Налог на недропользователя

Вопрос: Обязан ли недропользователь уплачивать налог на добычу полезных ископаемых при отсутствии лицензии на право пользования недрами? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», май 2013 г.)

Обязан ли недропользователь уплачивать налог на добычу полезных ископаемых при отсутствии лицензии на право пользования недрами?

Если у недропользователя отсутствие лицензии на право пользование недрами, то нет и обязанности по уплате налога, поскольку налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В соответствии со ст. 51 Закона о недрах и Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами» за безлицензионное пользование недрами недропользователь обязан возместить государству причиненные убытки исходя из ставок НДПИ.

Статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации;

Статья 51 Федерального закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;

Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоги с недропользователей в Северной Осетии в 2017 году выросли почти в два раза

ВЛАДИКАВКАЗ, 13 марта. /ТАСС/. Совокупный налог, полученный от недропользователей в Северной Осетии, составил в 2017 году 58 млн рублей, что почти в два раза больше прежних показателей. Об этом сообщил во вторник глава республики Вячеслав Битаров в докладе-послании парламенту региона.

«Проделанная за прошлый год работа позволила существенно увеличить поступления в бюджет республики. В итоге совокупный налог, полученный от недропользователей составил 58 млн рублей. Это почти в два раза больше, чем ранее», — сказал Битаров.

По его словам, в прошлом году удалось решить многолетнюю проблему безлицензионной добычи полезных ископаемых. Самая сложная ситуация складывалась на Кантышевском месторождении, где незаконная добыча достигала катастрофических масштабов. Сегодня работу там ведут только четыре хозяйствующих субъекта, имеющих на это право.

Также в 2017 году установили 4 системы видеомониторинга «Лесной дозор», позволяющие своевременно обнаруживать лесные пожары и вести контроль за незаконной вырубкой леса. Поступления в республиканский бюджет от использования лесного фонда увеличились в 12 раз.

О налогообложении недропользователей

22 февраля т. г. в Комитете государственных доходов Министерства финансов РК состоялся брифинг «О налогообложении недропользователей».

В ходе брифинга Заместитель руководителя Специализированного управления Комитета государственных доходов Ш. Садыков рассказал об основных изменениях в налогообложении недропользователей, произошедших в связи с принятием нового Налогового кодекса .

При разработке нового Налогового кодекса руководствовались, в первую очередь, поручениями Главы государства, согласно которым необходимо активно проводить геологоразведку с целью обеспечения достаточного геологического прироста запасов полезных ископаемых, при этом сохранить стратегическое значение нефтегазового и горно-металлургического комплексов для устойчивости экономического роста.

Так, новым Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер, улучшающих инвестиционный климат в сфере недропользования:

— отмена бонуса коммерческого обнаружения, отмена налога на сверхприбыль для горнорудного сектора, отмена платежа по возмещению исторических затрат для недропользователей, получивших лицензии в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»;

— снижены ставки налога на добычу подземных ископаемых на олово и на подземные воды;

— введен альтернативный налог на недропользование.

Альтернативный налог на недропользование введен в целях стимулирования разработки морских и сверхглубоких месторождений углеводородного сырья и не является дополнительным, поскольку представляет собой возможность недропользователя альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по ряду специальных платежей и налогов недропользователей. Путем введения альтернативного налога на недропользование налоговая нагрузка переносится на момент получения дохода, тем самым, стимулируя недропользователей увеличивать размер инвестиций.

Также в качестве дополнительных стимулов внесен ряд поправок в механизм исчисления корпоративного подоходного налога для недропользователей:

— недропользователю по УВС предоставлено право компенсировать, понесенные с 1 января 2018 года расходы на разведку за счет доходов от контрактов на добычу УВС путем отнесения на вычеты образуемой группы амортизируемых активов но не выше 25%. Норма будет действовать только при одновременном наличии контрактов на добычу и на разведку;

— урегулирован порядок переноса расходов при выделении части контрактной территории из контракта на разведку в контракт на добычу;

— при реализации нефти на экспорт, если на дату реализации мировая цена нефти ниже производственной себестоимости, доход будет определяться по фактической цене реализации.

Если сырой газ приобретается национальным оператором в рамках преимущественного права государства, то доход теперь определяется по фактической цене реализации, то есть вне зависимости от утвержденных цен.

Помимо отмены налогов и снижения ставок, с целью стимулирования недропользователей к скорейшему завершению разведки в рамках Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» вводится арендный платеж, который в новом Налоговом кодексе предусмотрен как плата за пользование земельными участками.

