Налог на имущество физических лиц статья в нк

Глава 32. Налог на имущество физических лиц (ст.ст. 399 — 409)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ раздел X настоящего Кодекса дополнен главой 32, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Глава 32. Налог на имущество физических лиц

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы

С какой целью введен налог на имущество физических лиц?

С начала 2015 года этот закон был вынесен в отдельную главу Налогового кодекса, а федеральный закон, которым ранее он регулировался, был отменен. Цель введения любого налога — это пополнение федерального бюджета страны или местных бюджетов муниципальных образований. Согласно пояснениям Минфина налог на имущество физических лиц призван обеспечить более справедливое налогообложение. Он был введен не с целью увеличить нагрузку по налогам на граждан, а, напротив, чтобы в какой-то мере облегчить её. Некоторые категории людей, в целях социальной защиты, вообще освобождены от уплаты этого налога. Например, пенсионеры, инвалиды многие другие. Все граждане, которым положена льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество перечислены в ст 407 НК РФ. Также ст 403 НК РФ устанавливает налоговые вычеты, на которые имеют право лица, уплатившие этот налог. Вычеты касаются объектов, предназначенных для жилья — квартир и домов. Сейчас происходят изменения в плане расчёта налога — осуществляется переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости вместо инвентаризационной. Это увеличит суммы налога, так как такая стоимость более близка к рыночной. Порядок расчёта кадастровой стоимости закладывается на уровне субъектов РФ.

На льготу по налогу могут рассчитывать уволенные военнослужащие?

По ст 407 НК РФ льготу по оплате налога на имущество физических лиц (НИФЛ) получают не только действующие военнослужащие, но и уволенные с военной службы граждане. Причины увольнения должны быть следующие:

  • достижение возраста предельного для пребывания на службе;
  • состояние здоровья, не позволяющее служить;
  • в связи с проведением организационных кадровых мероприятий.

В любом из этих случаев общий срок службы уволенного военного должен составлять минимум 20 лет. Только тогда военнослужащий, находящийся в отставке, может рассчитывать на льготы. НИФЛ облагаются дома, квартиры, гаражи и прочие строения. Их список достаточно узок. Это местный налог и устанавливается он на уровне муниципалитетов. Так, уволенный по одной из трех законных причин военнослужащий, до этого находившийся на службе не меньше 20 лет, по ст 407 НК РФ, вправе оформить льготу в размере всей суммы налога на имущество, уплачиваемой им в местный бюджет. То есть по сути это освобождение от налога. Оно происходит в случае, если у гражданина есть имущество, находящееся в собственности, и он не использует его для предпринимательства. Если у бывшего военнослужащего есть несколько оснований для применения налоговых льгот, то всё равно при расчёте суммы налога, подлежащей оплате, нужно выбрать одно основание. Одно льготное основание в отношении одного объекта — такого правило п 3 ст 407 Налогового кодекса РФ. Чтобы получить положенную льготу, гражданин предоставляет в заявление об этом и документы, подтверждающие его право на неё.

Как подтвердить своё право на льготу гражданину, владеющему творческой мастерской, ателье или студией?

По пп 14 п 1 ст 407 Налогового кодекса РФ творческие деятели (физические лица), на профессиональной основе занимающиеся искусством, могут использовать налоговую льготу, если они владеют помещениями, которым присвоен статус мастерских ателье или студий. Льготным для таких граждан будет обложение этих помещений налогом на имущество физических лиц. Нежилые объекты собственности должны быть специально обустроены для творчества и использоваться только в этих целях. Жилые помещения могут тоже временно предоставляться для организации выставок и посещения их людьми в качестве библиотек, музеев и худ. галерей. Льгота в таких обстоятельствах может быть оформлена на время такого использования жилых помещений. Однако до сих пор не урегулирован законодательно, а поэтому вызывает споры вопрос — как подтвердить своё право на налоговую льготу собственникам творческих мастерских и ателье. Статья 407 Налогового кодекса РФ определяет необходимость для подачи собственником мастерской заявления о предоставлении льготы и бумаг, удостоверяющих право на неё, в налоговый орган. Но перечня документов, которые могли бы подтвердить творческую деятельность гражданина и творческое предназначение конкретного помещения, законодательство не содержит. По этой причине контролирующим органам и министерствам приходилось не раз давать разъяснения, касающиеся того, какие именно документы подтверждают право на эту налоговую льготу. Однако разъяснения, содержащиеся в письмах министерств и ведомств и даже в судебных определениях, не имеют силы закона. Поэтому вопрос о перечне необходимых документов по-прежнему нуждается в законодательном урегулировании. Из анализа разъясняющих писем и инструкций можно выделить приблизительный список документов, которые могут подтвердить льготу по налогу на имущество физических лиц, владеющих мастерскими, ателье или студиями. Их перечень таков:

