Метапредметные требования к обучаемым в фгос

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи.

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Требования к результатам обучения по технологии. Результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные

Столичный учебный центр
г. Москва

Требования к результатам обучения по технологии.

Результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные

Мыльникова Ольга Михайловна, учитель технологии МБОУ «СОШ №6»

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний, решающие проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, в особенности в головах у школьников. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приѐмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приѐмами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным — от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При реализации деятельностного подхода, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

Задача современного образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, то есть развивать и формировать у ребят в первую очередь УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны’х характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

— оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Смотрите так же:  Как правильно оформить дарственную на ребенка

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют:

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формирование метапредметных результатов обучения

Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.

При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно . Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Личностноориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник — одно из важнейших средств обучения. Правила экспертизы учебников остаются прежними — чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать стандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако поскольку стандарт не описывает подробно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов.

Учебник должен быть не только источником знаний, но и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление учащихся.

Учебник – это инструмент организации учебной деятельности на уроке. Методический аппарат учебника должен дать возможность учителю организовать различные виды деятельности на уроке.

Смена видов деятельности: чтение текста, анализ документов, работа с иллюстрациями, картами, обсуждение различных точек зрения, выдвижение своей позиции и ее аргументация – все это содействует высокой активности детей на уроке.

И так, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и организации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале — работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения.

1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012

2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142

3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67

4. Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29

5.Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно/Г. Громыко//Директор школы.-2010.-№3.-С. 67-70

6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 143432 раза

Библиографическое описание:

Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 21.01.2019).

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предметные результаты обучения

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». [2] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Метапредметные результаты обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7]

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Смотрите так же:  Форма акта приема-передачи материальных ценностей на хранение

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]

В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

— познавательной направленности и

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС

Стремительные изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость оперативного реформирования российской образовательной системы. Метапредметные результаты обучения по ФГОС стали новым показателем эффективности школьного обучения ввиду того, что только универсальные учебные действия (далее — УУД), освоенные в ходе выполнения различных образовательных задач, гарантируют готовность выпускников:

  • уверенно применять полученные знания на практике, реализовывать освоенные умения и навыки в нестандартных ситуациях;
  • быстро ориентироваться в потоке информации, мыслить критически;
  • действовать в условиях ситуациях выбора, аргументировано отстаивать свою позицию и нести ответственность за принятое решение.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Личностные метапредметные и предметные результаты по ФГОС

На протяжении длительного времени стратегической целью системы отечественного образования являлось формирование у учащихся обширной предметной базы, поэтому российские школьники долгие годы демонстрировали высокие результаты на международных конкурсах и олимпиадах. Стремительный технический прогресс обусловил снижение ценности информации, с недавних пор ставшей общедоступной, поэтому во главу процесса обучения согласно ФГОС были выведены личностные метапредметные и предметные результаты обучения — совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми гарантирует обучение различным видам продуктивной деятельности в будущем и успешную профессиональную самореализацию выпускников.

Как провести анализ урока по ФГОС

Понятие метапредметности, тесно связанное с личностными достижениями, в методической науке трактуется в значении «надпредметности» — объема компетенций, позволяющие решать различные образовательные задачи независимо от их предметного содержания. Метаумения могут быть успешно перенесены с учебно-воспитательного процесса в реальную жизнь (что обуславливает их высокую ценность) посредством реализации программы развития УУД.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление образовательной организацией» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для успешного проектирования учебно-воспитательного процесса важно согласовывать понятийную базу метапредметной учебной компетентности, которая в современной педагогической методологии трактуется посредством таких понятий:

  1. Метадеятельность — универсальный способ мышления и деятельности, основанный на умении организовывать различные виды активности путем применения стандартизованных схем и алгоритмов, освоенных в ходе обучения.
  2. Метазнания — понятийная база о структуре знаний и принципах работы с различными типами данных.
  3. Метаумения — универсальные действия учебного характера (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные)
  4. Метаспособы — навыки и приемы, позволяющие находить решение образовательных задач различных типов сложности в стандартизованных и нетипичных учебных условиях.

