Квалификационные требования к директору школы

Квалификационные требования на должности завуча дополнительного образования

Добрый день. Мне предлагают должность зам директора по учебно воспитательной работе в детской школе искусств (доп образование) сомневаюсь утвердит ли экономист и не возникнут ли проблемы при проверке. Образование средне специальное педагогическое и высшее (бакалавр) по направлению Менеджмента в институте социальных и гуманитарных знаний. Опыта на руководящих должностях нет. В школе работаю методистом 1 год.

Ответы юристов (2)

В соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29 июля 2017 года; Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г., с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем — Заместитель директора по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Мне предлагают должность зам директора по учебно воспитательной работе в детской школе искусств (доп образование) сомневаюсь утвердит ли экономист и не возникнут ли проблемы при проверке. Образование средне специальное педагогическое и высшее (бакалавр) по направлению Менеджмента в институте социальных и гуманитарных знаний. Опыта на руководящих должностях нет. В школе работаю методистом 1 год.

Юлдус, поскольку у Вас нет необходимого стажа, то можно воспользоваться п. 9 ЕКС работников образования:

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим
опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Если директор заинтересован взять Вас на эту должность, то по данному пункту все будет законно.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Квалификационные требования к директору школы

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационные требования к директору школы

Требование органов, осуществляющих управление в сфере образования, о наличии у руководителей образовательных учреждений высшего профессионального образования получило широкое распространение после принятия новых Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В квалификационной характеристике по должности руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения в разделе «Требования к квалификации» установлено требование к наличию высшего профессионального образования определенной направленности и стажу работы.

Вместе с тем многие квалификационные справочники, в том числе указанный выше, в части «Общие положения» содержат оговорку о возможности назначения на должность лиц, не имеющих образования и стажа, указанного в квалификационной характеристике, в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии. Иначе говоря, отсутствие установленного образовательного уровня само по себе не является абсолютным юридическим запретом для назначения на должность.

Применительно к руководителям образовательных организаций более точный ответ позволяет дать ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ: «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам». Это, в частности, означает, что лица, принятые на должность руководителей до вступления данного Федерального закона в силу, т.е. до 1 сентября 2013 года, вправе продолжать работать в должности с фактически имеющимся образовательным уровнем.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит основания прекращения трудовых отношений с работником по причине отсутствия у него установленного уровня образования и квалификации. По нашему мнению, такой подход также свидетельствует об отсутствии прямой связи между формальным образовательным уровнем работника и фактическими результатами и эффективностью его труда, которые можно выявить при аттестации работника.

Таким образом, требование законодательства о необходимости руководителю образовательной организации иметь высшее образование полностью распространяется только на лиц, назначенных на данную должность после 1 сентября 2013 года.

Смотрите так же:  Как написать исковое заявление о расторжение брака

Что касается аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, то, как установлено в ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя этих организации устанавливаются учредителями. Начиная с 1 сентября 2013 года учредители должны были начать работу по подготовке такой аттестации, прежде всего, принять нормативные документы, определить сроки аттестации действующих руководителей, критерии оценивания результатов труда и пр. Также отметим, что в логике Федерального закона № 273-ФЗ аттестация руководителей образовательных организаций проводится в целях установления соответствия занимаемой должности, а не по аналогии с аттестацией педагогических работников по их желанию, т.е. в целях установления квалификационной категории.

Еще один немаловажный правовой аспект возникает при неоднократном назначении на должность руководителя образовательной организации одного и того же лица по срочному трудовому договору. По правилам Трудового кодекса РФ прежний трудовой договор с ним предварительно должен быть прекращен в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 ТК РФ с применением правил статьи 79 ТК РФ. Это означает, что условиями нового назначения на ту же должность становится соблюдение требований частей 3 и 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ о необходимости иметь высшее образование и о проведении аттестации лица, претендующего на должность руководителя (кандидата на должность).

Как перевести завуча на должность учителя?

Добрый вечер. В школу назначен новый директор, предшествующий уволен по собственному желанию. Один из завучей не устраивает нового директора, не доверяет ему. Можно ли его перевести завуча на должность учителя и с какой формулировкой. Завуч бы принят на работу 2 года назад, опыта работы в школе не имел, квалификационной категории имел. СПАСИБО.

Ответы юристов (2)

Нужно смотреть на соответствие занимаемой позиции:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“»

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Всего Вам наилучшего!

