Компенсация баланса белого

Баланс белого — что это такое и как его выставить правильно?

Баланc белого — это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день — наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта — на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором — преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной — это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до «белого каления» вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен — при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть «цветовая температура», а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К («теплый свет»), 4200K («дневной свет») или 5500К («холодный свет»).

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник — Википедия):

1500—2000 К — свет пламени свечи;

2200 К — лампа накаливания 40 Вт;

2680 К — лампа накаливания 60 Вт;

2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);

3400 К — солнце у горизонта;

4000 К — люминесцентная лампа холодного белого света;

4300—4500 К — утреннее и вечернее солнце («режимное» время);

5000 К — солнце в полдень;

5500 К — облака в полдень;

5500—5600 К — фотовспышка;

6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;

6500—7500 К — облачность;

7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;

7500—8500 К — сумерки;

9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;

15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;

20 000 К — синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить «нейтральную» цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция «баланса белого» имеет несколько предустановок — солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема — одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка «лампа накаливания» даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении «сороковками» картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов.

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем «беспристрастную» цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности — как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:

Задавая точный баланс белого при съемке мы экономим массу времени при обработке RAW, если фотографии сделаны в одних и тех же условиях.

Предсказуемый результат. Автоматика не будет проявлять никакой «самодеятельности», к примеру, менять баланс белого, если в кадр случайно попала желтая стена или голубое небо.

Мы имеем возможность акцентировать внимание на оттенке. К примеру, подчеркнуть теплоту закатного освещения, снимая вечером с «дневными» настройками, или, наоборот, сделать цвета чуть холоднее. Автоматика же всеми силами будет стремиться привести цветопередачу к «нейтральной».

При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).

На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

Вам точно известна цветовая температура источников света

Вы умеете «видеть кадр до щелчка затвора» и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать — это приходит только с опытом

Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах 🙂

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную — по серой карте. Серая карта — это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить «пользовательский» баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги — эффект тот же. После этого выбираем настройку «Пользовательский ББ» и фотоаппарат просит указать снимок «серой карты».

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами

Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Не недостаток, а особенность — нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере

Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам — белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.

Баланс белого выставляется «беспристрастно» — принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При «обычных» условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под «обычными» условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы.

Если условия освещения заметно изменились (пришли с улицы в помещение), камере надо дать некоторое время, чтобы она установила нужный баланс белого — следим за картинкой на экране. Как только уйдет лишняя желтизна/синева, можно снимать дальше.

Смешанное освещение — настоящая беда для автоматического баланса белого! Если в комната освещается светом из окна, да еще и горит лампа, автомат со всей своей природной тупостью установит нечто среднее и половина объектов будут чуть желтоватыми от лампы, половина — чуть голубыми от света из окна.

В подобных способах — либо снимайте со вспышкой (она задавит своим светом все источники света), либо используйте ручной ББ и устанавливайте его по более приоритетному источнику.

Автоматический ББ плохо работает, если цветовая температура источников света меньше 3000К — при этом картинка уйдет в желтизну или даже красноту. Также плохо автоматический баланс белого справляется, если источник света имеет явный синий оттенок. Например, подводная съемка.

Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения — мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Баланс белого — важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении — один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками — не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре «теплую и ламповую» атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны — этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. «Технически правильный» баланс белого и «творческий» баланс белого — не всегда одно и то же!

Смотрите так же:  Жилище на 2011-2019 годы льготы

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ «лампа накаливания» при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея 🙂

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: [email protected]

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Наверняка Вы сталкивались с ситуацией, когда камера передает цвета на снимках не так, как видите их Вы. Особенно когда фотографируете в помещении при искусственном освещении. Иногда внеплановое искажение оттенков придает фотографии художественный эффект, но чаще портит ее (например, синюшный оттенок лица на портрете никого обычно не радует). Попробуем разобраться, почему фотокамера искажает цвета снимка и как этим управлять.

Для начала – чуть-чуть физики. Есть такое понятие, как цветовая температура света (измеряется в Кальвинах, К). Грубо говоря, это интенсивность светового излучения. К примеру, у обычной лампочки накаливания она составляет 2700К. Небо в ясный день может излучать больше 10 000К. Так как фотография «рисуется» светом, отраженным от предмета съемки, цвета снимка также зависят от цветовой температуры источника освещения.