Тенденция выделения метапредметных результатов обучения позволила отказаться от традиционной классификации понятийной базы школьных знаний по предметам, что опосредованно препятствовало осознанию школьниками целостной системы мира. ФГОС выделяет 12 направлений метадеятельности, формирование которых является основной задачей комплекса школьного образования. Вместе с тем важно отметить, что содержание и трактовку отдельных показателей личностного и познавательного развития подрастающего поколения целесообразно расширять и корректировать ввиду стремительного возникновения новых научных, экономических и социальных тенденций.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС ООО

Определение целей и задач обучения; умение оценивать успешность усвоения учебного материала, выделять проблемные места и в соответствии с эти корректировать образовательную стратегию. Способность расширять круг познавательных интересов.

Анализ условий задания, в которых предусмотрена его реализация, с целью определения оптимальной стратегии действий.

Сопоставление содержания учебной задачи с ранее освоенными навыками и умения, необходимое для выделения пробелов в знаниях и проведения информативного поиска.

Планирование способов достижения учебно-практических целей, поиск эффективных путей решения проблемных заданий, в том числе посредством применения нестандартных методик.

Способность к сопоставлению осуществляемых действий с рекомендованными алгоритмами, контролю уровня личной успешности посредством соотнесения достигнутых результатов и актуальных критериев оценивания.

Готовность мыслить широко: критически рассматривать различные точки зрения перед принятием взвешенного решения.

Умение корректировать стратегию обучения в ситуации частого изменения исходных условий.

Способность правильно оценивать личный образовательный потенциал и уровень сформированности компетенций, необходимый для выбора эффективной стратегии обучения.

Теоретизация учебного материала: умение определять значение понятий, выделять характерные свойства и отличительные понятия, искать аналогии.

Умение классифицировать понятийные элементы по самостоятельно выделенным критериям.

Поиск и установление причинно-следственных связей, проектирование результатов событий на основании ряда данных.

Способность выстраивать логические суждения, формулировать умозаключения и уметь аргументировано отстаивать их.

Использование символьно-знаковых систем для упрощения процесса обработки информации.

Разработка схем, моделей, алгоритмов, упрощающих процесс понимания и усвоения понятийного материала.

Применение навыков смыслового чтения, под которым понимается способность правильно понять содержание текстового блока в ходе прочтения, оценивание степени достоверности и полезности данных, возможность их использования для решения практических задач.

Смотрите так же:  Судебная практика принцип свободы договора

Способность максимально использовать любые технические пути получения учебной информации.

Умение определять достоверность источника, проверять данные посредством мониторинга информации в сети.

Готовность выделять из информационного массива наиболее значимые данные, в полной мере соответствующие содержанию учебной задачи.

Овладение способами поиска, копирования и распространения знаний и полезного учебного опыта.

Максимальное использование возможностей интернета для продуктивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Способность организовывать содержательную учебно-познавательную деятельность с одноклассником, педагогом, сторонними людьми, владеющими значимыми компетенциями.

Умение эффективно выполнять образовательную работу самостоятельно и в коллективе, в том числе диагностические и проверочные задани, реализуемые в рамках оценивания надпредметных компетенций и личностных результатов освоения ООП.

Осуществлять согласование личных учебных мотивов и задач с коллективными, подчинять личные стратегические интересы групповым правилам.

Готовность находить компромиссные решения в случае конфликта установок участников группы для обеспечения высокой результативности взаимодействия.

Проявление толерантности, терпимости, внимательности к интересам других.

Способность принимать во внимание мнение других участников учебно-воспитательного процесса и отстаивать свою точку зрения посредством озвучивания аргументов.

Уверенное владение средствами устной и письменной речи.

Построение информативных монологических высказываний, умение вести диалог, дискутировать.

Осознанное применение образных средств речи для достижения желаемого результата, уверенное использование всех возможностей коммуникации.

Свободная передача чувств, эмоций, переживаний, потребностей посредством речи и жестов.

Способность поддерживать беседу, выслушивать собеседника и точно доносить личные суждения.

Поддержание высокой культуры общения и поведения.

Развитость экологического мышления.

В контексте внедрения ФГОС не менее важным является достижение личностных результатов обучения, основанных на готовности выпускников школы к дальнейшему общему и профессиональному развитию, расширению выученных понятийных областей и совершенствованию индивидуальной системы представлений об окружающем мире, а также отражающих показатель сформированности социальных компетенций и гражданской идентичности.

