджера учебно-воспитательного процесса выделяет четыре функции: целевую или проектировочную, коммуникационную, содержательно — организационную, и аналитико-результативную. По его мнению, педагогический менеджмент рассматривается как процесс, деятельностная, динамическая система, которая находится в постоянном развитии, она не только управляется, но и самоуправляется, самосовершенствуется и саморазвивается под воздействиями и при участии менеджера-преподавателя.

Одна из задач курса «Общие основы педагогического менеджмента» — нацелить будущего учителя не только на приобретение конкретных предметных знаний, но и на необходимость профессионально-личностного развития роста и саморазвития. Современному образованию уже не нужен учитель, привыкший действовать по инструкции и чаще всего неспособный к самостоятельному выбору. Обществу необходим учитель не как автономный источник знаний, а как устроитель учебного процесса; человек, способный облегчить процесс решения многих проблем, которые возникают в процессе жизни и деятельности ребенка; учитель, который может методически верно осуществлять управление всесторонним развитием ребенка, оказывая помощь и поддержку.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.с.аманжолова ПАНЬШИНА Т.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Усть-Каменогорск 2011

2 УДК 378:74.04(075) ББК П 16 Печатается по решению Ученого совета Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова от 11 июля 2011 года Рецензенты Доктор экономических наук, профессор, член-корр. АН высшей школы Казахстана, член-корр. Национальной инженерной академии РК Доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН Кандидат психологических наук, доцент Ю.В.Баталов С.Д.Тыныбекова И.К.Мацкевич П 16 Паньшина Т.В. Педагогический менеджмент и управление в современной школе: Учебное пособие. Усть-Каменогорск, с. ISBN В учебном пособии рассмотрены основные проблемы управления в системе образования. Учебное пособие отражает современное состояние и перспективы развития педагогического менеджмента, сущность основных функций менеджмента и особенности их осуществления в образовательном учреждении. Проанализированы основные подходы к пониманию качества образования как основы педагогического менеджмента, рассмотрена роль ГОСО в управлении качеством. Дается характеристика деятельности педагога как менеджера образовательного процесса. В конце разделов приводится дополнительный материал, который может быть использован для углубления знаний обучающихся, для разработки заданий дифференцированного типа. Учебное пособие предназначено для обучающихся по образовательным программам бакалавриата (специальности «Педагогика и психология», «Профессиональное обучение», «Химия»). Также оно может быть полезным для слушателей магистратуры, практических работников системы образования. ISBN УДК 378:74.04(075) ББК Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ, 2011 Паньшина Т.В.,

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4 I. МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Современное состояние и перспективы развития системы образования как факторы совершенствования управления образованием Менеджмент и педагогический менеджмент: основные понятия Становление менеджмента как научной теории Функции менеджмента Планирование Организация Мотивация и стимулирование Контроль Принятие решений Информация и коммуникация Качество образования: сущность и структура Государственные стандарты образования как нормативная база управления в сфере образования II. СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Деятельность школьного менеджера и управление школой Педагог как менеджер учебно-воспитательного процесса Обучающиеся как субъекты управления учебной (познавательной) деятельностью Конфликты и управление образовательным учреждением Этика управленческого труда и корпоративная (организационная) культура в учреждении Диагностика эффективности менеджмента в образовательном учреждении ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ Г ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРИЛОЖЕНИЕ Е ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ПРИЛОЖЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЕ К

4 ВВЕДЕНИЕ Необходимость постоянного развития образования в соответствии с вызовами времени ставит новые задачи и по совершенствованию управления в данной социальной сфере. Важность современного менеджмента системно представлена во многих нормативных документах нашего государства, в том числе в Государственной программе развития образования РК на г.г. Главная цель данной Программы повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики требует новых подходов к управлению образовательной сферой, включения в управленческую деятельность различных категорий педагогических работников и потребителей образовательных услуг. В числе программных целей Государственной программы названы: совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; формирование государственно-общественной системы управления образованием. Вследствие этого владение эффективными управленческими компетентностями становится необходимым как руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам. Основные тенденции совершенствования управленческой деятельности в сфере образования связаны с его переходом от государственного управления к государственно-общественному, при котором ряд управленческих функций передается от структур государственной власти к общественным органам, включающим педагогов, учащихся и их родителей, представителей общественности и др. Таким образом, необходимые базовые представления о педагогическом менеджменте, его специфике должно быть сформировано и у представителей общественности, включенных в решение проблем образования. Все это обусловило включение в учебные планы бакалавриата и магистратуры курсов, направленных на формирование управленческих компетенций у будущих педагогов, в том числе и учебных дисциплин «Педагогический менеджмент», «Педагогический менеджмент и управление в современной школе» и др. Под заголовком ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ студентам будет представлена информация, направленная на расширение их эрудиции, представляющая различные точки зрения на изучаемую проблему, требующая критического анализа и осмысления. 1. Блок ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ способствует организации самостоятельной работы студентов как по репродуктивному усвоению знаний, так и по творческому преобразованию полученных знаний. Для формирования у обучающихся ключевых / общих и предметных компетенций, для ориентации их в практическом решении теоретических 4

