Пояснительная записка программы юный эколог

программа Юный эколог.doc — Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников «Юный эколог» (2 класс)

1
«Юный эколог»
программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
младших школьников
Разработчик программы:
Бартова Наталья Егоровна

2
Унъюган
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………..………………. …..5
1. Учебный план………………………………………………….…………………..8
2. Учебно­тематический план……………………………………..………………. .9
3. Содержание программы.……………………………………………………..….11
4.Планируемые результаты..…………………………………………………. …. 11
5. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)..………. ………12
6. Методическое обеспечение учебного процесса…………..……………..……..12
7. Организация учебного процесса………………………..……………….…..…..13
8. Условия реализации программы…………………..…………………..…….…..13
9. Литература для учителя………………………….………..………………. …. 14
10. Литература для учащихся………………………………. 14

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и
детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм
поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим другим
следует актуализировать поиск и разработку психолого­педагогических оснований
феномена «экологическая культура младших школьников». Разрешение экологического
кризиса лежит не только в области хозяйственно­экономической деятельности людей, но и в
сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с
природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь:
качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень
культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения
экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в
отношениях «человек ­ природа». Природа вызывает особый интерес у растущего человека.
Она завораживает его безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой,
возможностями познания, радостью общения с ней. Из личного опыта работы с ребятами в
школьном лесничестве «Экос» убедилась, что именно с раннего возраста закладываются
нравственные основы – развиваются чувства к прекрасному, умение видеть красоту
природы, формировать принципы взаимоотношений человека и природы.
Уровень экологической культуры ­ результат воспитания, главной функцией которого
является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно
должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе
и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на
позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие
деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. «Думается, что
школа будущего должна как можно полнее использовать для гармоничного развития
учащихся всё, что даёт природа. Мы должны беречь и пополнять имеющие природные
богатства…» ­ сказал Сухомлинский.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в
социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и
родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в
коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует
оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности,
дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый
эмоциональный уровень.

4
Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что
предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся
богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах, проектах.
Эта программа как составная часть курса «Окружающего мира» выполняет несколько функций:
­ углубляет знания по ботанике, зоологии;
­ расширяет содержание курса «Окружающего мира», готовит к изучению биологии,
зоологии, экологии в средних классах;
­ способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии, зоологии,
экологии;
­ создаёт условия для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки
воспитанников.

Цель программы: На основе удовлетворения естественного детского интереса к
окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры
школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
5
Основные разделы программы:
I. Этот удивительный мир.
II. Человек – природа.
III. Всё живое надо беречь.
IV . Увлекательная лаборатория.
Первый раздел. ­ «Этот удивительный мир».
Цель раздела: в доступной форме дать общие представления о природе; научить
правилам обращения с растительным и животным миром.
В этом разделе дети получат доступные знания о природе, её разнообразии,
познакомятся с термином «экология» и предметом «Экология».
Второй раздел. ­ « Человек ­ природа».
Цель раздела: в доступной форме показать различные организмы и специальные
приспособления, которые они используют в своей жизни, взаимоотношения и влияния
человека на природу.
В данном разделе дети познакомятся с первой системой аксиом, касающихся
приспособительной конструкции живого, зависящей от воздействующих внешних факторов
и человека. Каждый организм выполняет свои функции, и они очень важны для
существования планетарной жизни.
Третий раздел. – « Всё живое надо беречь».
Цель раздела: познакомить с основами экологической этики, коренным образом
изменить взгляд человека на живую природу и себя в ней..
В этом разделе детям объясняются этические правила общения с окружающими
организмами различных видов, ориентируются на безальтернативность поведения по
отношению к живому существу, на ценность любой жизни, на несоизмеримость ценности
жизни и выгоды от её уничтожения.
Четвёртый раздел. – «Увлекательная лаборатория».
Цель раздела: научить видеть и технологически целесообразно решать реальные
экологические проблемы;
предвидеть проблемы экологии через организацию
многоплановой творческой и экологической деятельности.
В этом разделе дети учатся приобретать необходимые навыки решения проблем
окружающей среды; учатся писать мини сообщения, ставить простые опыты,
реализовывать свои интересы через проектную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Этот удивительный мир (8 часов)
Наука экология. Природные явления (дождь, снег, гроза, радуга, северное сияние).
Экосистема (Кто в тайге живёт и бродит?) Популяция. Различие популяций. Пищевые
цепи, растение и его опылители, хищник и жертва. Нерушимая связь популяций.
Практические работы:
1. Мини – сообщения о конкретных популяциях.
2. Составление осенних букетов, костюмов для «Праздника урожая».
Экскурсии:

6
1.В осенний лес (наблюдение за изменениями в природе, сбор осенних листьев,
природного материала).
2. На пришкольный участок (сбор семян клумбовых растений).
Раздел 2 Человек ­ природа (9 часов)
Экология и экологи. Взаимосвязь в природе. Природное сообщество – лес. Человек –
часть природы. Организм человека. Приспособление организма к жаре, холоду. Наше
питание, закаливание организма, здоровье – зависит от нас. Экологическая безопасность.
Практические работы:
1. Разучивание физкультминуток, утренних разминок.
2. Закаливание организма: обтирания, обливания, массаж.
Экскурсии:
1. Поездка в краеведческий музей.
2. В зимний лес на лыжах.
3. На очистные сооружения.
Раздел 3 Всё живое надо беречь (11 часов)
Небесные тела: планеты и звёзды. Планета Земля – живой организм. Беречь всё живое.
Правила поведения в природе. Воздух и вода – наши верные друзья. Помощь птицам
(изготовление кормушек). Красная книга и Чёрная книга. Паразиты и хищники. Ядовитые
грибы и съедобные. Лекарственные растения и ядовитые. В природе все дружат.
Практические работы:
1. Готовим мини – сообщения о животных из «Красной книги» и «Чёрной книги»,
выступаем перед коллективом.
2. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала
(коробок из – под молока, сока).
3. Проводим простые опыты с воздухом и водой.
4. Учимся различать и определять по внешним признакам съедобные и ядовитые
грибы.
5. Проведение праздника «Мой любимец».
Экскурсии: Поход в весенний лес.
Раздел 4 Увлекательная лаборатория (6 часов)
Комнатные растения. Посадка. Уход. Клумбовые цветочные растения. Правила посева.
Уход. Подкормка. Проекты «Удивительное дерево» и «Посади дерево». Операция
«Родничок».
Практические работы:
1. Посев рассады клумбовых цветочных растений и ухаживание за ними.
2. Выращивание комнатных растений, посадка, рыхление, полив.
3. Проект «Посади дерево» (из семян любимого дерева выращиваем рассаду)
для пришкольного участка.
4. Операция «Родничок» (поездка на родник, уборка территории родника).
5. Проект «Удивительное дерево» (групповые проекты)
Экскурсии: 1. На пришкольный участок, в лес. 2. На родник, уборка, активный
отдых на природе.

7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название разделов и тем.
1. Р Этот удивительный мир.
Всего
часов
8
1.1­
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7­
1.8
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
Что такое экология?
Основные термины и понятия.
Жизнь прекрасна!
Мир глазами эколога.
Природа.
Красота явлений природы.
Экосистема и её строение.
Нерушимая связь популяций.
Экологический праздник
«Праздник урожая»
Человек – природа.
Многообразие животных и
растений.
Взаимоотношения организмов
в природе.
Лес – природное сообщество.
Человек в окружающем мире.
Мы учимся у природы.
Чем мы питаемся?
Это зависит от нас.
Экологическая безопасность.
Викторина
«Знатоки природы»
Всё живое надо беречь.
Проблемы экологии.
Голубая планета Земля..
Берегите родную природу.
Воздух и его охрана.
Вода в природе и в жизни.
Покормите птиц зимой.
Растения и животные под
нашей защитой.
Красная книга.
Хищники и паразиты.
Чёрная книга.
2
1
1
1
1
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
Теория Практик

3.9
Ядовитые грибы и растения.
Дружба в природе.
3.10
3.11 Праздник «Мой любимец».
4.
Увлекательная
лаборатория.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5­
4.6
Комнатные растения
и уход за ними.
Посев и уход за цветочной
рассадой.
Операция «Родничок».
Проект «Посади дерево».
Проект «Удивительное
растение».
1
1
1
6
1
1
1
1
1
6
1
1
2
2
8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы « Юный эколог» обучающиеся научатся:
 Различать изученные грибы, ягоды, животные, деревья;
 Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 Использовать естественно – научные тексты с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
 Использовать различные справочные издания (словари, определители растений,
иллюстрации) для поиска необходимой информации;
 Использовать готовые модели (план, схема, таблица) для выявления свойств
объектов;
 Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
 Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека;
 Выполнять правила безопасного поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природе
 Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции;
 Систематизировать представления о растениях, грибах, животных.