В целях стимулирования к быстрому переходу с этапа разведки к этапу добычи предусмотрена прогрессивная шкала ставок платы (от 15 до 60), выраженных в месячном расчетном показателе (МРП), которые применяются в зависимости от количества лет срока действия лицензии на разведку. По лицензиям на добычу ставка фиксированная — 450 МРП.

Наряду с описанными нововведениями, в новый Налоговый кодекс внесен ряд изменений, как сопряженных с Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», так и правоприменительной практикой прошлых лет.

Так, установлены новые ставки подписного бонуса для лицензий и участков недр, разделенных на блоки. Существенно пересмотрен порядок исчисления налога на сверхприбыль. Актуализирован перечень общераспространенных полезных ископаемых и изменен объект обложения налогом на добычу полезных ископаемых по ним — налог будет взиматься с объема добытых полезных ископаемых, ставки выражены в МРП за единицу объема. Увеличена ставка рентного налога на экспорт угля с 2,1% до 4,7% (частично перенесена налоговая нагрузки в связи с отменой налога на сверхприбыль по твердым полезных ископаемым), устранены спорные моменты в связи с применением коэффициента баррелизации и операциями, совершенными в иностранной валюте.

Что представляют собой специальные платежи и налоги недропользователей?

Плательщиками специальных платежей и налогов недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в РК, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся на государственной собственности страны.

Порядок уплаты налогов и специальных платежей недропользователем — налоговый режим — установленный для недропользователя, заключается в по-рядке установленном Правительством РК. Налогообложение недропользова-телей,, исходя из основных видов контрактов, разделяется на две модели:

первая — предусматривает уплату недропользователем всех видов налогов и других обязательных платежей;

вторая — предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей, за исключением: акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые; налога на сверхприбыль; налога на имущество.

Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых устанавливается вторая модель налогового режима.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по кон-трактам о разделе продукции, является источником республиканского и ме-стных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размерах, определяемых законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Уровень налоговых обязательств недропользователя, предусматриваемых в контракте по второй модели налогового режима, должен быть не меньше, чем по первой модели.

Налоговый режим, устанавливаемый в контрактах на недропользование, проходит обязательную налоговую экспертизу в порядках и сроках, определяемых Правительством Республики Казахстан. Налоговая экспертиза включает в себя анализ и оценку проекта контракта, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводится с целью определения налогового режима, в том числе установления специальных платежей и налогов недропользователей. Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. Налоговый режим, установленный по результатам налоговой экспертизы, подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта. Запрещается включение вопросов, регулирующих уплату недропользователями налогов и других обязательных платежей в бюджет, в другие акты, связанные с деятельностью недропользователя. В случае изменения налогового законодательства в период с даты проведения налоговой экспертизы и датой подписания контракта налоговый режим должен быть приведен в соответствие с данными изменениями с проведением повторной налоговой экспертизы.

Инструкция для недропользователя: по какой ставке ведется расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а так же о сроках уплаты и новая форма декларации

Полезные ископаемые не зря так называются. Уголь, нефть, алмазы и другие материалы – все это сырье, крайне необходимое для промышленности и в целом для развития науки и техники.

Смотрите так же:  Как оформить переводом в другую организацию

Российская Федерация располагает огромными запасами природных ресурсов. Но разрабатывать их могут не все желающие.

В этой статье будет описано, кто может заниматься добычей и разработкой полезных ископаемых (ПИ).

Также, какие виды налогов применяются к такому роду деятельности, как он рассчитывается, какими законодательными нормами регулируется и какой у НДПИ срок уплаты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Чтобы разобраться в налоговом обложении этого рода деятельности, нужно определить, кто ею занимается.

В российском законодательстве лица, занимающиеся добычей ПИ, называются недропользователями. Плательщикоми налога на добычу полезных ископаемых является именно они.

Недропользователями признаются компании или индивидуальные предприниматели как российские, так и иностранные, признанные пользователями недр.

Эти лица должны получить соответствующее разрешение от властей на разработку земель – лицензию.

В течение месяца после получения такого разрешения, эти лица обязаны встать на учет в налоговом органе как налогоплательщики, выплачивающие налог НДПИ – это налог на добычу полезных ископаемых.

Что облагается и не облагается налогом

Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ. Статья 336. Объект налогообложения

  1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
  2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
    • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
    • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
    • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • метан угольных пластов.