5 вопросов в пособии представлен опыт управления образовательными учреждениями различного типа и уровня. Определенная часть этого опыта создана при непосредственном участии автора, осуществляющего функции научного руководства опытно-экспериментальной работой дошкольных образовательных учреждений и школ г.усть-каменогорска. 5

6 I. МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Современное состояние и перспективы развития системы образования как факторы совершенствования управления образованием Переход от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу во все большей степени предопределяет ключевую роль знаний для всех областей жизнедеятельности человека. Образование становится той сферой общественной жизни, качество которой становится важнейшим фактором успешности не только отдельного человека, но и всего общества. Известный специалист в области квалиметрии А.И. Субетто утверждает: в «новой онтологии человека и общества XXI века условием устойчивости развития становится закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе» [67, с. 44]. Вследствие этого значительно возрастает в настоящее время важность определения стратегических ориентиров в развитии как всей системы образования, так и ее отдельных учреждений. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: В каком положении предприятие находится в настоящее время? В каком положении оно хотело бы находиться через несколько лет? Каким способом достигнуть желаемого положения? Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать не только текущую ситуацию, в которой находится предприятие, но и особенности той системы, компонентом которой является данное предприятие. Здесь необходимы стратегическое видение, понимание перспектив развития соответствующей сферы социальной жизни. По этой причине управление в любой сфере, а в системе образования в особенной степени, должно базироваться на основных нормативно-правовых документах, содержащих информацию прогнозного (перспективного) характера. Данные нормативно-правовые акты можно классифицировать по многим признакам по сфере действия, по субъектам, издающим их и проч. По юридической силе нормативно-правовые документы могут быть разделены на 2 группы: 1) законы акты, обладающие высшей юридической силой, 2) подзаконные акты акты, основанные на законах и им не противоречащие. К первой группе документов, регламентирующих образовательную деятельность и управление, относится Конституция РК и закон РК «Об образовании» 2007 г. Вторая более обширная группа представлена, например, такими документами, как Государственная Программа развития образования РК на г.г., Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, Концепция непрерывного педагогического образования 6

Смотрите так же:  Гражданство рф для крымских татар

7 Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства РК Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы и др. В Национальном докладе о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (2008 г.) отмечалось, что «на современном этапе развития образования особо значимым становится достижение высокого качества образовательных услуг для населения. Наиболее развитые страны, выполнив одну из целей развития тысячелетия достижение всеобщего начального образования, принятых Декларацией Саммита Глав Государств в Нью-Йорке в 2000 году, активно совершенствуют свои системы образования в направлении достижения более высокого его качества» [41, с.4]. Как известно, критерии качества образованности населения используются наряду с характеристиками здоровья людей, их долголетия и величиной ВВП на душу населения для межстрановых измерений различных интегральных показателей. Один из наиболее известных в их числе индекс человеческого развития, являющийся стандартным инструментом при сравнительном анализе уровня жизни различных стран и регионов. Образованность населения определяется на основе двух параметров грамотности взрослого населения и охвата населения основными уровнями образования (начальным, средним и высшим). Как отмечается в Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК (2008 г.), за последние 12 лет в результате повышения индекса человеческого развития (ИЧР) Казахстан в соответствующем рейтинге стран продвинулся на 20 позиций вверх и занял в 2007 году 73 место, опережая все страны СНГ, кроме Беларуси и России [41, с.5]. Интенсивность, широта и динамизм реформ в системе образования Республики Казахстан свидетельствует, что совершенствованию данной сферы уделяется значительное внимание. Принятая в 1997 г. долгосрочная стратегия развития «Казахстан 2030» содержит семь базовых приоритетов развития государства, в том числе и связанных с этой областью социальной жизни: 1. Национальная безопасность. 2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. 3. Экономический рост, базирующийся на открытой экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. 4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. 5. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. 6. Профессиональное правительство. Что же понимается под широко употребляющимся термином «система образования»? Система образования характеризуется в законе РК «Об образовании» 2007 г. как совокупность взаимодействующих: 1) государственных общеобязательных стандартов образования и образовательных учебных программ, обеспечивающих преемственность уровней образования; 7

