Переустройство жилого помещения требования

Оглавление:

Перепланировка и переустройство жилых помещений.

Что считается перепланировкой или переустройством?

Согласно Жилищному Кодексу РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст.15 ЖК РФ Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования)

Ст.16 ЖК РФ относит к жилым помещениям:

  • жилой дом, часть жилого дома;
  • квартира, часть квартиры;
  • комната.

* Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

* Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

* Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Какие именно ремонтные работы в помещении могут рассматриваться как перепланировка?

В качестве примера перепланировки можно привести следующие работы:

  • изменение конфигурации стен (монтаж новых стен, полный или частичный демонтаж существующих);
  • изменение оконных и дверных проемов, устройство новых проемов, заделка старых. Сюда же относится устройство арок в стенах;
  • остекление балконов и лоджий;
  • устройство внутренних лестниц и проемов в перекрытиях.

Какие именно ремонтные работы в помещении могут рассматриваться как переустройство?

Примером переустройства может явиться перестановка мойки и газовой плиты на кухне, равно как и перестановка санитарного оборудования в ванной и туалетной комнате.

При этом замена инженерного оборудования на аналогичное по параметрам переоборудованием не считается, а относится к текущему ремонту жилого помещения.

Какие виды ремонтных работ требуют внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение?

В настоящее время основным нормативным актом, определяющим техническую составляющую, условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

В соответствии с п. 1.7.1 указанных Правил и норм:

  • переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
  • перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Какие перепланировки и переоборудования запрещены?

Не допускаются Переоборудование и Перепланировка жилых домов и квартир (комнат):

  • ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
  • ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

Какие требования к жилым помещениям необходимо учитывать при проведении перепланировки/переоборудования?

Данные требования регламентированы Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Требования к жилому помещению:

  • Квартиры находятся в жилом доме, расположенном в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;
  • Несущие и ограждающие конструкции квартир находятся в работоспособном состоянии;
  • Квартиры обеспечены инженерными системами (электроосвещение, хозяйственнопитьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, и газоснабжение);
  • Квартиры защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств;
  • Допустимая высота жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивает пожарную безопасность квартир и жилого дома в целом;
  • Объёмнопланировочное решение квартир и их расположение в жилом доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, обеспечивают возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учётом требований эргономики;
  • В квартирах требуемая инсоляция, её длительность обеспечивается не менее чем в одной комнате;
  • Высота от пола до потолка комнат и кухонь более 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних составляет более 2,1 м.
  • Отметка пола квартир, расположенных на первом этаже, выше планировочной отметки земли;
  • Над комнатами не размещены уборные, ванные (душевые) и кухни;
  • Комнаты и кухни в квартирах имеют непосредственное естественное освещение.

Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что при проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 Жилищного Кодекса: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласование перепланировки в административном порядке.

Какие документы необходимо представлять для получения разрешения на перепланировку?

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:

  1. заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  2. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  5. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  6. заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В настоящее время применяется форма заявления, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

В каких случаях отказывают в согласовании перепланировки?

Отказ в согласовании переустройства/перепланировки жилого помещения допускается в случае:

  • непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
  • представления документов в ненадлежащий орган;
  • несоответствия проекта переустройства/перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Сохранение перепланировки в судебном порядке.

Какие перепланировка/переустройство являются самовольными?

Жилищный Кодекс в ст. 29 определяет понятие самовольного переустройства и/или перепланировки жилых помещений.

Важно. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Какие могут быть последствия для лиц, осуществивших самовольную перепланировку?

Действующим законодательством предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство/перепланировку жилого помещения.

  • В настоящее время в ст. 7.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, которое может выражаться, в частности, в самовольных переустройстве и (или) перепланировке жилых домов и (или) жилых помещений (ч. 1 ст. 7.21 1000 — 1500 ШТРАФ) либо в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 2 ст. 7.21 2000 — 2500 ШТРАФ).
  • Следует отметить, что действия по самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами не только по данной статье, но и по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство.
  • Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В рамках ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном/перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Следует иметь в виду, что возможно сохранение только перепланированного/переустроенного помещения. Нельзя требовать сохранения реконструированного помещения, то есть измененного объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (ст. 1 ГрК РФ), поскольку закон такой возможности не предусматривает.