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

  1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
  2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
  3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
  4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
  5. Дренажные подземные воды.
  6. Газ метан угольных пластов.

Налоговая база, ставки и определение стоимости

Чтобы рассчитать сумму налога на полезные ископаемые, которую необходимо уплатить в казну государства, необходимо знать, как происходит расчет НДПИ.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Устанавливается налоговая база согласно стоимости добытого сырья.
  2. В случае добычи углеводородных смесей на некоторых морских месторождениях, она определяется как стоимость добытых смесей до истечения определенных сроков, установленных законом.
  3. База устанавливается для каждого вида добытых ископаемых.
  4. Если для какого-то вида ископаемых установлены свои определенные ставки или коэффициенты, то налоговая база рассчитывается для каждого вида ископаемых согласно ставкам.

Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.

Налоговый кодекс РФ. Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

  1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
    • прямые;
    • косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

    • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254. настоящего Кодекса;
    • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
    • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265. настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

  1. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
  2. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.

Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.

Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.

Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.

Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.

Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.

Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:

  1. Добычу ПИ, относящуюся к нормативным потерям. То есть, при разработке метода добычи ресурса, высчитываются предельно допустимые потери при этом методе.
  2. Попутный газ.
  3. Подземные (промышленные) воды, извлекаемые при добыче основного вида ресурсов или строительстве подземных сооружений.
  4. Добычу некондиционных ПИ (некондиция в результате выработки месторождения сюда не относится).
  5. Добычу ископаемых, находящихся во вскрышных, разубоживающих породах, в связи с тем, что в России нет технологий для извлечения ископаемых из таких пород.
  6. Минеральные воды, используемые в качестве лечебно-оздоровительных.
  7. Подземные воды, используемые для сельского хозяйства и его нужд.
  8. Добычу сверхвязкой нефти.
  9. Природный горючий газ (не попутный!), который был закачан с тем, чтобы поддерживать давление в пластах при извлечении газового конденсата.
  10. И другие случаи, описанные в статье 342 (всего 21 пункт).
Смотрите так же:  Где заключить договор с киевгаз

В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:

  1. 3,8%на добычу калийных солей.
  2. 4% при добыче горючих сланцев, торфа и определенных руд (апатитовых, апатит-нефелиновых и фосфоритовых).
  3. 4,8% при добыче руд черных металлов.
  4. 5,5% при добыче горнорудных ископаемых, радиоактивных металлов, неметаллических ископаемых для строительных работ, соли и хлористого натрия, подземных термальных и промышленных вод, нефелинов и бокситов.
  5. 6% при добыче горнорудных неметаллов, битуминозных пород, золотосодержащих пород.
  6. 6,5% при добыче пород, содержащих драгметаллы (кроме золота), драгметаллов в составе многокомпонентной руды, особо чистого кварца и самоцветных камней.
  7. 7,5% при добыче лечебных грязей и минеральной воды.
  8. 8% при добыче руды цветных металлов,редких металлов.
  9. При добыче нефти используются ставки в рублях на тонну добытого вещества. 766 рублей – на 2015 год, 857 рублей – на 2016 год и 919 рублей – на 2017 год. Кроме того существует коэффициент, отображающий динамику изменений мировых цен на это сырье.
  10. На тонну добытого газа устанавливает ставка в размере 42 рублей.
  11. На тонну природного горючего газа – 35 рублей на 1000 кубических метров.
  12. На тонну антрацита – 47 руб.
  13. 57 руб. на тонну кокса.
  14. 11 руб. на тонну бурого угля.
  15. На другие виды угля – 24 рубля.

Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.

По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.

Модели исчисления и примеры

Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.

  1. Модель №1. Эта модель применяется для большинства полезных ископаемых. База для расчета налога здесь определяется как стоимость добытых ПИ, а ставки берутся из НК РФ.
  2. Модель №2. Здесь рассматривается случай, в котором облагается НДПИ на газ. При этом учитывается физический объем добытого сырья и особы ставки, указанные в предыдущей части статьи.
  3. Модель №3. Применяется для расчетов размера налогов при добыче драгоценных металлов. Налоговая база определяется как стоимость реализации либо химически чистого сырья, либо самородков, добываемых на месторождении.
  4. Модель №4. Эта модель касается НДПИ на нефть и на ее добычу. База для определения налога определяется в тоннах. Ставка при этом корректируется на определенные коэффициенты.

Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:

НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.

Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.

За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе НДС – 118 рублей.

Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.

Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.