К личностным результатам школьного модуля обучения следует отнести следующие компетенции:

  1. Сформированное чувство принадлежности к российскому народу, чувства гордости за Родину, осознание этической принадлежности, готовность принимать и отстаивать ценностные установки многонационального общества России, гуманистические и демократические идеалы.
  2. Проявление целостного взгляда на мир, принятие уникальности и разнообразия различных народов, культур, религий и природных ценностей.
  3. Демонстрация толерантного отношения идеалам и истории представителей других национальностей.
  4. Проявление начальных навыков адаптации в стремительно меняющемся мире, осознание социальных ролей и ценностного смысла учебной деятельности, которая является ключом к успешной самореализации в будущем.
  5. Готовность проявлять самостоятельность, нести личную ответственность за поступки и принятые решения, в том числе распространение информации.
  6. Сформированность этических потребностей, представлений о морально-этических нормах, социальной свободе.
  7. Высокий уровень доброжелательности, отзывчивости, толерантности, терпимости, готовности проявить сопереживание по отношению к другим людям и оказать посильную помощь — моральную, опосредованную, практическую.

Наличие мотивации вести безопасный образ жизни, беречь и укреплять здоровье, стремиться к достижению поставленных целей, бережно относиться к материальным и духовным ценностям, расширять и приумножать их посредством упорного вдохновенного труда.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе

Согласно принципам системно-деятельностного подхода, положенного в основу современной образовательной модели, метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе, выделяемые с учетом психолого-возрастных факторов, являются не менее значимыми, чем показатели сформированности надпредметной деятельности у старших школьников. В отличие от основной школы, где выделение более и менее важный универсальных компетенций не представляется возможным ввиду высокой значимости всех показателей, для начальной школы характерно делать акцент на умении детей учиться, которое оценивается в ходе педагогических наблюдений.

Актуальной проблемой последних лет стало снижение мотивации младшеклассников к обучению, обусловленное стремительным увеличением объема учебного материала. Дети оказываются неготовыми быстро справиться с предметным содержанием, что вызывает:

  1. Психологический дискомфорт, спровоцированный нежеланиям пребывать в ситуациях неуспеха.
  2. Уход от сложностей посредством отказа от выполнения домашних заданий, дальнейшего расширения знаний об окружающем мире.
  3. Ввиду вышесказанного вывод напрашивается сам собой: формирование метапредметных умений, способствующих уверенному овладению учебным материалом, в начальной школе важно обеспечить не только в соответствии с программными целями, но и для повышения общего показателя эффективности образовательной работы.

Классификация метапредметных результатов обучения в начальной школе по ФГОС

Сохранение учебной цели, озвученной педагогом, на протяжении всего времени выполнения задания.

Способность самостоятельно разбивать одно задание на несколько этапов и определять последовательность выполняемых действий.

Умение находить ошибки в выполненном задании и исправлять их, учиться оценивать характер ошибок.

Умение выполнять простые логические операции: выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать, выдвигать предположения по теме.

Способность определять причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.

Готовность строить простые рассуждения на основе информации, полученной из учебного источника, давать простые определения.

Умение применять символьно-знаковую систему для построения простейших схем, моделей, таблиц, а также для решения задач.

Знание разных способов получения информации.

Овладение основами смыслового чтения (способность после ознакомления с текстом коротко пересказать прочитанное и отнести его к определенной области знаний).

Читать тексты про себя и вслух, использовать средства устной и письменной речи.

Умение понимать прочитанное, а также содержание однозначных высказываний.

Сформированность навыков взаимодействия, работы в коллективе.

При организации процесса формирования надпредметных компетенций учащихся в начальной школе низкая результативность локальных учебных ситуаций может фиксироваться и ввиду ошибок, допускаемых педагогами. Учителям важно обратить внимание на такие моменты:

  1. Понятия учебной проблемы и затруднения не могут отождествляться. Неспособность школьника справиться с поставленной учебной задачей (решение примера с применением формулы, оценивание правильности правописания и т.д.) ввиду нехватки понятийной базы нельзя рассматривать как элемент реализации технологии проблемного обучения.
  2. При проведении опросов наблюдается слабая выраженность дифференциации вопросов, требующих исключительно воспроизведения знаний, и проблемных вопросов, ответ на которые возможен только при переосмыслении ранее изученного. Ввиду нерационального распределения времени на подготовку учащиеся фактически не имеют возможности самостоятельно решить учебную проблему даже при сформированности компетенций.
  3. С целью достижения образовательных целей урока учитель стремится как можно скорее подвести учеников к разрешению проблемной ситуации, поэтому дети не имеют возможности развить самостоятельность мышления и реализовать свои таланты в ситуации успеха.