Смотрите так же:  Как оформить карту сбербанка на получение пенсии

Как сохранить реконструированный объект?

Порядок введения в эксплуатацию реконструируемых объектов определен Градостроительным Кодексом РФ, нормативными правовыми актами РФ. Положения ст. 29 ЖК РФ не могут применяться здесь по аналогии к случаям самовольной реконструкции. Например, в судебном порядке на основании п. 4 ст. 29 ЖК РФ нельзя легализовать:

  • пристройку лоджии к квартире,
  • демонтаж подоконной части наружной стены,
  • устройство вместо оконного проема оконно-дверного проема без соответствующего разрешения.

Такой объект обладает признаками самовольной постройки, и вопрос о приобретении права собственности на нее может ставиться только применительно к.п.3 ст.222 ГК РФ.

Если в результате перепланировки произойдет присоединение к жилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, то согласно п. п. 1 — 3 ст. 36, п. 2 ст. 40 ЖК РФ подобные операции (например, демонтаж в наружной стене балконного блока с сохранением подоконного пространства, поскольку балконная плита является общим имуществом) возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Что относится к общему имуществу многоквартирного дома?

В состав общего имущества включаются:

  • помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
  • крыши;
  • ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
  • ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
  • земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
  • иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Что происходит, если собственник отказывается привести помещение в прежнее состояние?

В случае, если перепланированное/переустроенное жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в ч. 3 ст. 29 ЖК РФ срок в установленном органом местного самоуправления порядке, то суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, принимает решение:

  • в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Поскольку закон предусматривает возможность последующей легализации выполненной перепланировки жилого помещения, тот факт, что гражданин не обращался за согласованием в орган местного самоуправления, не лишает его права потребовать в суде сохранения жилого помещения в перепланированном виде.

Какие обстоятельства являются существенными при рассмотрении дела о сохранении перепланировки?

Существенным для дела обстоятельством в данном случае является установление того факта, что произведенные перепланировка и переустройство не повлияли на законные интересы граждан, а жилое помещение в существующем виде не создает угрозу их жизни или здоровью.

Правом на обращение в суд с иском о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии обладают как собственники жилого помещения, так и наниматели жилого помещения.

Вопрос о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии может быть решен судом в различных процедурах:

  • по иску граждан о сохранении перепланированного помещения;
  • по иску органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии встречного иска гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде);
  • в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Действующее законодательство не исключает права гражданина вместо обращения с иском о сохранении перепланированного помещения обратиться сначала в орган местного самоуправления с заявлением о согласовании перепланированного помещения с приложением соответствующих документов. При получении же отказа на свое обращение гражданин может обжаловать его как ненормативный акт в порядке главы 24 ГПК РФ, т.е. по упрощенной процедуре и в рамках данного дела бремя доказывания обоснованности принятого решения будет возлагаться на орган местного самоуправления.

Лицо, добивающееся сохранения перепланированного помещения в суде, должно предоставить экспертное заключение о том, что произведенная перепланировка/переустройство отвечают установленным строительным, техническим, санитарным и иным правилам и нормам, а также не нарушают права других граждан и организаций. В подтверждение своих обоснований истец может представить заключения и письма из уполномоченных органов (пожарной инспекции, МЧС, Роспотребнадзора).

Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме (ст.ст. 25 — 29)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 558-ФЗ

Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

См. схему «Перепланировка и переустройство жилого помещения»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Переустройство жилого помещения требования

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы жилищного и земельного права ›
  • Обязанности собственника и нанимателя жилья ›
  • Каков порядок переустройства и перепланировки жилого помещения?

Каков порядок переустройства и перепланировки жилого помещения?

Каков порядок переустройства и перепланировки жилого помещения?