Декларации: заполнение и сроки подачи

Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.

Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.

Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.

В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.

Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.

В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.

Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.

Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.

Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.

Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.

Налог на недропользователя

Недропользователями в Казахстане в основном являются нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которые заключают контракты на недропользование для получения прав на разработку запасов полезных ископаемых.

В данном обзоре описывается налоговое законодательство с учетом изменений от 22 июля 2011 года. Нужно отметить, что в текущем законодательстве остается много неясных вопросов, а с введением 1 января 2009 года нового Налогового кодекса 1 их количество увеличилось.

1. Закон РК № 99-IV от 10 декабря 2008 года.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что до построения модели налогового режима или заключения на его основании договоров необходимо получить консультации специалистов.

Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП) и контракт, включающий в себя положение о налоге на сверхприбыль (НСП контракты). В Казахстане действует ограниченное количество СРП, заключенных еще до 2009 года. Все контракты, заключаемые в настоящее время и которые будут заключены в дальнейшем, будут являться НСП контрактами.

Законодательство о недропользовании

Экономические условия, определяемые контрактами на недропользование, регулируются двумя основными законами. Они включают Закон «О недрах и недропользовании 2 и Налоговый кодекс.

2 . Закон РК № 291-IV «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года. Действовавший ранее Закон РК № 2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года утратил силу в 2010 году.

Закон «О недрах и недропользовании» содержит законодательную базу по предоставлению, использованию, переуступке или прекращению прав недропользователя. Налоговый кодекс более детально будет рассмотрен далее.

Для небольшого количества СРП, действующих на 1 января 2009 года, сохраняется стабильность налогового режима при условии, что они прошли обязательную налоговую экспертизу. По существу, такая экспертиза представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие налоговых положений соглашения законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП. Контракты, утвержденные Президентом Республики Казахстан, также сохраняют стабильность налогового режима.

Налоговый режим НСП контрактов не стабилизируется, за исключением случаев утверждения таких контрактов Президентом РК. Контракты со стабильным налоговым режимом могут быть изменены по взаимному соглашению сторон.

Раздельный налоговый учет или «налоговые границы»

Налоговый режим контракта на недропользование применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках этого контракта и отвечающей понятию «недропользование» в Законе «О недрах и недропользовании». Можно предположить, что положения Налогового кодекса подразумевают, что деятельность вплоть до окончания добычи и первичной переработки (т.е. первичной стабилизации) входит в рамки налоговой границы контракта.

В консорциуме каждый недропользователь отвечает за свои налоговые вопросы, включая налоговый учет, налоговую отчетность и расчет по налоговым обязательствам. Тем не менее некоторые аспекты могут быть делегированы оператору консорциума при условии соблюдения установленных для этого требований. Особые административные положения, например исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, действуют в отношении некоторых консорциумов, ведущих деятельность по СРП.

Налоговый кодекс содержит детальные требования в отношении налоговой политики и налоговых регистров, которые обеспечивают отражение данных бухгалтерского учета в налоговой отчетности.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому некоторые компании обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Согласно Налоговому кодексу, условия уплаты налогов и других обязательных платежей, связанных с операциями недропользования в Республике Казахстан, могут устанавливаться только Налоговым кодексом. Такие условия налогообложения не могут определяться отдельными соглашениями с правительством.

Налоги, применимые к недропользователям

Налоговый режим. Данный раздел описывает режим налогообложения для большинства действующих и всех новых контрактов с 1 января 2009 года. Этот режим применяется ко всем контрактам, за исключением СРП, которые вступили в силу до 1 января 2009 года, и контрактов, специально утвержденных Президентом Республики Казахстан.

Общеприменимый режим налогообложения, который применяется для контрактов по разведке и добыче в нефтяной отрасли Казахстана, состоит из комбинации корпоративного подоходного налога, рентного налога на экспортируемую нефть, бонусов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Деятельность в рамках контракта должна облагаться налогом отдельно от внеконтрактной деятельности (например, переработка и сбыт нефтепродуктов), а также по каждому контракту в отдельности.

Налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является налогом типа роялти, основанным на объеме добычи, и применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Ставки увеличиваются в зависимости от объема. Различные ставки и налогооблагаемые базы применяются в зависимости от того, что добывается, отправляется ли продукция на экспорт или реализуется на внутреннем рынке.

Бонусы. Недропользователи платят подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Ставка корпоративного подоходного налога (КПН). В 2011 году ко всем компаниям применяется ставка КПН в размере 20 %.