Человеческое зрение устроено гораздо сложнее, чем электроника цифрового фотоаппарата. Когда в мозгу формируется изображение, используются не только та информация, которая поступает извне через глаза, но и память — каким должен быть тот или иной цвет. Потому белая бумага для нас всегда будет белой, при любом источнике света. Можно сказать, что мозг автоматически проводит цветокоррекцию, исходя из источника освещения.

К сожалению, фотокамера в умении адаптироваться под источник светового излучения значительно уступает мозгу. Потому фотографу приходится учитывать такой параметр, как баланс белого.

Почему именно белого? Дело в том, что чем выше цветовая температура, тем белее спектр излучаемого света. Ну, к примеру, раскаленный металл от красного в начале разогрева становится при повышении температуры все белее. Или вспомните теплый оранжевый оттенок огонька свечи (1200-1500К) и сравните с лампой (2700К).

Именно поэтому под открытым небом в погожий день искажений цветов на снимке фактически нет – излучаемый спектр света действительно «белый». А вот при съемке в комнате все предметы приобретают желтоватый оттенок, согласно спектру лампы накаливания.

Посмотрите на пример фотографии с разными установками баланса белого. В первом случае — цветовая температура 5000К, баланс белого выставлен по осветительному оборудованию в студии. Как видим, получилась естественная картинка с правильной передачей цветов. На втором фото баланс белого выставлен по лампе накаливания — 2800К. Как видим, картинка получается «синюшной», так как камере дается команда, что освещение должно быть с желтоватым оттенком и она добавляет в нее, для компенсации желтизны, синий спектр цвета. На третьем фото, цветовая температура — 10000К, как в тени в пасмурный день. Мы видим, что изображение получается слишком желтым, так как камера понимает что свет слишком холодный и для компенсации изображения нужно добавить «теплоты», то есть желтый спектр цвета.

Итак, выставляя баланс белого, Вы указываете камере, какой именно «белый» должен быть в данном освещении. А фотоаппарат, отталкиваясь от настройки, смещает оттенки всех остальных цветов так, чтобы они выглядели, словно при естественном дневном освещении.

Большинство современных фотоаппаратов дает возможность указать, какая температура внешнего освещения. Вызывается, обычно, или специальной кнопкой на корпусе камере (с надписью wb) или через программное меню, если кнопка не вынесена.

И конечно для удобства есть ряд предустановленных значений для наиболее распространенных ситуаций. Также есть полностью автоматическая настройка, но нередко она может ошибаться.

Думаю, по названиям установок в целом понятно. Достаточно уметь отличить обычную лампочку от флуоресцентной, чтобы подобрать правильный баланс.

Однако слово «правильный» в отношении баланса белого очень условно и субъективно. Как уже говорилось, искажение цветов может быть и художественным приемом для получения необычных снимков.

Потому больше экспериментируйте в разных условиях съемки и Вы найдете свой идеальный баланс.

Баланс белого: руководство для начинающих

Баланс белого – один из аспектов фотосъемки, который поначалу звучит пугающе, но стоит только немного разобраться, и вы получаете превосходный инструмент, который позволит улучшить качество фотографий. Сам термин означает всего лишь регулирование цветовой температуры снимка. Знаете, когда некоторые фотографии имеют голубоватый, желтый или оранжевый оттенок, а другие выглядят так, будто мы видим содержимое кадра своими глазами? Оттенки появляются, когда во время съемки был установлен некорректный баланс белого, или умышленно добавляются на этапе постобработки. В этой статье мы обсудим основы работы с балансом белого и узнаем, как использовать его на практике.

Что означает баланс белого?

В словаре yourdictionary.com указано, что баланс белого – это «настройка, компенсирующая разницу цветовой температуры в окружающем свете». Что нужно знать о цветовой температуре? Покупая лампочки для дома, вы обращали когда-нибудь внимание на различную маркировку? Мягкий белый, яркий белый, дневной свет? И бывало ли так, что вы в спешке покупали одну, затем приходили домой и понимали, что ее свет отличается от других лампочек в доме? Это происходит из-за разницы в цветовой температуре ламп освещения. Цветовая температура измеряется в кельвинах и маркируется буквой К. Лампы мягкого света имеют 2700-3000 К, яркого или холодного – 3500-4100 К, дневного – 5000-6500 К. Отметку 5500 К обычно считают стандартом для дневного света. Температура света свечки занимает самое нижнее место в списке – 1900 К, в то время как безоблачное небо расположилось на другом конце с температурой 10000 К.