В Жилищном кодексе РФ содержатся разъяснения терминов переустройство и перепланировка жилого помещения. В соответствии со статьей 25 Жилищного Кодекса РФ переустройством жилого помещения является установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. В свою очередь, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилых помещений может включать установку бытовых электроплит вместо газовых; перенос нагревательных и сантехнических приборов; устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат; прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электросетей и др.

Перепланировка может заключаться в переносе и разборке перегородок, переносе и устройстве дверных проемов; устройстве кухни, санузлов и других помещений; расширении жилой площади за счет других помещений. Перепланировка, которая может привести к ухудшению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов и т.п., а также ухудшающая условия эксплуатации и проживания в квартире или доме, не допускается.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим такое согласование.

Основанием для проведения работ по переустройству или перепланировке помещения в жилом доме является решение органа местного самоуправления (поселковой администрации, администрации города, района в городском образовании), который осуществляет такое согласование.

Для получения решения о проведении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения представляет:

• заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством РФ;

• правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности) на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

• подготовленный и оформленный в установленном порядке специалистами проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

• технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

• согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма;

• заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявителю выдается расписка в получении документов. На основании представленных документов принимается решение о согласовании или об отказе.

Согласно пункту 4 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны в течение 45 календарных дней со дня получения документов принять решение о разрешении или об отказе согласования переустройства или перепланировки.

Решение об отказе в переустройстве или перепланировке помещения в обязательном порядке должно содержать основания отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные Жилищным кодексом или другими законодательными актами.

Согласно статье 27 Жилищного Кодекса РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается лишь в предусмотренных законом случаях, а именно:

• при непредставлении определенных частью 2 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ и перечисленных выше документов; представлении документов в ненадлежащий орган;

• несоответствии проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 29 Жилищного Кодекса РФ, лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законом ответственность (в соответствии со статьей 7.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ — нарушение правил пользования жилыми помещениями) и обязано привести такое жилье в прежнее состояние в разумный срок. На основании решения суда такое жилое помещение может быть сохранено в измененном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и не влечет угрозы их жизни и здоровью. После завершения переустройства или перепланировки помещения должен быть составлен акт приемочной комиссии.

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений, переоборудование проводится для приспособления помещений к новому функциональному назначении, реконструктивные работы, в том числе выполняемые в комплексе с работами по перепланировке и переоборудованию помещений, предусматривают частичные изменения в несущих конструкциях и (или) в архитектурном облике здания, при этом не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых помещений.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, переустановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние. Аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией.

В соответствии с п. 1.6 постановления Госстроя РФ №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планированию помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкций, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

Переустройство: понятие и виды

Переустройство (переоборудование) жилых помещений включает в себя:

— установку бытовых электроплит взамен газовых плит и кухонных очагов;
— перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
— устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать:

— перенос и разборку перегородок;
— перенос и устройство дверных проемов;
— разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;
— устройство дополнительных кухонь и санузлов;
— расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;
— ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
— устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Согласно п. 3.7.4 методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда переоборудование и перепланировка жилых и подсобных помещений в квартирах многоквартирных домов могут осуществляться в целях повышения уровня благоустройства и комфортности проживания.

Основания проведения перепланировки или переустройства

Часть 1 статьи 26 ЖК РФ содержит обязательное требование при осуществлении переустройства или перепланировки — согласование с органом местного самоуправления до проведения соответствующих действий. Перепланировка или переустройство, проведенные без согласования, считаются самовольными, и к ним применяются положения ст. 29 Жилищного кодекса, а также меры административной ответственности. Узаконение переустройства или перепланировки, произведенной самовольно, допускается только в судебном, административном порядке.

Перечень документов, изложенный в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, является исчерпывающим. Органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе требовать никакие иные документы. В противном случае их действия могут быть обжалованы в суд как неправомерные.

Форма заявления о переустройстве или перепланировке должна быть утверждена Правительством РФ. До такого утверждения формы могут быть разработаны другими органами.

Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения является обязательным.