В школу назначен новый директор, предшествующий уволен по собственному желанию. Один из завучей не устраивает нового директора, не доверяет ему. Можно ли его перевести завуча на должность учителя и с какой формулировкой. Завуч бы принят на работу 2 года назад, опыта работы в школе не имел, квалификационной категории имел.

Для перевода на другую должность, отличную от предыдущей, требуется письменное согласие работника. Принудительный перевод возможен только при наличии веских на то оснований. То, что завуч не устраивает директора школы — основание недостаточное. Нужны конкретные причины, связанные с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Назначение директора школы

Уважаемые Юристы! Я обращалась к Вам за советом по поводу назначения в Крестовогородищенскую школу Чердаклинского района нового директора и завуча. У директора высшее экономическое и юридическое образования, ни дня не работала в школе, нет педагогического образования, прежнее место работы- консультант по делам молодёжи при администрации Чердаклинского района и 2 месяца работала юристом в Министерстве культуры Ульяновской

области. Завуч имеет пед.стаж работы 5 лет включая декрет и отпуск по уходу за ребёнком, 2 года » просидела» в библиотекарем, практически не вела уроки, учиться заочно на последнем курсе пед.университета. Мы обращались в Министерство образования Ульяновской области и в палату справедливости и общественного контроля области. Ответы этих служб прилагаю. Помогите, что мы можем сделать? Действительно ли это законно? С уважением Светлана

Ответы юристов (14)

А кандидаты проходили гос аттестацию? Перед тем как занять должность они должны доказать свои способности через испытания

Есть вопрос к юристу?

По большому счёту, ответ на Ваш вопрос есть в прикреплённых файлах. С одной стороны, новый директор не соответствует квалификационным требованиям, изложенным в Приказе № 761.

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки
«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление
персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет,
или высшее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование в области государственного и муниципального
управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических
или руководящих должностях не менее 5 лет.

Однако выход из такой ситуации предусмотрен в этом же приказе, и этим вариантом воспользовались при назначении на должность:

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы,
установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие
достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные
обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке
исключения, могут быть назначены на соответствующие должности
так же,
как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вы можете изучить порядок назначение на должность руководителя муниципального образовательного
учреждения. Как правило это производится по результатам соответствующего конкурса,
порядок проведения которого определяется учредителем муниципального
образовательного учреждения. Может там имеются нарушения.

Приказом № 761 определены следующие требования к кандидату на должность директора школы:

высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
знание законодательства в сфере образования, основ гражданского, трудового, бюджетного и финансового законодательства.

В данном случае они в полной мере не соблюдены.

Вы в праве обратиться с заявлением о нарушении законодательства в прокуратуру, по месту нахождения учебного учреждения.

Уточнение клиента

Уважаемые юристы. Конкурс или госаттестация может и проходили, но никому об этом неизвестно. Никого из работников школы в известность не ставили, кандидатуру от школы не рассматривали. Перед приездом Министерства в нашу школу комиссия долго была в управлении образования. Приехав, комиссия сообщила, что директор назначен правильно, поголовно ни с кем не разговаривали. Такое ощущение, что они почистили перышки.

21 Августа 2015, 17:17

Напишите коллективную жалобу в департамент образования+ в роно. Пишите куда только возможно. Шороху будет достаточно и есть шансы добиться своего, главное не соглашаться молч

Светлана, особого смысла писать в роно не вижу, т.к. министерство и управление образования уже пропустили. Некоторые нарушения порядка назначения директора усматриваются.

Если коротко и по сути, хотите, что бы сдвинулось с мёртвой точки — жалуйтесь в прокуратуру. Обязанностью данной организации является выявление и устранение нарушений законов. Каждое выявленное нарушение для них плюс по внутреннему учёту. Прокуратура наверное единственный орган который сможет полноценно реализовать комплекс мер по устранению нарушений закона. Остальные органы только пробуксуют.

В вашем случае рекомендую подать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ, по факту нарушения трудового законодательства РФ, а так же попросить провести проверку на наличия конфликта интересов в муниципальной службе. Возможно у нее имеются родственники в органах муниципальной власти.