Для целей фотографии нам достаточно знать, что температура слабых источников света и внутреннего освещения обычно ниже, а более яркий свет имеет большую температуру. Чем ниже температура, тем оттенок желтее, а чем она выше – тем синее. Чтобы иметь представление об оттенках в разных условиях освещения, обратите внимание на таблицу ниже. В ней приведены не совсем точные цифры, но их можно использовать для обобщенного понимания.

Почему нужно обращать внимание на баланс белого?

Если не хотите, чтобы у фотографий был противный синий, желтый, зеленый или красный оттенок, вы должны обращать на это внимание. Чтобы камера имела возможность запечатлеть мир таким, каким его видим мы, нужно предоставить ей информацию об условиях съемки. Мозг человека способен компенсировать различия в цветовой температуре, но камерам не обойтись без посторонней помощи. Вы наверняка видели фотографии, на которых субъект зеленый, словно Гринч – похититель Рождества. В большинстве ситуаций такой исход нежелателен, только если не достигается преднамеренно. Понимание принципов баланса белого поможет установить правильные настройки камеры в соответствии с условиями освещения и внести необходимые коррекции на этапе постобработки, если это необходимо. Все очень просто – цифра в настройках камеры должна совпадать с условиями освещения, в которых вы работаете. Если съемка проводится при свете свечки, установите 1900 К, при работе на улице в облачный день – 6500 К. Задавая камере цветовую температуру окружающего освещения, можете быть уверены – вы получите фотографии, идентичные тому, что видите своими глазами.

Пресеты баланса белого

Если ваша голова уже закружилась от всех этих таблиц и подробностей, не переживайте – вовсе не обязательно запоминать числа для каждой ситуации. У вашей камеры уже есть заготовленные пресеты – Дневной свет, Облачность, Тень, Лампа накаливания, Люминесцентная лампа, Вспышка и Авто. В таблице ниже обобщены настройки большинства камер, указан соответствующий рейтинг цветовой температуры и ситуации, в которых их нужно использовать.

Если вы только пробуете себя в фотосъемке и заняты определением диафрагмы, выдержки и ISO, на первых порах может помочь функция автоматического определения баланса белого. При работе в простых условиях освещения камера справится достаточно хорошо, подобрав оптимальный вариант. Однако, если вы уже знакомы с базовыми настройками камеры и еще не игрались с балансом белого, можете начать с пресетов. Попробуйте разные варианты и посмотрите, что случится с оттенком фотографии, если выбрать неподходящий. Например, снимая днем установите пресет Лампа накаливания. Видите, насколько синее стала фотография? Это произошло из-за того, что камера попыталась скомпенсировать желтый свет лампы накаливания, думая, что работает именно с ней. Она думает, что для правильного баланса нужно добавить больше синего. Поскольку на самом деле вы снимаете в условиях дневного света, который сам по себе холоднее, чем свет лампочки накаливания, добавление еще большего количества синего усугубляет ситуацию. Или, если фотографировать в комнате, освещаемой лампой накаливания, и установить пресет Дневной свет, снимок станет слишком желтым. Камера пытается скорректировать цветовой тон фотографии, добавляя необходимые оттенки в зависимости от пресета, но, поскольку он задан неправильно, получается некорректный результат. Хорошие новости – баланс белого легко исправить при помощи ПО для обработки, но это не значит, что не нужно стараться правильно его установить во время съемки. Если работаете на улице в дневное время, устанавливайте Дневной свет, если в помещении с лампой накаливания – выбирайте соответствующий вариант. Баланс можно поправить позже, но лучше иметь стартовую точку.

Смотрите так же:  Оформить вазу бумагой

Расширенные настройки баланса белого

Когда вы потратили немного времени, работая с пресетами, и привыкли к ним, может произойти ситуация, для которой их будет недостаточно. Тогда нужно прибегать к расширенным настройкам и самостоятельно выбирать значение, которое подойдет лучше всего. Ориентируйтесь на условия съемки (в качестве помощи можете воспользоваться таблицей выше), сделайте снимок, просмотрите его и повысьте или сократите значение в зависимости от текущего оттенка. Если фотография слишком синяя, вы установили низкую температуру и камера добавляет больше оттенков синего, чем нужно. Чтобы с этим бороться, установите большее число, которое будет соответствовать условиям съемки. Если же в кадре много желтого, вы установили слишком высокую температуру. Просто сокращайте ее пока баланс белого не станет оптимальным.