8 2) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующих образовательные программы; 3) органов управления образованием и соответствующей инфраструктуры, в том числе организаций научного и учебно-методического обеспечения, осуществляющих мониторинг качества образования. Глава 2 «Управление системой образования» закона РК «Об образовании» (2007 г.) содержит в своих статьях характеристику функций Правительства Республики Казахстан, компетенций уполномоченного органа в области образования, компетенций местных представительных и исполнительных органов в области образования Государственное регулирование в области образования, как указывается в законе «Об образовании», направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования (глава 8, статья 54). За последние годы реформы были связаны с введением целостной системы инноваций, охватывающих различные уровни и направления образования. К данным уровням, предполагающим непрерывность и преемственность образовательных учебных программ, в законе РК «Об образовании» отнесены: 1) дошкольное воспитание и обучение; 2) начальное образование; 3) основное среднее образование; 4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование); 5) послесреднее образование; 6) высшее образование; 7) послевузовское образование. Необходимость обеспечения доступа детей к качественному дошкольному образованию, согласования содержания системы дошкольного воспитания и обучения в соответствии с модернизацией всей системы образования определила тот факт, что сеть дошкольных учреждений стала изменяться не только количественно, но и качественно. Наряду с традиционными детскими садами, детскими садами-яслями стали создаваться детские сады-школы, которые дают возможность ребенку получить в их стенах начальное общее образование. Предшкольные группы и классы с 5 до 6 лет открываются в общеобразовательных средних школах, что также создает условия и для реализации принципа преемственности между этими уровнями образования, координации их деятельности. В школах осуществилось внедрение профильного обучения, которое понимается как процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся [1]. Данная педагогическая система и форма организации образовательного процесса направлены также на создание условий для профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к 8

9 освоению программ профессионального образования. Благодаря этому должны быть достигнуты цели преодоления ограниченности знаниевой парадигмы, формирования базовых компетенций учащихся, создания возможности проектирования и реализации ими индивидуальных учебных траекторий, обеспечения доступа учащихся к качественному образованию, преемственности уровней общего среднего и высшего профессионального образования. Задача вхождения Республики Казахстан в число 50 конкурентноспособных стран мира обусловила ориентацию на определенные международные стандарты общего среднего образования, которые рассчитаны на 12-летнюю школу. Вследствие этого в казахстанском образовательном пространстве активно осуществляется подготовка к переходу к школе, обеспечивающей данную продолжительность образования детей. Разработаны структурно-содержательная модель 12- летнего образования, необходимые нормативные документы, в ряде казахстанских школ активно проводится эксперимент по внедрению данной модели. В настоящее время разрабатывается система мониторинга среднего образования, которая, как предполагается, будет носить жестко централизованный характер. В данной системе министерство образования и науки РК призвано играть роль гаранта качества предоставляемых потребителям образовательных услуг. Значительные изменения характерны и для профессионального образования РК, всех его уровней. Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием предопределил модернизацию модели технического и профессионального образования. Эти изменения произошли также в системе, структуре, содержании высшего образования, в образовательных технологиях, категориях статусов вузов. В [78, с.18] подчеркнуто, что «одним из важных результатов реформирования высшего образования является сеть разнотипных вузов университетов, академий, институтов, филиалов, зарубежных вузов и вузов, созданных совместными усилиями Казахстана и иных государств, а также развитие сети негосударственных вузов. Все это, несомненно, способствует развитию рынка образовательных услуг созданию конкурентной среды. В совокупности формируется необходимая критическая масса, способная обеспечить поступательное развитие системы высшего образования и слияние ее с мировым образовательным пространством». Таким образом, к числу основных ориентиров реформ высшего профессионального образования относится и необходимость приведения его в соответствие рыночной экономики и вхождение системы образования в мировое образовательное пространство, т.к. высшая школа РК не могла находиться в стороне от глобальных преобразований, происходящих в мире. Так, например, во Всемирной декларации о высшем образовании для ΧΧΙ века (Париж, 9 октября 1998 г.) [37, с.91] указывается, что «высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало 9