  • членские билеты и удостоверения творческих союзов и организаций — для граждан, являющихся членами таких союзов;
  • диплом соответствующей специальности или справка с места работы с указанием профессии — для граждан, не состоящих в творческих союзах;
  • справка, данная органом местного самоуправления или ЖЭУ, о его согласии на использование помещения не по назначению;
  • акты органов гос. власти или муниципальных образований о предоставлении помещений в культурных целях.

Итак, чёткого списка бумаг, подтверждающих право творческих деятелей на льготу по статье 407 Налогового кодекса РФ, в законе нет. Могут возникнуть судебные споры или отказ налоговой службы признать их право на освобождение от налога. Поэтому задачей таких собственников будет собрать как можно больше документов, удостоверяющих данное им право. Обязательно при этом подтвердить свой статус профессионала и удостоверить характер использования самого помещения. Опираясь на разъясняющие документы и на судебную практику, можно сказать, что для подтверждения статуса помещения подходят справки, данные УК, ЖЭУ или местной администрацией, а для подтверждения статуса творческого деятеля — документы об образовании, членские билеты и справки с работы. Имущество при этом должно быть специально оборудовано для творческих занятий или для просветительского времяпровождения и соответствовать своим культурным целям.

Налог на имущество физических лиц статья в нк

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 апреля 2018 года N БС-4-21/7482

Об установлении налоговых вычетов по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, не указанных в пп.3-6 ст.403 НК РФ

В целях единообразного применения п.2 ст.399 и п.7 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), касающихся полномочий представительных органов муниципальных образований (органов государственной власти городов федерального значения) по установлению налоговых вычетов и налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц (далее — налог), просим сообщить позицию Минфина России по следующему вопросу.

Согласно п.2 ст.399 Кодекса, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл.32 Кодекса.

При этом Кодекс не содержит определенных условий для установления дополнительных налоговых льгот по налогу. Так, например, решением Совета городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 12.11.2015 N 95 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского поселения «Город Краснокаменск» от 24.11.2014 N 123 «Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц на территории городского поселения «Город Краснокаменск» предусмотрено, что при определении налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 Кодекса, налоговая база по налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 150 квадратных метров площади по одному объекту на одного налогоплательщика по его выбору.

Вместе с тем, закрепленный в ст.403 Кодекса порядок определения налоговой базы по налогу, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, устанавливает право представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) увеличивать размеры налоговых вычетов только в отношении объектов налогообложения, относящихся к комнатам, квартирам, жилым домам и единым недвижимым комплексам, в состав которых входит хотя бы один жилой дом.

В силу п.3 ст.402 Кодекса в отношении объектов налогообложения по налогу, включенных в перечень, определяемый в соответствии со ст.378.2 Кодекса, а также объектов, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 Кодекса, налоговой базой является кадастровая стоимость. Право на муниципальном уровне устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу (в виде налоговых вычетов, уменьшающих размер налоговой базы) в отношении указанных объектов Кодексом не предусмотрено.

По мнению ФНС России, для целях администрирования налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не уполномочены Кодексом устанавливать дополнительные (к регламентированным пп.3-6 ст.403 Кодекса) виды налоговых вычетов по налогу, уменьшающих величину налоговой базы, в т.ч. в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со ст.378.2 Кодекса, а также объектов, предусмотренных абз. вторым п.10 ст.378.2 Кодекса.

Смотрите так же:  Посчитать налог на транспорт в казахстане 2019

В связи с изложенным просим сообщить позицию Минфина России по данному вопросу для её последующего доведения налоговым органам в целях взаимодействия с органами местного самоуправлении при реализации муниципальных нормативных правовых актов по налогу.

Налоги с физических лиц: Налог на имущество

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

С 01.01.2015 введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (гл. 32 НК РФ).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).

Порядок расчета налога на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения по месту его нахождения, после чего направляет вам (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога (п. п. 2, 3 ст. 52, п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Если у вас несколько объектов недвижимости в разных регионах, то вы получите уведомления от разных инспекций. Если же вы такое уведомление не получите, вам следует направить в инспекцию сообщение о своем имуществе (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Самостоятельно ничего рассчитывать не требуется.