Рентный налог на экспортируемую нефть. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти и газового конденсата, которая используется для расчета НДПИ при экспорте. Налоговая ставка варьируется от 7 % до 32 % и применяется когда мировые цены на сырую нефть и газовый конденсат превышают $40 за баррель.

Смотрите так же:  Административная ответственность особенности кратко

Налог на сверхприбыль. НСП исчисляется на ежегодной основе. Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок, применяемой к части чистого дохода, превышающей 25 % от суммы вычетов. Чистый доход распределяется по шкале ставок путем применения коэффициента к вычетам.

Перенос налоговых убытков. Налоговые убытки по контрактам на недропользование могут быть перенесены на срок до 10 лет.

Таможенная пошлина на экспорт сырой нефти. С 1 января 2011 года экспортная пошлина установлена в размере $40 за тонну сырой нефти.

Режим налогообложения

Налоги, применяемые к недропользователям, представлены в таблице 1.

НСП исчисляется на ежегодной основе. Объектом обложения является часть чистого дохода, которая превышает 25% от суммы «вычетов». Чистый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, вычетами, КПН и налогом на чистый доход (если он применим). Для целей расчета НСП «вычетами» являются расходы, относимые на вычет в целях КПН, а также дополнительные вычеты, такие как ускоренная амортизация основных средств. Налог исчисляется путем применения ставок к облагаемой части дохода. Каждая облагаемая часть дохода определяется путем применения процента к вычетам и исключения из нее предыдущих облагаемых частей дохода до тех пор, пока весь налогооблагаемый доход не будет распределен (cм. табл. 2).

Для определения объекта налогообложения применяются специальные правила в тех случаях, когда углеводородная продукция проходит переработку до продажи (например, сырая нефть перерабатывается в бензин или дизельное топливо). В таких случаях вероятность возникновения обязательств по НСП фактически очень мала.

Платежи по возмещению исторических затрат . Начиная с 2009 года платеж по возмещению исторических затрат включен в список обязательных платежей в государственный бюджет. Это установленный платеж, предназначенный для того, чтобы возместить расходы государства на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории, понесенные до заключения контракта на недропользование.

Обязательство в отношении платежа по возмещению исторических затрат возникает с даты заключения соглашения о конфиденциальности между недропользователем и уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр.

Налог на добычу полезных ископаемых применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Налоговой базой является стоимость добытой продукции. При экспорте стоимость основана на ценах на мировом рынке (без корректировок).

Цена на мировом рынке на сырую нефть и газовый конденсат определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Urals Mediterannean (Urals Med) и Dated Brent (Brent Dtd) в налоговом периоде, на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s Crude Oil Marketwir 3 . При отсутствии в нем информации по ценам на указанные сорта используется источник Argus Crude 4 .

3. Издательство The McGraw-Hill Companies Inc.

4. Издательство Argus Media Ltd.

Цена на мировом рынке на природный газ определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Zeebrugge Day-Ahead в налоговом периоде на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s European Gas Daily. При отсутствии в нем информации используется источник Argus European Natural Gas.

Налоговые ставки определяются на основе годового объема производства. Налоговые ставки по экспортируемой нефти, включая газовый конденсат, представлены в таблице 3. Данные ставки снижаются на 50 %, если переработка продукции проводится производителем или покупателем на внутреннем рынке Казахстана. В таких случаях также предусмотрены специальные правила для определения налогооблагаемой базы.

В отношении экспортируемого природного газа применяется единая ставка в размере 10 %. Если газ реализуется на внутреннем рынке Казахстана, то применимая ставка составляет 0,5–1,5 %, в зависимости от годового объема добычи.

Бонусы. Недропользователи выплачивают два вида бонусов: подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Подписной бонус является разовым платежом за право осуществления деятельности по недропользованию. Для контрактов по разведке нефти, по которым запасы утверждены, бонус устанавливается в размере 2 800 МРП 5 (для нефтяных контрактов), что составляет приблизительно 4 233 600 тенге.

5. Месячный расчетный показатель с 1 января 2011 года установлен в размере 1 512 тенге Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы».

Для контрактов на добычу нефти, по которым запасы еще не были утверждены, бонус устанавливается в размере 3000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге. Если резервы были утверждены, бонус рассчитывается по формуле с применением ставки 0,04 % к утвержденным резервам и 0,01 % к предварительно утвержденным резервам, но не менее 3 000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге.