Так же по закону у Вас есть возможность обжаловать приказ о назначении ее директором (как понимаю приказ издавали органы муниципальной власти), если Вы считаете что данным приказом нарушены Ваши права (например лишает возможности вашему ребенку получить качественное образование.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 255]

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

И еще и в жалобе и в случае суда обратите внимание, на то, что диплом о высшем образовании выдан почему то 01.01.2015 г. прям на новый год либо это опечатка, а может и липовый диплом. Это тоже нужно изучить.

Смотрите так же:  Троицк москва мировой суд

Кстати, вот пример, когда большое количество жалоб в прокуратуру, в том числе и Генеральную прокуратуру РФ может дать эффект. За не соответствии должности могут и уволить 63.ru/text/newsline/69526079393792.html

Светлана, обжаловать необходимо в районную прокуратуру по месту нахождения в школы. ГП всё равно спустит в субъект, а оттуда в районную. За чем время тянуть.

Уточнение клиента

Доброе утро, уважаемые юристы! Имеет ли смысл писать президенту?

23 Августа 2015, 08:42

Нет. Всё будет перенаправлено либо в управление образования либо в прокуратуру.

Уточнение клиента

Районная прокуратура подвластна Главе администрации района?

23 Августа 2015, 11:59

Генеральному прокурору ( ст. 11 ФЗ

Можно в качестве приветливой меры поднять шумиху на тв. (Извиняюсь за отклонение от правил

Ваша жалоба будет перенаправлена в Прокуратуру.

Районная прокуратура подвластна Главе администрации района?
Светлана

Нет прокуратура независима от администрации района.

прокуратура администрации не подвластна. По поводу ТВ решайте сами. Здесь рассматривают только юридические аспекты.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Квалификационные требования к директору школы

Беспокоит ли вас почерк ваших учеников?

Да, всегда стараюсь обращать внимание детей на то, что это часть их внутренней культуры

Бороться с плохим почерком бессмысленно. Главное содержание написанного

С введением тотальной цифровизации почерк не имеет никакого значения

Непонятно написанное классифицирую как ошибку и снижаю оценку

Всего проголосовало: 7

Откровенный разговор о жизни после конкурса

номер 03, от 15 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Сегодня, когда серьезных (глубоких, трудных, умных, с нешуточной конкурентной борьбой и с по-настоящему высокопрофессиональным жюри) конкурсов школ почти не осталось, конкурс «Успешная школа» и важен, и значим, и ценен как для самих конкурсантов, так и для развития отечественного образования в целом. Он очень привлекателен своей открытостью на всех без исключения этапах. Эта открытость позволяет говорить о конкурсе «Успешная школа» как о серьезной (пролонгированной) акции, служащей важному делу, нашему общему делу – развитию российской школы», — так считает Екатерина Тенютина, заместитель директора академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель конкурса «Успешная школа» — 2018. И мы очень рады, что она так верно и глубоко понимает наш замысел.

Профессии стремительно рождаются и так же неизбежно умирают. Но среди них остаются те, изчезновение которых означает и потенциальную гибель целых культурных пластов. Одна из таких профессий — фонтанщик. Именно с нее мы начинаем рассказ о редких профессиях. Герой первого материала — Андрей Бирюков, начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений Государственного музея-заповедника «Петергоф». Читаем, удивляемся и планируем путешествие в Северную столицу!

С 1963 года в Сергиевом Посаде работает уникальное даже в масштабах страны реабилитационное, образовательное и воспитательное учреждение. Это дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов Министерства труда и социального развития РФ. Его воспитанники хорошо знают, что такое темнота и тишина, но они также уверены: не нужно бояться попросить о помощи, если нуждаешься, и помогать, если просят. Об этой и других вечных ценностях нормального человеческого общения – в репортаже Ильи Бруштейна.