Проверка правильности расчета налога на имущество физических лиц

Чтобы проверить правильность расчета налога исходя из кадастровой стоимости, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Установите, верно ли определено имущество, которое облагается налогом.

Налогом на имущество физических лиц облагаются (п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ):

жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

жилое помещение (квартира, комната);

единый недвижимый комплекс;

объект незавершенного строительства;

иные здания, строения, сооружения, помещения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Сведения о таких объектах налоговые органы по месту нахождения имущества получают от территориальных отделений Росреестра (ст. 85 НК РФ).

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база.

Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) — на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Налог считается по каждому объекту недвижимости в отдельности.

Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле.

А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если вы хотите удостовериться в том, что ИФНС при расчете налога использовала верную кадастровую стоимость объекта, информацию о ней по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 4.1 ч. 2, ч. 13 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Кадастровую стоимость объектов недвижимости можно также найти на сайте Росреестра.

Каждый объект жилой недвижимости облагается налогом не исходя из его полной кадастровой стоимости, а за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (п. п. 3 — 5 ст. 403 НК РФ):

по квартире — 20 кв. м;

по комнате — 10 кв. м;

по жилому дому — 50 кв. м.

В отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Местные органы власти (законодательные власти г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать данные размеры налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ).

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, для расчета налога такая база принимается равной нулю и налог платить не нужно (п. 8 ст. 403 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка.

Узнать о ставках налога, установленных в конкретном регионе, можно с помощью интернет-сервиса ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайтах региональных управлений ФНС России.

Если ставки не определены местным и региональным законодательством, налог рассчитывается исходя из максимальных ставок, установленных в п. 2 ст. 406 НК РФ (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Шаг 4. Определите, правильно ли указан срок владения имуществом.

Если вы владели имуществом менее года, то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев владения имуществом к числу календарных месяцев в календарном году (п. 5 ст. 408 НК РФ).

В отношении имущества, перешедшего вам по наследству, налог исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 НК РФ), в остальных случаях — с даты регистрации права собственности.

Количество месяцев владения имуществом зависит от дня оформления права собственности на это имущество (открытия наследства) (п. 5 ст. 408 НК РФ):

если такой день — до 15-го числа месяца включительно, то налог исчисляется с начала этого месяца;

если после 15-го числа месяца, то налог исчисляется с начала следующего месяца.

Дата, с которой прекращается исчисление налога, определяется аналогично.

Шаг 5. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу.

Полностью освобождаются от уплаты налога, в частности, социально незащищенные граждане (например, инвалиды I и II групп, пенсионеры); люди творческих профессий; владельцы хозяйственного строения или сооружения, площадь которого не превышает 50 кв. м, если такая постройка расположена на земле, предоставленной для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ст. 407 НК РФ).

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Нельзя заявить льготу по недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб. (пп. 2 п. 2 ст. 406, п. 5 ст. 407 НК РФ).

Независимо от количества оснований льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по вашему выбору (п. п. 3, 7 ст. 407 НК РФ).

Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Чтобы получить льготу по налогу, в налоговый орган нужно представить заявление и подтверждающие документы (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если до конца 2014 г. вам была предоставлена налоговая льгота по старому Закону от 09.12.1991 N 2003-1, представлять в налоговую инспекцию документы для получения льготы по новым правилам не нужно (ч. 4 ст. 3 Закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Если в течение календарного года у вас возникло (прекратилось) право на льготу, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Льготу можно использовать, даже если вы обратились за ней несвоевременно.

При этом пересчитать налог можно будет не более чем за три года, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у вас права на льготу.

Для перерасчета налога нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление и подтверждающие льготу документы (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Налоговая инспекция должна принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления, а вернуть налог — в течение месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 78 НК РФ).

Шаг 6. Установите, учтены ли переходные правила расчета налога.

В течение первых четырех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8).

В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил — по формуле (п. 9 ст. 408 НК РФ):

Эта формула применяется, если имущество принадлежало вам весь год (полных 12 месяцев).

Если вы владели имуществом менее года, то сумма налога за год умножается на коэффициент нахождения объекта в вашей собственности (см. шаг 4).

Смотрите так же:  Как написать заявление на получение страховки

Начиная с пятого года, налог будет считаться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Узнать об особенностях порядка налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, а также рассчитать предполагаемую к уплате в 2016 г. за 2015 г. сумму налога можно, обратившись к разделу официального сайта ФНС «Налог на имущество физических лиц — 2016».

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Пичугин А. В. Реструктуризация налога на имущество физических лиц // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/archive/14/1262/ (дата обращения: 21.01.2019).