Оценка метапредметных результатов обучения по ФГОС

Система оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации традиционного для российской педагогики модуля обучения складывалась годами, и при этом ее критерии неоднократно расширялись, дополнялись и совершенствовались. В условиях нового времени, когда происходит активное реформирование методических принципов, оценка метапредметных результатов обучения по ФГОС вызывает серьезные сложности на всех уровнях — у педагогов начальной школы, учителей-предметников и даже методистов, которые продолжают работать над пояснением понятийной базы применения системно-деятельностного подхода в обучении.

По причинам, представленным выше, на данный момент в практике оценивания результатов метадеятельности учащихся сформировано три подхода:

  1. Достижения надпредметных целей обучения рассматривается как результат успешной реализации тщательно сконструированных диагностических задач, направленных на выявление сформированности конкретного вида УУД.
  2. За показатель высокого уровня проявления метаумений принимается уверенное выполнение школьником предметных заданий различного типа сложности, а также фиксирование достойных личностных результатов обучения. Данный подход основан на принятии утверждения, что без метапредметных умений невозможно успешное выполнение текущих образовательных заданий.
  3. Успешное овладение надпредметными умениями может быть зафиксировано в ходе выполнения учениками заданий интеграционного характера, требующих применения комплекса знаний, умений и навыков.

Вместе с тем для актуальной образовательной ситуации характерно выделение комплекса проблем, касающихся разработки шкал и инструментов оценивания метапредметных результатов обучения, это:

  1. Сложность дифференциации оценочных процедур, используемых для определения успешности овладения детьми предметными и надпредметными компетенциями.
  2. Подбор текстовых блоков, предлагаемых к прочтению для оценки грамотности, с учетом возрастного фактора.
  3. Проектирование учебных заданий, необходимых для стимулирования познавательной активности школьников.
  4. Обеспечение точности и независимости применяемых критериальных систем.

Порядок интерпретации полученных результатов и разработки комплекса коррекционных мер, реализация которых гарантирует достижение планируемых предметных, личностных и метапредметных результатов по ФГОС в будущем.

В большинстве российских школ мониторинг достижений учащихся осуществляется посредством внедрения уровневого подхода, предусматривающего применение широкого инструментария — успешности выполнения заданий интегративного характера, ведение индивидуальных карт продвижения, листов самооценки, оценивания реализуемых проектно-поисковых работ. Дополнительно может оцениваться участие в сетевых проектах и мероприятиях, наиболее полно приближенных к реальным практическим условиям. Такой мониторинг предусматривает выставление индивидуальных, фронтальных и групповых оценок; проведение опросов, систематическое тестирование, выполнение специально спроектированных заданий.

Оценивание метапредметных результатов проводится всеми участниками учебно-воспитательного процесса:

  1. Учащимися — в период оценивания успешности выполнения интегративных заданий, самооценивания уровня сформированности учебных навыков, заполнении тематического дневника или «дорожной карты», выставлении оценок одноклассникам.
  2. Педагогами в ходе разработки проблемных заданий, выполнение которых требует применение широкого круга компетенций, осуществлении мониторинговой работы (с заполнением и последующим анализом карты наблюдений), определения оптимального способа проверки УУД (в индивидуальном, фронтальном, групповом порядке, письменной или устной форме), проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для учеников, столкнувшихся с учебными трудностями.
  3. Методистами при проработке практических путей реализации принципов деятельностного подхода в обучении, формулировании теоретической базы по вопросам составления заданий для школьников, направленных на активизацию метадеятельности, анализе работы конкретного педагога или классного коллектива, при проведении мониторинга или других видов проверок, а также интерпретации их результатов.

В целом важно отметить, что процесс оценивания метапредметных компетенций учащихся до сих пор остается на стадии разработки и требует повышенного внимания на всех уровнях.

Больше информации по теме представлено в этих статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Author: admin