Наши приложения

Новое время предъявляет к директору новые требования

Могу сказать, что в аттестационной комиссии собрана профессиональная группа людей, через собеседование с которыми проходят аттестуемые, показавшие либо низкие результаты теоретического тестирования, либо те, у кого возглавляемые ими школы имеют пока недостаточно высокие результаты собственно учебно-воспитательной деятельности. Я имею в виду, что практически не проходят собеседование аттестационной комиссии директора школ, входящих в первые 400 школ рейтинга, не проходят собеседование директора тех школ, что получают гранты мэра. Напомню, что гранты мэра Москвы дают не только за учебные результаты, но и за так называемые социально-культурные результаты (работа с детьми-инвалидами, с трудными детьми, с детьми-мигрантами). Не проходят собеседование и директора 145 школ, которые показывают высокую динамику своих результатов, то есть динамично развивающиеся. Все остальные проходят собеседование с аттестационной комиссией, результатом которого становится решение об аттестации сроком на пять лет или сроком на два года с рекомендацией относительно того, что должен выполнить аттестовавшийся по повышению своей квалификации. Иногда бывает так, что комиссия принимает решение направить аттестуемого на повторное тестирование, иногда бывает и так, что комиссия признает аттестуемого не соответствующим должности директора. Подчеркну: занимать должность директора в государственном учреждении имеет право только человек, успешно прошедший аттестацию. Заседания аттестационной комиссии в 2014 году транслируются в открытом доступе: кто что спрашивал и кто что отвечал, теперь можно посмотреть в Интернете.
Кроме аттестации на должность действующих директоров школ аттестацию проходят и кандидаты на эту должность. Это могут быть люди, направленные окружными управлениями образования или Департаментом образования. В последнее время стала довольно нередким случаем практика, при которой появляются так называемые самовыдвиженцы. У них не может быть, естественно, сокращенного или упрощенного тестирования, они проходят тестирование по всем пяти разделам, на заседания аттестационной комиссии их приглашают всех. Правда, есть одно исключение, которое мы пока что еще ни разу не смогли применить. У нас в Положении об аттестации записано, что если кандидат в директора представляет не менее трех ходатайств от директоров школ с высокими результатами, то есть входящих в Топ-400, то, доверяя этим директорам, аттестационная комиссия принимает решение об аттестации этого кандидата заочно, без его приглашения на свое заседание. К счастью, директора лучших школ очень ответственно относятся к своему имени, к своим гарантиям, у нас пока кандидатов в директора, представивших три рекомендации, не было на заседаниях аттестационной комиссии ни разу.
Все это первый этап прохождения фильтра на соответствие должности директора. После этого Департамент образования, окружные управления образования из всех имеющих аттестацию при появлении вакансии решают вопрос о направлении и назначении любого из этих людей на должность руководителя.
В прошлом году мы обратились ко всем органам государственно-общественного управления с предложением принять участие в подготовке решения о назначении на должность. Почему я так тщательно подчеркиваю слова «о подготовке решения о назначении на должность»? Потому что все понимают — никто не может снять с Департамента образования как учредителя ответственность за деятельность назначенного им директора, а значит, никто не может освободить департамент от принятия окончательного решения о назначении. При этом, так как сегодня школа Москвы очень солидная школа с очень солидным бюджетом, охватывающая достаточно немалые микрорайоны, мы понимаем, что такие школы все больше и больше влияют на жизнь микрорайона, района, округа, города в целом. Естественно, у Департамента образования возникает более достойная управленческая необходимость посоветоваться, прежде чем назначить директора. В связи с этим в соответствии с распоряжением Департамента образования прописан алгоритм подготовки решения о назначении, в котором мы очень большое внимание уделяем органам государственно-общественного управления. При этом при Департаменте образования создан Совет