В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ (далее – НК РФ) отсутствует глава, регламентирующая правоотношения субъектов при начислении и уплате налога на имущество физических лиц. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц сегодня действует согласно Закону РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (далее – Закон) [1]. Соответственно, возникает необходимость принятия главы НК РФ «Налог на имущество физических лиц».

В силу этого Правительством РФ был разработан проект главы о налоге на имущество физических лиц. Следует признать, что ряд статей данного проекта отвечают сложившейся практике правового регулирования налогов. В то же время другие статьи нуждаются в доработке, что дает основание предложить иной проект главы о налоге на имущество физических лиц.

В настоящее время в Законе отсутствует отдельная статья, касающаяся общих положений по налогу на имущество физических лиц. Представляется необходимым в силу особенностей данного налога принять главу 32 НК РФ о таком местном налоге и предусмотреть в ней общие положения.

Установление общих положений о налоге на имущество физических лиц позволит четко уяснить порядок принятия акта о местном налоге, а также ответить на вопрос о том, какие элементы налога могут регулироваться представительным органом местного самоуправления. Устанавливаться такой налог должен нормативным актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ, в котором должны предусматриваться следующие элементы налоговой модели: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Субъектами налогообложения в соответствии с Законом признаются физические лица – собственники имущества. Это означает, что к физическим лицам – плательщикам налога относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства – собственники имущества [1]. К физическим лицам также отнесены индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном НК РФ порядке. При этом сам факт признания физического лица гражданином РФ, иностранным гражданином, лицом без гражданства еще не порождает налоговых правоотношений, т.к. только при наличии недвижимого имущества, находящегося на праве собственности, физическое лицо приобретает статус налогоплательщика. Вышеуказанный закон не предусматривает освобождение детей от уплаты налога на имущество. Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с НК РФ и Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) налог уплачивается их законными представителями – родителями, усыновителями, опекунами, попечителями [2]. Однако возникает вопрос: кто будет нести ответственность в случае, если несовершеннолетний собственник имущества не заплатит налог, заплатит налог не полностью или несвоевременно. По гражданскому законодательству, если у несовершеннолетнего нет своего имущества, отвечать могут родители. И для налоговых органов эта схема логичнее всего подходила бы. Однако формальные условия не соблюдаются.

Определенные особенности возникают с налогоплательщиками имущества, которое принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю. Если собственником имущества является индивидуальный предприниматель и такое имущество используется им для предпринимательской деятельности, то индивидуальный предприниматель в отношении такого имущества, не используемого для предпринимательской деятельности, налог на имущество физических лиц должен уплачивать в установленном порядке [3].

Таким образом, под действие федерального законодательства о налогах на имущество физических лиц попадают все физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от целей использования такого имущества, если иное не предусмотрено налоговыми льготами или специальными налоговыми режимами.

Предмет налогообложения обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание налога на имущество физических лиц. Предметом налогообложения согласно ст. 1 Закона признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения [1].

Рассматривая налоговое законодательство по вопросу, связанному с предметом налогообложения, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует закрепление в целях налогообложения понятия «недвижимое имущество». Изучение действующего федерального законодательства также позволяет сделать вывод о том, что отсутствует четкое разграничение таких понятий как «дома» и «строения», «дачи» и «садовые домики», отсутствует раскрытие категории «дачи», «гараж».

В целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства целесообразно сформулировать понятие предмета налогообложения: включить в понятие «предмет налогообложения» недвижимое имущество, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. За исключением следующих видов недвижимого имущества: недвижимого имущества, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с законодательством РФ по причине того, что такие объекты не могут быть приобретены в собственность физического лица; объектов незавершенного строительства по причине того, что такие объекты еще не введены в эксплуатацию (не смотря на то, что могут подлежать государственной регистрации) и, следовательно, не могут подлежать оценке. Лишь при завершенном строительстве объекта и государственной регистрации права на него можно говорить о существовании объекта как целого, существования права на него и вследствие этого возможности налогообложения созданной недвижимости.

При изучении порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на имущество в соответствии с Законом можно отметить следующие его недостатки: отсутствует отдельная статья о налоговом периоде; порядок определения инвентаризационной стоимости четко не установлен, следовательно, нельзя признать соответствующим требованиям НК РФ порядок исчисления налога.