Духовно­нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать
позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско­патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6)
эстетическое воспитание

Смотрите так же:  Кредитование малого бизнеса под залог недвижимости

По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы занятий по
9
развитию экологической культуры младших школьников должны
должны обладать Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» является
формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно­научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
представлять
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты справочников и другой литературы и при этом:
вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту
и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.

10
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Юный эколог»
 узнавать по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям различные виды
растений, животных, явлений природы;
 объяснять, как человек использует наблюдения в природе;
 составлять план наблюдения, опыта, экскурсии;
 фиксировать результаты опыта, наблюдения, экскурсии в виде мини­сообщений и
проектов;
 оценивать правильность поведения людей в природе;
 находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать
способы их устранения;
 доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
 учиться объяснять своё отношение к растительным и животным организмам, к
результатам наблюдения, опыта, экскурсии;
 применять знания о растениях, животных и наблюдениях в жизни;
 предлагать, что можно самому сделать для исправления видимых нарушений;
 выращивать и ухаживать за комнатными и клумбовыми растениями;
 пропагандировать знания об охране и бережном отношении природы.
Духовно­нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать
позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско­патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое
воспитание

Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы —

1 Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы — формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих растений и животных помогает ребёнку по новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 4 классов. Количество часов в год: 1 класс 33 часа, 2-4 класс 34 учебных часа в год. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

2 Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности Предметные результаты: — интерес к познанию мира природы; Ожидаемые результаты — потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; — осознание места и роли человека в биосфере; — преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: — принятие обучающимися правил здорового образа жизни; — развитие морально-этического сознания; — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: — овладение начальными формами исследовательской деятельности; — опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; — опыт социальной и межкультурной коммуникации; — формирование коммуникативных навыков. При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от г / ) Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку полностью или частично.

Смотрите так же:  Как оформить шампанское лентами

3 1-я ступень Ставит цель исследования с помощью учителя 2-я ступень Ставит цель исследования самостоятельно 3-я ступень Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Лист наблюдения Следует плану, предложенному учителем В целом представляет, как достичь цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Использует источники информации, рекомендованные учителем Пытается обнаружить способы получения информации Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что Наиболее трудным мне показалось Я думаю, это потому, что Самым интересным было Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее Я бы хотел попросить своего учителя Все или наиболее значимые результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка. При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. Волгоград: Учитель, с.

4 Тематический план 1-й год обучения раздела занятия Тема Дата 1 Введение 1 Что такое экология? Мой дом за окном 2 Мой дом Дом, где мы живём Экскурсия в парк Откуда берётся и куда девается мусор? Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» Деревья твоего двора Экскурсия по территории школы Птицы нашего двора Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» Я и моё окружение 12 Моя квартира Моя семья Соседи-жильцы Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» Дом моей мечты Комнатные растения в квартире, классе Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» Экскурсия в парк Животные в доме Гигиена моего дома 23 Уход за квартирой Гигиена класса Практическое занятие «Гигиена класса» Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню Природа в квартире и в классе Наша одежда и обувь Русская народная одежда Практическая работа «Уход за одеждой» Экскурсия в школьный экологический центр Итого: 33 часа

5 Учебно-тематический план 2 й год обучения 1 Вода источник жизни 1 Вода в моём доме и в природе 2 Стихи, рассказы о воде и природе 3 Экскурсия к водоёму 4 Осень в нашем городе 5 Экскурсия в парк 6 Вода в жизни растений 7 Вода в жизни животного мира 8 Вода и здоровье человека 9 Личная гигиена 10 Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» Защита проектов «Вода источник жизни на Земле» 2 Солнце и свет в нашей жизни 13 Солнце, Луна, звёзды источники света 14 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 15 Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света 16 Отношение к свету и теплу различных животных 17 Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» 18 Электрический свет и тепло в моём доме 19 Откуда приходит свет и тепло в мой дом 20 Телевизор в моём доме 21 Сколько стоят свет и тепло 22 Итоговое занятие 3 Воздух и здоровье 23 Воздух и здоровье человека 24 Практическое занятие «Уборка в классе» 4 Мой край 25 Растительный мир области 26 Животный мир области 27 Исчезающие растения и животные родного края 28 Экскурсия в краеведческий музей 5 Весенние работы Практическое занятие по подготовке почвы к посеву Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 34 Итоговое занятие Итого: 34 часа Дата