10 свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше зиждется на знаниях, так что высшее образование и научные исследования в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед самим высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие радикального преобразования и обновления, с тем, чтобы наше общество, которое ныне переживает глубокий кризис, могло выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринимать более глубокие аспекты нравственности и духовности». Требования, предъявляемые к современной системе образования, обусловили вхождение Казахстана в пространство Болонского процесса. В соответствии с принципами Болонской декларации с 2004 г. в вузах РК реализуется многоуровневая структура высшего и послевузовского образования: бакалавриат магистратура докторантура (PhD). Вхождение в Европейскую зону высшего образования должно обеспечить формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала страны, повышение престижности казахстанского образования в мире, мобильность студентов и преподавателей и др. Вследствие того, что важным организующим компонентом функционирования европейской системы образования являются кредиты, казахстанские вузы также перешли на кредитную систему обучения, предполагающую возрастание роли самого обучающегося, создание для него возможности гибко выстраивать индивидуальную образовательную траекторию Болонский процесс как процесс сближения и гармонизации образовательных систем приводит также к необходимости содействия европейскому сотрудничеству и в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Происходит переход от контроля качества к управлению качеством, что обуславливает построение разветвленной системы внутренней и внешней оценки, расширяющей как используемые параметры, процедуры и технологии, так и круг субъектов этой оценки. Расширение международного сотрудничества в области мониторинга качества образования коснулось не только системы высшего профессионального образования, но и образовательных учреждений общего среднего образования, в первую очередь, применительно к таким сравнительным исследованиям реальных достижений учащихся, как PISA, TIMSS и др. Участие международных организаций в реформировании системы высшего образования в Казахстане, бесспорно, имеет различный характер. Если такие организации, как Азиатский банк развития и Всемирный банк, работали в рамках соглашений, заключенных с Правительством, по скоординированным с ним направлениям, то иные организации (Фонд Сорос-Казахстан, ЮСАИД) реализовывали собственные программы. Финансировали развитие 10

11 образовательных программ в Казахстане такие организации, как Комиссия Европейского Совета (ТАСИС, ТЕМПУС), Немецкая программа академических обменов (DAAD), Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков (ACSELS), Программа международного обмена (IREX) и др. [78, с.18-19]. Одновременно с этим вузы Казахстана устанавливали продуктивные связи с зарубежными университетами по совершенствованию учебного процесса, в том числе по разработке методического обеспечения кредитной системы обучения, научноисследовательской деятельности и др. Не менее интенсивно шло сотрудничество в области, связанной процессов с модернизацией процессов управления, особенно таких, как образовательная и институциональная аккредитация, сертификация внутривузовских систем менеджмента качества и т.д. Совершенствование системы образования невозможно без четкого понимания важности ее продуктивного взаимодействия с потребителями образовательных услуг и их категориальной дифференциации (обучающихся, их родителей, работодателей, общества и государства). Особенно важно это для вузов, являющихся «локомотивами» реформ. «В условиях, когда система образования стоит перед необходимостью адекватно реагировать на запросы инновационной рыночной экономики, особое значение приобретает вопрос о партнерстве системы высшего образования с работодателями. К настоящему времени партнерские отношения пока не оформлены в соответствующую систему, не устоялись. Эпизодические встречи на ярмарках специалистоввыпускников, договоры о сотрудничестве вузов с предприятиями носят инициативно-частный характер и, как правило, не оказывают существенного влияния в целом на политику реформ. К сожалению, работодатели отстранены от решения задач развития вузовского образования. Существуют как бы два параллельных мира — вузовская система образования и сфера труда и занятости. Это порождает массу проблем как образовательного, так и социального свойства, правильное решение которых возможно в диалоге» [78, с.21]. Большое внимание уделено и повышению квалификации учителей, организация которой будет претерпевать как количественные, так и качественные преобразования. В перспективе время прохождения переподготовки учителей увеличится до 3-х месяцев, изменится и перечень учебных заведений, на базе которых будет осуществляться повышение квалификации, ключевую роль здесь должны сыграть Национальный центр повышения квалификации педагогов и Назарбаев интеллектуальные школы. Несколько изменятся функции областных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования. За последние годы сделаны значительные шаги по обновлению содержания образования на всех уровнях образования, что было воплощено в разработке и внедрении новых государственных общеобязательных стандартов образования. Введение стандартов образования было обусловлено в свое время необходимостью задания единых обязательных норм (минимальных требований) в образовательном пространстве, 11