В связи с чем, можно предложить следующие пути по совершенствованию налогообложения физических лиц:

Во-первых, необходимо предусмотреть отдельную статью о налоговом периоде, т.к. налоговый период является одним из обязательных элементов налоговой модели, и признать налоговым периодом календарный год. Отчетные периоды целесообразно не выделять, т.к. в таком случае налогоплательщику необходимо будет сдавать документы по исчислению авансовых платежей (налога), что создаст дополнительные обременения для налогоплательщика.

Во-вторых, следует согласиться с мнением, изложенном в предлагаемом проекте Правительства РФ по налогу на имущество физических лиц о том, что сумма налога должна рассчитываться как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, что соответствует требованиям, предъявляемым к порядку исчисления налога в соответствии с НК РФ.

В-третьих, обязанность по порядку исчисления суммы налога оставить на налоговом органе вне зависимости от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет. Такое положение дел не создаст дополнительных обременений для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей. Кроме того, также не представляется целесообразным разделять порядок исчисления относительно недвижимого имущества, которое необходимо для предпринимательской деятельности и которое не используется для таких целей, т.к. на практике могут возникнуть сложности с определением налоговой базы, если одно и то же имущество будет использоваться для предпринимательской деятельности. Кроме того, это создаст дополнительные сложности для налоговых органов, т.к. в каждом конкретном случае необходимо будет выяснять, используется такое имущество для предпринимательской деятельности или нет. Более того, именно налоговый орган будет владеть информацией о недвижимом имуществе на основании сведений, которые ему будет предоставлять соответствующие органы – Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство кадастра недвижимости и, следовательно, целесообразнее на налоговом органе оставить обязанность по исчислению налога.

В-четвертых, предусматриваются отдельные положения: 1) в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на недвижимое имущество (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное недвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав; 2) в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении недвижимого имущества, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В-пятых, необходимо вменить в обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, органов, осуществляющих ведение государственного кадастра объектов недвижимости предоставлять сведения в налоговые органы в четко установленные главой сроки.

В-шестых, т.к. согласно НК РФ порядок и сроки уплаты относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, то представляется логичным предусмотреть право на установление сроков уплаты налога этим органом.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Действующее законодательство, регулирующее отношения между налогоплательщиками – физическими лицами и налоговым органом по вопросу начисления и уплаты налога на имущество находится в настоящее время в стадии развития. Основной проблемой является то, что Закон, регулирующий правоотношения субъектов был принят еще до принятия Конституции РФ и до НК РФ и, соответственно, является устаревшим.

Смотрите так же:  Образец заявления о выходе из участника ооо

В соответствии с изложенным, автор статьи предлагает внести определенные дополнения и изменения в нормативные акты РФ, которые помогут разрешить проблемы, возникающие в настоящее время в процессе регулирования правоотношений между физическими лицами и налоговыми органами при уплате налога на имущество.

Установление местных налогов в РФ характеризуется различиями в правовом регулировании, обусловленными тем, что, помимо НК РФ, действует Закон. В связи с этим целесообразно завершить кодификацию налогового законодательства и привести к единым требованиям порядок установления местных налогов. Местные налоги должны устанавливаться НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах (а в отношении внутригородских муниципальных образований – законами законодательных (представительных) органов государственной власти города Москвы и Санкт-Петербурга).

В связи с тем, что одним из основных направлений налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011-2-12 гг. является введение единого налога на недвижимость вместо существующих местных земельного налога и налога на имущество физических лиц считаем необходимым отметить сильные и слабые стороны данного проекта. Исходя из практики зарубежных стран, где налог на недвижимость взимается уже давно – его введение является целесообразным. Однако для введения налога на недвижимость должен существовать кадастр российских объектов недвижимости, который на данный момент полностью не сформирован; а рыночная стоимость имущества в разных субъектах РФ значительно различается, соответственно должны различаться и ставки налога в зависимости от региона.

Также и в Законе и в ГК РФ отсутствует определение имущества. Поэтому, необходимо дополнить главу НК РФ следующим определением «недвижимым имуществом признаются материальные, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения (здания, помещения, сооружения)». Внесение подобных изменений в налоговом законодательстве должно быть связано с изменением и общегражданского законодательства. П. 1. ст. 130 ГК РФ можно изложить в следующей редакции: «к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей и недвижимое имущество (недвижимость), в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

Таким образом, по мнению автора, налоговое законодательство, в области защиты имущественных интересов физических лиц при уплате налога на имущество содержит ряд проблем, касающихся как имущественных интересов потенциальных собственников, так и прав собственника, которые могут быть устранены только на законодательном уровне.