Бонус коммерческого обнаружения является разовым платежом недропользователя за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории.Базой для его исчисления является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, утвержденных уполномоченным государственным органом. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже по данным источника Platts Crude Oil Marketwire. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 % от стоимости подтвержденных извлекаемых запасов.

КПН исчисляется всеми компаниями по ставке 20 % от налогооблагаемого дохода. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом (с учетом корректировок) и вычетами, предусмотренными законодательством.

Вычеты. Вычету подлежат все расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Список некоторых видов расходов, подлежащих вычету, приведен ниже:

1. Вознаграждения (в пределах норм).

2. Расходы на ликвидацию последствий разработки месторождений и суммы отчислений в ликвидационные фонды. Порядок и размер таких отчислений устанавливаются контрактом на недропользование.

3. Расходы на геологическое изучение и подготовительные работы для добычи природных ресурсов.

4. Расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы.

5. Расходы по договору о совместной деятельности (консорциум), которые относятся на вычет на основании информации, предоставленной оператором.

6. Командировочные и представительские расходы (суточные относятся на вычет полностью на основании внутренней политики налогоплательщика, тогда как представительские расходы относятся на вычет в размере 1 % от расходов по заработной плате).

7. Отрицательная курсовая разница (превышение отрицательной курсовой разницы над положительной курсовой разницей).

8. Страховые премии, за исключением премий по договорам накопительного страхования.

9. Выплаты по погашению сомнительных требований, ранее признанных доходами.

10. Вычет по сомнительным требованиям, не удовлетворенным в течение трех лет.

11. Налоги в пределах уплаченных (кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода, КПН и налогов на доходы, уплаченных на территории Казахстана и в других государствах, а также НСП).

12. Штрафы и пени, за исключением тех, которые подлежат уплате в государственный бюджет.

13. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт.

14. Расходы на капитальный ремонт (в пределах норм, установленных законодательством).

15. Расходы на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов, фактически понесенные недропользователем (в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование).

К расходам недропользователя на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы для добычи полезных ископаемых относятся затраты на оценку и подготовительные работы, общие и административные расходы, понесенные до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, а также расходы по уплате бонусов. Такие расходы наряду с затратами на приобретение основных средств и нематериальных активов (расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением права на геологическую разведку, разработку или добычу полезных ископаемых) подлежат амортизации по отдельной группе. Эти расходы могут вычитаться из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений, исчисляемых по методу уменьшающегося остатка по норме, не превышающей 25 % после начала добычи при коммерческом обнаружении. Расходы, понесенные после начала добычи при коммерческом обнаружении, включаются в эту же группу, увеличивая ее остаточную стоимость, если такие расходы капитализируются в стоимость активов по МСФО, которые уже были включены в группу.

В случае заключения договора о приобретении доли участия недропользователь капитализирует стоимость приобретения права на недропользование. При продаже доли участия недропользователю необходимо уплатить корпоративный налог на доход от прироста стоимости.

Налоговый кодекс также предусматривает уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму определенных расходов (таких как спонсорская помощь и благотворительные вклады) в размере 3 % от налогооблагаемого дохода.

Порядок амортизации основных средств приводится ниже в разделе «Амортизационные отчисления».

Дивиденды . Дивиденды, распределенные в Казахстане (т.е. от местной дочерней организации к местной материнской компании), не подлежат налогообложению. Дивиденды, распределяемые за пределами Казахстана, подлежат обложению налогом у источника по ставке 15 %, которая обычно снижается до 5 % в соответствии с международными соглашениями. Филиалы иностранных юридических лиц подлежат обложению налогом на чистый доход филиала по аналогичным ставкам. Чистым доходом филиала признается налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму КПН.

Рентный налог на экспорт. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат и уголь. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти на основе, аналогичной для НДПИ. Налоговой базой для рентного налога на экспорт угля является фактический объем экспортируемого угля, при этом ставка налога составляет 2,1 %. Ставки налога, применимые к экспортируемой нефти и газовому конденсату, варьируются так, как представлено в таблице 4.

Налоговым периодом для рентного налога на экспорт является календарный квартал.

В целях налоговой амортизации основные средства разделяются на четыре группы. Активы амортизируются по ставкам, которые не превышают предельные нормы, указанные в таблице 5.

Основные средства, помимо прочего, включают в себя:

· основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные активы и биологические активы, учитываемые в соответствии с МСФО и казахстанскими стандартами бухгалтер

Author: admin