12 характеризующемся многообразием типов образовательных учреждений, в том числе, государственных и негосударственных (частных). Внедрение стандартов как нормативных документов позволило урегулировать процессы демократизации школы, не допуская анархии, перехода позитивных изменений в свою противоположность, дало возможность обеспечить соблюдение прав всех потребителей образовательных услуг. Инновационные изменения происходят и в технологическом обеспечении системы образования, все большее распространение, в том числе, получают компьютерная техника, средства мультимедиа. Использование инновационных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных, меняет характер и содержание деятельности участников образовательного процесса, влияет на особенности их взаимодействия. Особенно кардинально меняется деятельность студента и преподавателя, организация учебного процесса в дистанционном обучении, доля которого в последнее время значительно увеличилась, особенно в высшем профессиональном образовании. Новые подходы в организации образовательного процесса, в совершенствовании содержания образования привели к необходимости изменения также и критериев оценки качества образования, используемых методов и технологий оценки и т.д. Анализ динамики развития системы образования РК позволяет хронологически структурировать пройденный путь. В проекте, инициированном Азиатским банком развития применительно к высшему образованию, разработана следующая периодизация [цит. по: 78, с.10-11]: Первый этап ( г.г.) становление нормативно-правовой базы системы образования Казахстана характеризуется принятием Закона Республики Казахстан «Об образовании» (1992 г.) и Закона «О высшем образовании» (1993 г.) Данные законы заложили основы демократизации в управлении образованием и открытости, особенно вузовской системы. Второй этап ( г.г.) концептуальный пересмотр содержания образования на всех его уровнях, включая высшее. Законодательной основой явились Указы Президента РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» (30 августа 1995 г.), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» (5 октября 1995 г.). Этот этап отличается, по нашему мнению, усилением централизации управления образованием и повышением государственного контроля. Третий этап ( г.г.) концептуальное обновление содержания образования и начало реализации долгосрочных государственных программ. Сюда же можно отнести реализацию мер по децентрализации управления и финансирования системы образования, диверсификации типов учебных заведений и форм их собственности. Основой является Указ Президента РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» (27 января 1996 г.). 12

13 Четвертый этап ( г.г.) закрепление происшедших изменений в сфере образования, фиксация и заложение основ стратегического развития образования, включая высшее. Приняты Законы РК «Об образовании» (1999 г.), Государственная программа «Образование» (2000 г.) и Государственная программа «Развитие образования в Республике Казахстан на г.г.» (2004 г.). Принят новый Закон «Об образовании» (27 июля 2007 г.). Начат процесс реализации международных соглашений, способствующих вхождению вузовской системы в мировое образовательное пространство, в том числе Лиссабонской конвенции. Сорбонской и Болонской деклараций. Вузы переходят на обучение студентов по кредитной технологии и реализации высшего образования с присвоением академической степени бакалавра, а также подготовке магистров, докторов философии (PhD) и докторов по профилю. Менеджмент качества образования становится неотъемлемым структурным элементом системы образования, отдельных ее ступеней, а также одновременно фактором успешного ее функционирования в «реальном масштабе времени» и прогнозирования основных направлений ее развития в обозримом будущем. В настоящее время основные направления совершенствования системы образования Республики Казахстан отражены в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан г.г. В данной Программе главной целью заявлено повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В числе программных целей названы: совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; формирование государственно-общественной системы управления образованием; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны; модернизация системы технического и профессионального образования (далее ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриальноинновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство; достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриальноинновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; 13

14 формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств и др. Данные программные цели обусловили постановку целого ряда задач, в частности: обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научнопедагогических кадров; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления; формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее ГЧП); совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований и пр. [2, с.3]. Анализ основных целевых ориентиров данных основополагающих документов дает возможность сделать вывод, что внедрение современного менеджмента рассматривается как одно инновационных направлений, обеспечивающих эффективность реформ в сфере образования РК. Реализация этого инновационного направления потребует от руководителей образовательных учреждений всех уровней и типов владения эффективными управленческими компетентностями. Необходимость формирования данных компетентностей обусловлена также и тем, что, как утверждается в Программе, с 2011 года в организациях образования будет внедрена система планирования, ориентированного на результат, что потребует от руководителей и педагогов новых навыков управления, переподготовки и повышения квалификации. Уже в законе «Об образовании» (2007 г.) были установлены основные предпосылки для расширения круга субъектов управления образованием и образовательным учреждением. Так, например, в статье 44 «Управление организациями образования» наряду с тем, что «непосредственное управление организацией образования осуществляет ее руководитель», указывалось также «в организациях образования создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления организацией образования могут быть совет (ученый совет) организации образования, попечительский совет, педагогический, методический (учебно-методический, научно-методический) советы и другие формы, типовые правила организации работы которых, включая порядок их избрания, утверждаются уполномоченным органом в 14