1. См.: О налогах на имущество физических лиц [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/

2. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая, третья и четвертая (по сост. на 1 февраля 2010 г.). М.: Омега-Л, 2010. 474 с.

3. См.: Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая (по сост. на 10 февраля 2010 г.). М.: Эксмо-Пресс, 2010. 560 с.

В РФ изменятся параметры расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости

Депутаты ГД на заседании во вторник, 24 июля, поддержали их в третьем чтении.

Закон предусматривает изменение порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости и введение нового коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Также законом исключается возможность перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

После вступления закона в силу временный коэффициент перестанет расти, его максимальный показатель будет зафиксирован на уровне 0,6. Важно, что в тех 36 субъектах, где налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления налога в 2018 году не изменится. И в дальнейшем они смогут довести этот показатель максимум до 0,6.

«С одной стороны мы фактически ограничиваем рост налога на 40%, устанавливая коэффициент вместо единицы 0,6. И одновременно решаем вопрос о компенсации регионам выпадающих доходов», — сказал Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров

Также в соответствии с принятым законом, в случае, если налог исчислялся по ошибочной кадастровой стоимости, которая в последующем была оспорена, предлагается применять измененную кадастровую стоимость не с года подачи заявления об оспаривании, как это происходит сейчас, а с даты начала применения ошибочной стоимости.

Наконец, закон разрешает ряд других неурегулированных налоговым законодательством вопросов. В частности, предлагается выделить в самостоятельную льготную категорию по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц детей-инвалидов и уравнять статус собственников жилых помещений и частей жилых помещений, а также гаражей и машино-мест независимо от их расположения.

Как определить ставку налога на имущество физических лиц?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее — местные НПА). При этом местные НПА определяют налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, а также налоговые льготы (п. 2 ст. 15, ст. 399 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51).

1. Максимальные и минимальные ставки по налогу на имущество

Ставки по налогу на имущество физических лиц зависят от порядка определения налоговой базы.

1.1. Максимальные и минимальные ставки при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества базовый размер налоговых ставок, установленный НК РФ, может быть уменьшен до нуля или увеличен не более чем в три раза местными НПА (п. 3 ст. 406 НК РФ).

Базовый размер налоговых ставок составляет (п. 2 ст. 406 НК РФ):

1) 0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;

3) 0,5% в отношении иного имущества.

Отметим особенности применения налоговых ставок в отношении машино-мест и нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

До 01.01.2017 отсутствовало определение машино-места, поэтому права на них могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания конкретного назначения. Такие объекты облагались налогом по ставке до 0,5% без применения налоговых льгот. С 2017 г., если объект фактически отвечает требованиям и характеристикам машино-места, но таковым не назван при регистрации права на него, собственник вправе обратиться в органы Росреестра для изменения наименования объекта. После этого налоговые органы рассчитают налог на имущество с применением меньшей ставки налога либо льготы (Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/[email protected]; Информация ФНС России от 08.12.2016).

В отношении нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, начиная с 2015 г. применяется та же налоговая ставка, что и к жилым домам. Налогоплательщики, уплатившие налог по таким объектам в большем размере, имеют право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 401, пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ; ч. 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

1.2. Максимальные ставки при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества налоговые ставки устанавливаются в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (далее — СИСкд), в следующих пределах:

1) до 0,1% включительно, если значение СИСкд не превышает 300 тыс. руб.;

2) свыше 0,1 до 0,3% включительно — при значении СИСкд свыше 300 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.;

2) свыше 0,3 до 2% включительно — при значении СИСкд свыше 500 тыс. руб.

В целях исчисления налога на имущество физических лиц размер коэффициента-дефлятора на 2017 г. составляет 1,425 ( абз. 6 Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698).

2. Установление дифференцированных налоговых ставок

Допускается установление местными НПА дифференцированных налоговых ставок в зависимости от (п. 5 ст. 406 НК РФ):

1) кадастровой (инвентаризационной) стоимости имущества;

2) вида имущества;

3) места нахождения имущества;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположено имущество.

3. Размер налоговых ставок, если он не определен местными НПА

Если налоговые ставки не определены местными НПА, налогообложение производится (п. 6 ст. 406 НК РФ):

1) если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества — по базовым ставкам, указанным в разд. 1.1;

2) при определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества:

  • по ставке 0,1% в отношении имущества, у которого значение СИСкд до 500 тыс. руб. включительно;
  • по ставке 0,3% в отношении иного имущества.

Каковы особенности исчисления налога на имущество физических лиц в отношении апартаментов (коммерческой недвижимости)? >>>

Author: Profi