по подготовке решения о назначении и направлении на должность руководителей государственных образовательных организаций. Поэтому, как только появляется вакансия директора школы, или окружное управление образования, или Департамент образования подбирает не менее трех кандидатур, которые представляют этому профессиональному совету, в котором половина членов директора самых топовых школ, представители МГО Общероссийского профсоюза образования, Московской городской Думы, научной и родительской общественности. Все кандидаты на должность директора уже конкретной школы проходят собеседования в этом совете, члены совета голосованием принимают решение о возможности или невозможности направления того или иного кандидата на согласование на должность директора этой конкретной школы в орган государственно-общественного управления. При этом совет рассматривает не менее трех кандидатур, а направить он должен не менее двух, чтобы у органа государственно-общественного управления всегда оставался выбор.
Мы только-только начали работу совета, пока у нас немного кандидатов, в некоторых случаях мы не смогли направить необходимое количество кандидатов, поэтому тут все придется начинать сначала. Есть случаи, когда мы направляли три кандидатуры, есть случаи, когда направляли две кандидатуры. Есть уже и результаты решения органов государственно-общественного управления.
По состоянию дел в школе мы можем уже разделить школы на два больших блока. Первый блок — школы, которые занимают место в рейтинге 400 самых результативных школ Москвы и управляющие советы которых выражают позиции педагогов, родителей, микрорайона, в котором находится школа, учеников. Тут мы имеем полное основание доверять управляющему совету такой школы и направлять ему на согласование кандидатуры на должность ее руководителя. Естественно, если результаты у школы, к сожалению, не позволяют в такой же степени довериться выбору самой школы, то мы хотим иметь возможность обращения к надшкольному уровню. При этом весь прошлый год мы проводили встречи с депутатами и уговаривали их, чтобы входили в состав управляющих советов школ, сегодня я могу только повторить это приглашение, нам очень хочется, чтобы в составе управляющих советов каждой школы были наши депутаты как городского, так и муниципального уровня. Там, где школа по результатам ее деятельности не гарантирует того, что мы можем советоваться по нашим целям с ее управляющим советом, хотим обращаться к нашему надшкольному уровню, и это в первую очередь, как нам кажется, наши уважаемые депутаты муниципальных собраний. Не могу советовать или рекомендовать муниципальным депутатам, как, в каких организационных формах они могут помочь в выборе того одного кандидата в директора, который потом будет назначен на должность Департаментом образования, но мы хотели бы иметь такого надежного партнера в лице наших депутатов, когда мы направляем на рассмотрение не менее двух кандидатур. Мы рассчитываем соответственно, что с участием депутатов будет принято решение о том, что нам рекомендуют назначить одного, или дан ответ, что ни одну из предложенных кандидатур не рекомендуют для назначения, тогда, естественно, мы обязаны осуществить подбор уже других кандидатур и снова направить их на согласование. Конечно, для себя мы примем в этом случае твердое правило: прежде чем повторно направлять кандидатов на должность руководителя школ, должны будем провести консультации с теми, кто отклонил предыдущие, чтобы понять, чем наши кандидатуры не подходят, какие должны будут внесены изменения, чтобы уже повторно направить такие кандидатуры, из которых точно наши коллеги смогут выбрать того, кого нужно.
Мы надеемся, что депутаты, которые ближе всех к жителям тех районов, где свое влияние оказывают наши школы, найдут организационный способ участия, для того чтобы помочь Департаменту образования определить по каждой школе ту кандидатуру, которая достойна быть директором, из тех трех кандидатур, что мы предлагаем. Предлагаемые нами кандидаты прошли двухуровневый фильтр на соответствие требованиям департамента, поэтому, какую бы кандидатуру депутаты ни предложили, никаких оснований у нас для того, чтобы не прислушаться к этому решению, не существует в природе. Мы назначим того, кого нам предложат на районном уровне.