Смотрите так же:  Земли лпх в собственность

15 области образования». В статье 47 «Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников» подчеркивалось их участие в управлении организацией образования; также «родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право: 1) выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка; 2) участвовать в работе органов управления организациями образования через родительские комитеты» (статья 49. «Права и обязанности родителей и иных законных представителей»). Статус педагогического работника предполагал, что он имеет право на участие в работе коллегиальных органов управления организации образования (статья 51 «Права, обязанности и ответственность педагогического работника»). Создание системы государственного-общественного управления школой приводит к тому, что пониманием сущности процессов управления в системе образования, умениями реализовывать действенное общественное участие в развитии образования через создаваемые попечительские советы должны будут овладеть также и люди представители широкой общественности, привлекаемые к работе данных советов. Новое понимание качества образования, значительные изменения, происходящие в современной системе образования как во всем мире, так и в Республике Казахстан, обуславливают «новые вызовы» времени, которым должны соответствовать образовательные учреждения, деятельность субъектов образования, результаты образовательного процесса. Модернизация образования в условиях экономического роста и демографического спада определяет потребность переосмысления и трансформации системы и практики управления основными направлениями деятельности вузов. Так, например, в высшем образовании выделяются следующие факторы, требующие первоочередного внимания: рост конкуренции на рынке образовательных услуг, стимулирующий поиск устойчивых конкурентных позиций, особенно в предвидении скорого демографического спада, снижения контингента студентов; увеличение потребности предприятий и организаций в выпускниках вузов, и как следствие появление у них заинтересованности в финансировании подготовки специалистов «под заказ»; превращение образования взрослых в перспективный и динамично развивающийся сектор деятельности вузов; возрождение государственных заданий на подготовку специалистов и их размещение в вузах на конкурсной, т.е. на конкурентной, рыночной основе. [66, с ]. Столь значительные изменения, осуществляющиеся многоаспектно, динамично и интенсивно требуют инновационных подходов и в управлении системой образования и образовательными учреждениями, выработки наиболее эффективных стратегий менеджмента. 15

16 16 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Сущность Болонского процесса Болонский процесс это не идиллическая гармония однонаправленного и синхронизированного движения. Да по своей философии он и не может быть таковым. Это движение от сопоставимости к совместимости, от общности действий к единым действиям, от способов приспособления к истинным и глубоким изменениям. Поставив во главу угла сохранение всего богатства образовательного ландшафта Европы, он в то же время с неизбежностью заключает в себе тенденцию к известной унификации, даже если последнюю интерпретировать как упорядоченное многообразие. Реальности Болонских реформ в достаточной степени изобилуют как примерами ускоренного реформирования национальных систем, так и свидетельствами осторожного, если не отчужденного, отношения к ним. Гармонизированный характер европейского пространства высшего образования усматривают не во всеобщем панъевропейском стандарте качества, не в единообразном содержании образования, а в сближении принципов и подходов, в подобии структур, конфигураций, целей и средств. Но сохраняется вопрос, какие сегодня ценности и концепции высшего образования в странах Евросоюза являются общими, а какие из них разделяют страны, отдаляют их друг от друга? Болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования в Европе. Незыблемыми остаются принципы автономности и многообразия. При обсуждении Сорбонской декларации подчеркивались «многообразие национальных различий и необходимость уважительного отношения к ним», причем и в Лиссабонской конвенции указывается, что «большое разнообразие систем образования в европейском регионе является отражением его культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, являющегося исключительным достоянием, которое требует всемерного уважения», при этом важно «предоставить всем людям данного региона возможность в полной мере пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений к образовательным ресурсам других государств». Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие тенденции развития современной системы образования обусловили обращение к проблемам менеджмента? 2. Сформулируйте вопросы, которые вы бы хотели обсудить в группе (задать преподавателю, получить по ним более детальную информацию и т.д.). 3. Выпишите основные термины, найдите их определения.

17 4. Читая тексты, делайте пометки в зависимости от характера информации (уже знакома, ранее была незнакома, с которой вы не согласны, с которой вы согласны, по которой вы хотели бы высказать свое мнение и др.). 5. Т.М. Баймолдаев к числу предпосылок, которые обусловили необходимость развития менеджмента в современной системе образования РК, относит ряд социально-экономических и политических условий: самым кардинальным образом изменилась форма государственного устройства. Казахстан стал самостоятельным, независимым государством со своей формой правления; изменились отношения собственности, вследствие чего рыночная экономика заставляет каждого человека размышлять о границах своей деятельности, активизирует проявления субъектных свойств; существенно изменился уровень теоретической подготовки управленческих кадров благодаря открытию в вузах управленческих специальностей; активизировались тесные связи с иностранными фирмами. [47, с.12-13]. Как вы думаете, какие именно особенности современного педагогического менеджмента обусловлены каждой из предпосылок? Обоснуйте свои выводы. 6. В чем состоит основная идея государственно-общественного управления? 7. Перечислите основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательных учреждений. 1.2 Менеджмент и педагогический менеджмент: основные понятия В определении термина «менеджмент» многие авторы отталкиваются от формулировки, данной А. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури: менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Содержание понятия «менеджмент» весьма разнообразно, глубоко и может рассматриваться в следующих аспектах [16]: как наука об управлении, в рамках которой осуществляется научный поиск новых подходов, методов, технологий, способствующих наиболее эффективному достижению целей организации; как практическое управление фирмой, направленное на получение определенных результатов, прибыли в ходе предпринимательской деятельности; как процесс, т.е. не отдельное действие и/или операция, но длительная, последовательная деятельность; как организацию управления, включающую в себя определенную совокупность, структуру подразделений фирмы, предприятия, а также субъектов управления. (Строго говоря, в литературе по менеджменту под 17