В состав документации входят:

— план этажа на копии плана БТИ с указанием:
— предполагаемых к сносу перегородок,
— устанавливаемых перегородок,
— мест пробития проемов во внутренних стенах;
— конструктивные детали и узлы (при необходимости);
— решения по внутреннему инженерному оборудованию, заключение о функционировании внутренних инженерных систем (при необходимости);
— техническое заключение о несущей способности конструкций (при необходимости).

Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предусмотрен в качестве обязательного документа в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26ЖК РФ. Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляют при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд. Форма и порядок оформления технического паспорта определены Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ N9 37.

В числе представляемых документов должно быть письменное согласие всех членов семьи нанимателя (в том числе и временно отсутствующих).

Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры необходимо для переустройства или перепланировки здания, сооружения, которое является памятником архитектуры, истории или культуры.

Основания отказа в разрешении переустройства или перепланировки

Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства или перепланировки представлен в статье 27 ЖК РФ. Он является исчерпывающим и не может быть расширен.

Первое основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 статьи 27 состоит в отсутствии каких-либо из документов, перечисленных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Второе основание связано с представлением документов в ненадлежащий орган.

Третье основание для отказа в согласовании переустройства или перепланировки — это несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В постановлении Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрены следующие требования:

— Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности и разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
— Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Срок рассмотрения заявления о переустройстве или перепланировке — один месяц. Межведомственная комиссия, изучив представленные документы и произведя осмотр объекта, принимает решение, которое оформляется протоколом (актом). Решение комиссии считается принятым большинством голосов при наличии кворума. Возражения отдельных членов комиссии против предлагаемого решения излагаются письменно и прилагаются к протоколу (акту). Решение межведомственной комиссии может быть обжаловано в двухнедельный срок в вышестоящих межведомственных комиссиях, а в случае несогласия с решением городской комиссии — в судебном порядке.

Самовольная перепланировка или переустройство. Правовые последствия

По окончании переустройства или перепланировки приемочная комиссия должна принять объект и проверить соответствие произведенных изменений разрешительной документации. Данная комиссия формируется органом исполнительной власти, выдавшим разрешение.

Установленные несанкционированные отступления от согласованных проектных решений передаются в уполномоченный орган, который дает оценку их допустимости.

В случае признания фактических изменений в переустроенных помещениях недопустимыми органы исполнительной власти, решения которых были нарушены, принимают меры по привлечению нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством.

Орган местного самоуправления, осуществляющий согласование, направляет акт приемочной комиссии в организацию по учету объектов недвижимого имущества. В то же время необходимо учитывать, что именно органы по учету объектов недвижимого имущества производят обмеры в переустроенных помещениях и проверяют соответствие произведенных изменений разрешительной документации, в связи с чем целесообразно было бы участие представителей этих органов в приемочной комиссии.

В соответствии с п. 3 ст. 681 ГК РФ переоборудование жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, если такое переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением, без согласия нанимателя не допускается.

Самовольные перепланировка и переустройство жилого помещения не допускаются без согласования с компетентным органом независимо от того, принадлежит ли помещение гражданину на праве собственности или по договору найма жилого помещения.

В настоящее время ответственность за данное правонарушение предусмотрена в ст. 7.21 КоАП РФ, в соответствии с которой лица, виновные в самовольном переоборудовании жилых домов или жилых помещений, подвергаются административному штрафу в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

Лица, виновные в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах, Согласно той же статье, подвергаются административному штрафу в размере от 20 до 25 МРОТ.

Кроме административной ответственности самовольное переустройство (перепланировка) жилых помещений влечет следующие негативные последствия:

— лицо, самовольно переустроившее жилое помещение, обязано привести его в прежнее состояние в разумный срок;
— порядок приведения самовольно переустроенного (перепланированного) жилого помещения определяется органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение;
— если помещение не будет приведено в прежнее состояние, то суд может принять решение об отчуждении жилого помещения;
— продажа жилого помещения проводится с публичных торгов в соответствии со ст. 447—449 ГК РФ, а также регулируется законодательством об исполнительном производстве.

Личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество
Льготы по уплате земельного налога
Массовая оценка недвижимости
Местные рынки жилья
Методы и формы финансирования девелопмента
Методы качественного анализа риска

Назад | | Вверх

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений

Администрации районов Санкт-Петербурга

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно‑технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка и (или) переустройство жилого помещения осуществляются на основании решения администрации района Санкт‑Петербурга (далее — Администрация).

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения администрации района или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

Принятие Администрацией решения о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и направление заявителю на бумажном носителе решения о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме или уведомления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по форме.

Срок предоставления услуги

Администрация в течение 45 календарных дней со дня представления заявителем документов в Администрацию принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

I. Получатели государственной услуги:

Cобственники жилых помещений, наниматели или арендаторы жилых помещений в Санкт‑Петербурге.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Доверенное лицо либо законный представитель (опекун, попечитель) получателя государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Перед предоставлением государственной услуги заявителям необходимо обратиться к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, имеющим выданные саморегулируемой организацией (далее — СРО) свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — специализированные организации) для оформления в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

  1. Лично либо через представителя обращается в Администрацию.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. В течение 3 дней с момента принятия решения Администрацией получает решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме (далее — решение) либо уведомление об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме (далее — уведомление об отказе в согласовании).

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Заявитель не имеет законных оснований на предоставление государственной услуги в соответствии с требованиями.
  2. Непредставление заявителем обязательных к представлению документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя и (или) несоответствие документов требованиям.
  3. Несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям.
  4. В случае, если Администрацией были получены ответы на межведомственные запросы, свидетельствующие об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, и соответствующие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе по истечении 15 рабочих дней после направления Администрацией в адрес заявителя уведомления в свободной форме, содержащего информацию о получении такого ответа и предложения самостоятельно представить данные документы и (или) информацию в Администрацию.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Должностное лицо соответствующего отдела Администрации — Отдела районного хозяйства, или Отдела строительства и землепользования, или Жилищного отдела (далее — Отдел):

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления о предоставлении государственной услуги и/или проверяет правильность его оформления.
  4. Определяет способ информирования заявителя о принятом решении по предоставлению государственной услуги (в устной либо письменной форме), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  5. Проводит проверку документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню обязательных к представлению документов.
  6. Фиксирует факт приема документов в книге регистрации заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций, и формирование персонального дела заявителя

Должностное лицо Отдела Администрации:

  1. В течение трех календарных дней с момента регистрации заявления и документов заявителя осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов в:
    • Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу (далее — Управление Росреестра по Санкт‑Петербургу) о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о содержании правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение и выписки из ЕГРН об объекте недвижимости;
    • Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее — КГИОП) о предоставлении заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
    • Санкт‑Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское Управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее — ГУП «ГУИОН») о предоставлении технического паспорта переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (предоставляется ГУП «ГУИОН» в случае если технический паспорт на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение ранее изготавливался ГУП «ГУИОН» и имеется в наличии).
  2. В течение 3 календарных дней со дня получения ответов на межведомственные запросы формирует персональное дело заявителя и передает его секретарю межведомственной комиссии Администрации (далее — МВК) для рассмотрения вопроса о согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
  3. В случае получения ответа на межведомственный запрос, содержащий информацию об отсутствии запрашиваемых сведений, в течение 3 календарных дней со дня получения такого ответа готовит в адрес заявителя уведомление в свободной форме о получении такого ответа с предложением предоставить в Администрацию указанные документы самостоятельно в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления и обеспечивает его направление в адрес заявителя способом, указанным в заявлении о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

III. Принятие решения о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

МВК:

  1. Рассматривает вопрос о согласовании (отказе в согласовании) проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения и принимает решение, которое оформляется протоколом заседания МВК и является основанием для издания Администрацией решения о согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения.
  2. В случае согласования проекта переустройства и (или) перепланировки в проекте переустройства и(или) перепланировки на плане переустраиваемого (перепланируемого) помещения ставит штамп согласования МВК, который подписывает председатель МВК или его заместитель.