6 Учебно тематический план 3-й год обучения раздела занятия Тема 1 1 Введение. Красноярский край на карте России 2 Растительность Красноярского края 2 Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры. 3 Экскурсия «Где растут деревья». 4 Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры. 5-6 Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. 7-8 Кустарники. Их роль в жизни человека Зелёная аптека Красноярского края. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав. 11 Растения сорняки и вредители здоровья человека Комнатные растения. Разведение и уход за ними. 14 Викторина «Зелёный мир вокруг нас» 15 Защита проектов «Редкие растения края» 16 Заповедники и заказники Красноярского края. Создание экознаков. 17 Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. 3 Насекомые нашей области 18 «Мал золотник да дорог» (О пользе насекомых) 19 Насекомые вредители Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми Насекомые Красноярского края. Экскурсия в краеведческий музей. 24 Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков 25 «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») 4 Рыбы, обитающие в Красноярском крае 26 Промысловые рыбы. Рациональное их использование 27 Рыбы, обитающие в реках области 28 Прудовые хозяйства Красноярского края 29 Аквариумные рыбы Охрана рыбных богатств. Красная книга края. 32 Конкурс-игра «Золотая рыбка» Защита экологических проектов

7 Учебно тематический план 4-й год обучения раз- заня- Тема дела тия 1 Птицы красноярского края 1 Воробей самая распространённая птица на Земле 2 Ворона «интеллектуальная» птица 3 Ворон красивая и умная птица 4 Сорока-белобока «лесная сплетница» 5 «Лесной доктор» — дятел 6 Галка городская птица 7 Загадочная птица кукушка 8 «Пернатая кошка» — сова 9 Любимая птица снегирь 10 «Сестрички-синички» — самые полезные птички России 11 Наш добрый сосед скворец 12 Изготовление скворечников, кормушек 13 Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков Защита экологических проектов 2 Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. 16 Заяц «Длинное ухо» 17 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 18 Серый хищник волк 19 Хозяин леса медведь 20 Любознательный зверёк белка 21 Лесной красавец лось 22 Сердитый недотрога ёж 23 Всеядное животное барсук 24 Бобр строитель 25 Запасливый бурундук 26 Рысь родственник кошки 27 Соболь «дорогой» зверёк 28 Косуля — самый маленький европейский олень 29 Красная книга области. Заповедники и заказники Красноярского края. Создание экознаков Экскурсия в краеведческий музей Защита экологических проектов 34 Подведение итогов Итого: 34 часа

8 Содержание программы 1 класс (33 ч) Введение (1 ч) Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. 1.Мой дом за окном (10ч) Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. 2.Я и моё окружение (12 ч) Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Соседи жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил

Смотрите так же:  Оформить гараж на дочь

9 безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки. 3.Гигиена моего дома. (10 ч.) Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды. 2 класс (34 ч) 1. Вода источник жизни (11 ч) Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч) Солнце, Луна, звёзды источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе. 3. Воздух и здоровье (3 ч) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание. 4. Мой край (6 ч) Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. 5. Весенние работы (4 ч) Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами. 3 класс (34ч) Вводное занятие (1 ч) Красноярский край на карте России 1.Растительный мир Красноярского края (17 ч) Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. сосновые боры Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Красноярского края области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Красноярского края. 2.Насекомые нашей области (8 ч)

10 Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашего края. Красная книга области. 3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч) Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств. 4 класс (34 ч) 1.Птицы Красноярского края (15 ч) Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга. 2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч) Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга края.

11 Список литературы 1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. Волгоград: Учитель, с. 2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. М.: Просвещение, Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. М.: Просвещение, Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Программа «Юный эколог»

Пояснительная записка

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Цель программы “Юный эколог” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.

Author: Profi