18 субъектом управления понимается не только люди, осуществляющие управленческие функции, но и управленческие структуры); как различные уровни аппарата управления. Весьма распространенным, причем не только в литературе по проблемам управления, стал термин «топменеджмент», обозначающий высший уровень управления, высшее руководство. (Следует заметить, что в штатных расписаниях учреждений сейчас можно встретить должности офис-менеджеров, т.е. секретарей; менеджеров по уюту, т.е. уборщиц. Так некритическое заимствование иноязычных терминов приводит к тому, что первоначальный их смысл теряется); как концепция рыночного управления и др. Как известно, долгое время понятие менеджмента использовалось только применительно к организациям, основной целью которых является получение прибыли. Так, например, в учебнике И.Н.Герчиковой утверждается, что «менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента» [16, с.17]. Менеджмент, по мнению автора, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что предполагает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Вследствие этого автор делает вывод, что «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. [16, с.21]. Сравнивая термины «менеджмент» и «управление», И.Н. Герчикова подчеркивает, что по своей сути управление по содержанию намного шире, т.к. применяется к разным видам человеческой деятельности, к разным сферам деятельности, к 18

19 различным органам управления, тогда как понятие «менеджмент» может быть отнесено лишь к управлению социально-экономическими процессами в рыночных условиях. В педагогической теории и практике долгое время управление понималось как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения (М.И.Кондаков, П.В.Худоминский и др.). Ю.В.Васильев, раскрывая сущность педагогического управления, указывал, что оно осуществляется с учетом требований и задач общества и отличается от других видов управления своими объектами, характером процессов и закономерностей, определяемых педагогической наукой. Статичность и объект-объектный характер управления начал претерпевать свои изменения в х г.г. XX века. Сущность управления стала трактоваться не только как поддержание оптимального функционирования, стабилизацию, но и как совершенствование деятельности организации и ее персонала как в количественном, так и в качественном отношении. Усиление в педагогике влияния гуманистических парадигм, субъектного подхода привело к изменениям в теории и практике не только обучения и воспитания, но и управления образовательным учреждением. Как в дефинициях процессов обучения и воспитания, так и в определении процесса управления в качестве ключевого понятия стало использоваться «взаимодействие», предполагающее активную субъектную позицию всех участников образовательного процесса. Управление как целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества понимается в работах К.Я.Вазиной, Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, П.И. Третьякова, Н.Д.Хмель, Т.И.Шамовой и др. Содержательно близкой является и позиция В.А.Сластенина с соавторами [63, с.483]. Рассматривая в учебнике педагогики внутришкольное управление, они понимают под ним деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Вследствие этого внутришкольное управление определяется ими как «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата». В учебнике подчеркивается, что теория менеджмента «привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают 19

20 основание для разработки самостоятельного направления внутришкольного менеджмента». Важность «человеческой» составляющей педагогического управления, на наш взгляд, и обусловила внимание сначала исследователей, а затем и педагогов-практиков к теоретическим и практическим наработкам в сфере менеджмента, т.к. данная наука об управлении изначально была ориентирована на процессы достижения поставленных целей через использование труда, интеллекта, мотивов и потребностей других людей. В свою очередь, исследовательские подходы и практические методы управления в области менеджмента имели своим фундаментом психологическую и педагогическую науки, в которых глубоко разработаны проблемы, связанные с развитием человека, организацией его деятельности, его мотивации и стимулирования и др. Благодаря этому происходит взаимное обогащение этих теоретических дисциплин, этих сфер практической деятельности. Так, например, известный российский специалист в области менеджмента качества Ю.П.Адлер указывает, что в системах менеджмента гораздо большую роль играет человек, его отношение к предмету и целям труда, нежели самые эффективные статистические методы или методы управления качеством [6, с ]. Таким образом, многие авторы начинают рассматривать менеджмент и как современную философию управления, базирующуюся на признании в качестве основополагающей концептуальной идеи ценность человека. Сближению менеджмента и педагогического управления способствовало также и то, что коммерческая, предпринимательская компонента во все большей степени становится в настоящее время неотъемлемой частью деятельности социальных, в том числе и образовательных учреждений, относящихся ранее к непредпринимательским. Рыночные реалии выступают сегодня не только как внешние факторы, определяющие функционирование учреждения образования, но и как внутренняя составляющая, органичная часть этого функционирования. По нашему мнению, педагогический менеджмент, несмотря на практически иные методологические основы, не отрицает полностью системы управления, сложившуюся в административно-командный период, но сохраняя продуктивные подходы, преобразуя их к новым условиям, выводит ее на качественно новый уровень. Строго говоря, термин «педагогический менеджмент» еще не получил четкого определения, не осуществлена его корректная дифференциация с понятиями «управление образованием», «управление школой», «внутришкольное управление», «внутришкольный менеджмент», «педагогическое управление» и многими другими, которые используются авторами работ по данной проблеме. В.П.Симонов определяет педагогический менеджмент как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом [60, с.56]. Распространено и еще более узкое понимание педагогического менеджмента как управленческой деятельности именно учителя, и 20