Специалист Отдела на основании протокола заседания МВК:

  1. Осуществляет подготовку проекта решения либо проекта уведомления об отказе в согласовании.
  2. Передает проект решения либо проект уведомления об отказе в согласовании с приложением протокола заседания МВК на согласование начальнику Отдела.

Начальник Отдела:

  1. В случае согласия — визирует проект решения либо уведомление об отказе в согласовании.
  2. В случае несогласия — излагает замечания к проекту решения и возвращает проект решения либо уведомление об отказе в согласовании на доработку должностному лицу.

Специалист Отдела:

  • Передает согласованный с начальником Отдела проект решения либо уведомление об отказе в согласовании с приложением протокола заседания МВК заместителю главы Администрации — председателю МВК (далее — заместитель главы Администрации).

Заместитель главы Администрации:

  1. В случае согласия — подписывает решение либо уведомление об отказе в согласовании.
  2. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает решение либо уведомление об отказе в согласовании начальнику Отдела.

Специалист Отдела:

  • Регистрирует подписанное заместителем главы Администрации решение либо уведомление об отказе в согласовании в журнале регистрации.

IV. Направление (выдача) заявителю решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или уведомления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Специалист Отдела:

  • Выдает или направляет заявителю способом, указанным в заявлении, решение либо уведомление об отказе в согласовании.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме.
  2. Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, в случае если право не зарегистрировано в ЕГРН (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
  3. Подготовленный и согласованный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, соответствующий требованиям*.
  4. Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).

* Проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (далее — проект) должен содержать следующие разделы:

  • сведения об исходной и разрешительной документации;
  • пояснительная записка;
  • архитектурные решения;
  • инженерное оборудование;
  • конструктивные и объемно‑планировочные решения (в случае, если затрагиваются капитальные стены, перекрытия);
  • мероприятия по организации производства работ;
  • технологические решения;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • перечень мероприятий по охране окружающий среды.

Состав сведений об исходной и разрешительной документации:

  • сведения из свидетельства, выданного СРО, о допуске к видам работ в соответствии с законодательством Российской Федерации для оформления в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
  • сведения о правоустанавливающих документах на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение;
  • задание на проектирование;
  • проект благоустройства, согласованный Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее — КГА), в случаях, установленных Правилами благоустройства территории Санкт‑Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 09.11.2016 №961 «О Правилах благоустройства территории Санкт‑Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт‑Петербурга», и в порядке, предусмотренном административным регламентом Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по согласованию проектов благоустройства, утвержденным распоряжением Комитет по градостроительству и архитектуре от 09.08.2017 №13‑н «Об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по согласованию проектов благоустройства»;
  • задание на проведение соответствующих работ и разрешение на проведение таких работ, выданное КГИОП, в случае если жилое помещение является объектом (выявленным объектом) культурного наследия, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.06.2002 №73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • техническое заключение о состоянии строительных конструкций, в том числе схемы расположения элементов перекрытия (над и под переустраиваемым и (или) перепланируемым жилым помещением) и инженерных сетей, оформленное специализированной организацией (в случае если затрагиваются несущие и ограждающие конструкции здания);
  • акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов;
  • поэтажные планы (части планов) переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, а также планы выше — и нижерасположенных помещений;
  • план совмещенных инженерных сетей;
  • обмерные чертежи помещения, где будет производиться переустройство и (или) перепланировка.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписка из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, в случае если право зарегистрировано в ЕГРН.
  2. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости.
  3. Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
  4. Заключение КГИОП о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

III. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица/представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта, предусмотренное пунктом 119 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.11.2017 №851;
    • паспорт иностранного гражданина, вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства для удостоверения личности и в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
    • удостоверение беженца — документ, выданный лицу, признанному беженцем в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4528‑1 «О беженцах»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, подтверждающую наличие у представителя права действовать от лица заявителя и определяющую условия и границы реализации права на получение государственной услуги; договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги; полномочия представителя могут возникать в силу указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя (представителя) выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, постановление органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (в отношении граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для государственных организаций), акт учредителя о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для негосударственных организаций).

Author: urist