Смотрите так же:  Наследство по представлению в беларуси

Алексей ШАПОШНИКОВ, председатель Совета муниципальных образований Москвы:
— Хочу поблагодарить Департамент образования за доверие. У нашего совета есть одна из функций, которая позволяет нам заслушивать руководителя общеобразовательного учреждения по мере необходимости. То, что предлагает нам Исаак Калина, очень интересно, очень емко, коснется каждого муниципального образования. Такой практики у нас еще не было ни разу.
Олег БОЧАРОВ, депутат Московской городской Думы:
— То, как кандидаты в директора школ готовятся к встрече с советом, как они готовят свои презентации, как они описывают свой район, контингент детей, которые учатся в этой школе, позволяет с высокой степенью сказать, что процесс выбора директоров в столице сегодня один из самых неформальных, устремленный в будущее. Департамент образования сделал процесс социализации в школе не менее важным, чем процесс обучения. Процесс выбора руководителей заряжен на то, чтобы директор школы стал более влиятельным человеком в районе, школа получила преимущества в рейтинге, если она будет еще вести работу на территории района, чтобы старшеклассников сориентировать на районные предприятия, включиться в социальные договоры о взаимодействии с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта. К сожалению, практика показывает, что прежняя аттестация школы как качественного учреждения за счет стопроцентного поступления выпускников в вузы уже не работает. В вузы у нас поступают все, а вот после окончания учебы выпускники только начинают задумываться о том, куда идти работать. Все больше и больше система образования ориентирует школу на то, чтобы ее директор озаботился о том, чтобы уже начиная с 7-8-го класса дать своим ученикам достаточное количество постоянной информации о том, какая же на самом деле есть работа в районе, какие и где существуют рабочие места.
Александр ГАВРИЛОВ, начальник Управления комплексного сопровождения государственных программ и инновационных технологий в образовании:
— Можно сказать, что развитие государственно-общественного управления в Москве и в образовании Москвы состоялось, у нас практически в каждом общеобразовательном учреждении есть управляющий совет. Сейчас уже стоит вопрос не о создании управляющих советов, а об их реальной, независимой и плодотворной работе, наполнении этой работы какими-то смысловыми вещами.
Мы можем говорить о том, что есть направления жизни современной школы, в которых управляющие советы принимают непосредственное участие. Это и определение распорядка школьной жизни, школьных расписаний, и установление сроков каникул, и разрешение возникающих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, встречаются в школах, в том числе и при создании крупных образовательных комплексов, которые мы называем большой многопрофильной школой. Здесь идет даже не столько разрешение конфликтов, сколько большая разъяснительная работа, формируется некая третейская позиция, которая учитывает интересы всех участников образовательного процесса.
В свое время управляющие советы много сделали для того, чтобы решить возникающие проблемы по организации питания школьников, сейчас они активно вовлечены в работу, которую начали несколько московских школ, по выработке того учебного плана школы, который бы максимально снизил нагрузку учащихся. Эта инициатива по снижению той нагрузки, которая, к сожалению, есть у наших детей, обсуждалась с мэром Москвы и у Президента Российской Федерации с участием московских педагогов. Сейчас создана рабочая группа по выработке такого оптимального учебного плана, управляющие советы будут активно задействованы в этом процессе.
Понятно, что мы смотрим на работу управляющих советов как на работу некоего партнера администрации школы. Надо понимать, что управляющий совет — очень важный орган государственно-общественного управления, но при этом нужно понимать и то, что ответственность, в том числе и юридическую ответственность, за принятие тех или иных решений в жизни школы несет тот человек, который поставил свою подпись под этим решением, то есть директор школы. Нужно очень тонко и четко найти ту грань, когда управляющий совет согласовывает те решения, которые затем принимает администрация школы в лице директора, и несет за них соответствующую ответственность. Подпись директора будет поставлена под тем или иным приказом или другим распорядительным документом, но тут возникает еще одна грань — ответственность членов управляющего совета за те решения, которые они согласовывают. Это должна быть не только свобода, но и реальная ответственность, потому что, согласовывая то или иное решение, совет находится в связке с директором, который потом за это решение будет нести ответственность не только перед родителями, не только перед обществом, но и перед вышестоящими органами.
Очень важное направление появилось у управляющих советов с момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который ввел новую процедуру назначения на должность руководителя государственного образовательного учреждения. Новая система направлена на привлечение общественности к формированию и реализации государственной политики в сфере развития государственно-общественного управления. В соответствии с приказом Департамента образования разработан и утвержден порядок подготовки решения назначения на должность руководителя образовательных учреждений, создан специальный Совет по подготовке решения о назначении на должность, куда вошли не столько чиновники, сколько представители экспертного сообщества. Это и Экспертно-консультативный совет родительской общественности, и Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования (должны быть соблюдены интересы как педагогического коллектива, так и руководителей, и профсоюз здесь выступает неким гарантом соблюдения их прав), и представители Московской городской Думы как органа законодательной власти нашего города, и руководители тех образовательных организаций Москвы, которые имеют высокие показатели и стали лидерами московского образования.
Согласно этому утвержденному порядку окружное управление образования или Управление организации обучения и воспитания Департамента образования, которое тоже имеет такое право, поскольку в его ведении находятся некоторые образовательные учреждения городского подчинения, представляет на согласование совета не менее трех кандидатов на должность руководителя из числа лиц, которые прошли необходимую процедуру аттестации на должность руководителя образовательного учреждения. Эта аттестация проводится для установления соответствия кандидатов тем квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, которые предъявляют к будущему руководителю образовательного учреждения. Это испытание состоит из пяти модулей: правовые основы управления, финансово-экономические основы управления, деловое администрирование, современные образовательные технологии. Помимо этого по желанию самого кандидата может быть организовано тестирование по оценке профессионально-психологической готовности для замещения должности руководителя.
В начале декабря 2013 года состоялось первое заседание совета, который рассмотрел кандидатуры девяти претендентов на должность руководителя трех образовательных организаций. Из этих девяти кандидатур шесть кандидатур были отобраны и прошли согласование.

Author: admin