21 направленной на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях, в ходе которой педагог осуществляет: преобразование информации для принятия решений по изменению состояния управляемого объекта; управление процессом обучения и воспитания как взаимосвязанной системой принципов, методов, средств и форм; достижение поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы и потребности учащихся; организацию процессов достижения учащимися системы учебновоспитательных целей, принимаемых и реализуемых на основе образовательных концепций и учета человеческого фактора и др. Как мы видим, в этих дефинициях педагогического менеджмента игнорируются важные направления педагогической деятельности, сферы функционирования образовательного учреждения, непосредственно влияющие на качество образовательного процесса: научно-исследовательская и методическая работа, повышение квалификации педагогов, работа с родителями учащихся и многие другие. Это сужение сущности педагогического менеджмента объясняется тем, что большинство авторов рассматривали управление в основном как организационно-административную деятельность руководителя учебного заведения. В теории и практике управления образовательным учреждением вопросы профессиональной деятельности преподавателей как менеджеров первого звена, осуществляющих непосредственное управление деятельностью учащихся, не получали должного развития и обоснования. Стремление восполнить пробелы в данной сфере и обусловили сосредоточенность исследователей преимущественно на управленческой деятельности педагога. Важным субъектом управления сегодня необходимо рассматривать и самого учащегося. Функции менеджмента, осуществляемые педагогом, лишь тогда могут быть эффективными и обеспечить достижение поставленных целей, когда они поддерживаются адекватными действиями самоуправления (самоменеджмента) со стороны ученика. Более того, овладение обучающимся умений самоуправления становится в настоящее время важной целью образовательного процесса наряду с формированием знаний, умений и навыков, воспитанием разносторонней личности, развитием склонностей и способностей. 21 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Если же говорить о решении проблем менеджмента в целом, то его понятие и сущность меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются с течением времени. Поэтому изучение задач и проблем менеджмента, постоянное обновление знаний в этой области актуально в любой, относительно короткий, промежуток

22 времени. Менеджмент как система не только определенных знаний, но и навыков, особых профессиональных характеристик предполагает поиск и реализацию того или иного управленческого решения в условиях конкретной ситуации, имеющей специфическое сочетание факторов внешней и внутренней среды. То же касается и менеджмента качества. Итак, мы определились, менеджмент это самостоятельная область знаний, наука и, в то же время, сложнейшая сфера человеческой деятельности. Менеджмент это искусство, т.к. при управлении людьми задействованы не только интеллект, не только знание законов развития природы, не только знание технологий и умение владеть техникой, но и знание законов социального развития общества, использование интуитивного начала, знание и владение методами «социальных технологий», умение управлять взаимоотношениями между людьми. Т.е. в процессе управления людьми используются чувственно-образные формы отражения действительности. Искусство же, обладая огромными познавательными и общественно воспитательными возможностями, активно воздействуя на мысли, чувства и волю людей, играет чрезвычайно важную роль в любых сферах человеческой деятельности, в том числе и в производственных взаимоотношениях. Как область знаний и наука организационное управление представляется всей суммой знаний, накопленных за тысячи лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Считается, что управление как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным. Искусство так же является одной из форм общественного сознания, связанного с образным отражением действительности. Процесс образного обобщения, типизации придает единичному факту, личному переживанию всеобщую значимость и общественную ценность. Главным для искусства объектом познания является человек в единстве его личных и общественных качеств. Сложнейшие общественные закономерности раскрываются в искусстве через познание отношений людей друг к другу и к окружающему миру. При решении задач управления главным источником, порождающим фактор неопределенности в социальных системах, является сам человек, поведение которого слишком сложно, чтобы его действия можно было втиснуть в привычные схемы системного анализа, теории принятия решений и представить в виде алгоритмов управления. Понимание управления как искусства, базируется на том, что человек, его производственная деятельность и организации, где люди взаимодействуют это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы, как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Реальные хозяйственные ситуации уникальны по своей 22

Author: admin