Теплее = выше, холоднее = ниже

Чтобы легко запомнить, в каком направлении двигаться, рассматривайте шкалу температуры так же, как шкалу термометра – более высокие значения отвечают за высокую температуру и наоборот. Когда дело доходит до коррекции баланса белого, если нужно «подогреть» фотографию, установите значение выше; если ее необходимо «охладить», выберите значение пониже. Поверьте, если будете слишком много об этом задумываться, ни к чему хорошему это не приведет!

Устанавливайте настройки в зависимости от условий съемки

Если вы планируете работать со стабильными условиями освещения, например, в студии или в облачный день, можете один раз установить баланс белого и забыть о нем до конца съемки. Однако, при работе с множеством разных ситуаций, требующих разных настроек баланса белого, неплохой идеей будет установить автобаланс или один из пресетов, а затем, если нужно, отрегулировать все при помощи специального ПО. Хоть и не обязательно изменять настройки баланса белого каждый раз, когда меняются условия освещения, понимание того, как цветовая температура влияет на фотографии, поможет каждый раз получать лучшие снимки прямо с камеры.

Если требуется, воспользуйтесь постобработкой

Даже если вы постарались, чтобы получить идеальный баланс белого при съемке, может потребоваться подрегулировать его на этапе постобработки. Баланс белого очень легко менять, особенно, если снимать в RAW формате. Его можно исправить и в JPEG, но тогда у вас не будет такой гибкости. Поэтому, старайтесь сразу получить как можно лучший результат, чтобы упростить себе задачу потом. Слайдеры регулирования баланса белого работают одинаково почти во всех программах. Если фотография слишком холодная (много синего), передвиньте слайдер вправо; если она слишком теплая (желтая) – влево. Когда будете довольны результатом, остановитесь. Проще простого!

Подводя итог, для достижения правильного баланса белого при съемке нужно предоставить камере достаточно информации об условиях освещения во время съемки, сделав фотографии максимально естественными. Если вы только начинаете свой путь в сфере фотосъемки, в первое время будет достаточно автоматического режима. Переходя к ручной экспозиции, когда вы самостоятельно настраиваете диафрагму, выдержку и ISO, вам наверняка захочется получить больше контроля над балансом белого. Просто помните, если нужно сделать фотографию теплее – повышайте значение шкалы; в противном случае – выбирайте значение поменьше.

Надеюсь, эта информация помогла вам улучшить свое понимание баланса белого и узнать, что делает камера с получаемой информацией. Не забудьте поделиться своим опытом работы с балансом белого!

Что такое баланс белого в фотоаппарате

Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.

Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого), в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans), что сути не меняет.

Это очень важный параметр при создании цветной фотографии. Он отвечает за правильность цветовой передачи. Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.

Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.

Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры. Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом. Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.

А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.

А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.

Баланс белого — разные настройки ББ

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный баланс белого Вы сможете добиться «правильных цветов» на Вашем снимке. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже – с оттенком голубого. Можете сами убедиться на тестовых снимках, которые находятся в данной статье и сравнить вид картинки с разными настройками ББ. Цветы освещаются слева дневным светом с окна и сверху справа лампой накаливания, в связи с этим получается свет от разных источников с разными цветовыми температурами и камера затрудняется правильно выставить ББ. Обратите внимание на разницу между автоматическим балансом и балансом по белому листу (предустановленным).

Настройка Баланса белого

Как настроить ББ в камере? Настроить баланс белого в камере проще простого, почти у всех обычных цифровых или цифро зеркальных камер есть такая функция. Обычно камера предлагает один из заданных профилей ББ, например, «солнечно», «пасмурно», «отраженный свет», «лампа накаливания», «вспышка» и, конечно же, «авто». Данные стандартные настройки обычно имеют вид пиктограмм и интуитивно поняты. Например, на открытом воздухе в солнечный день разумно будет установить ББ в режим «солнечно» и тем самым дать камере знать, что ББ смещен в более горячую сторону. Точно так же, вечером при лампах накалывания нужно использовать соответствующую настройку.

В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах. Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.

Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры

Как настроить ББ в камерах Nikon? Достаточно нажать кнопку WB и мультиселектором выбрать предустановленный вариант. Либо выбрать вариант PRE, повторно нажать кнопку WB, навести камеру на белый объект и сделать снимок. Снимок на карточку не запишеться, но из него возьмется информация о цвете, который считать белым. После успешной установки ББ камера напишет Good, если же камера не смогла правильно считать ББ, появится сообщение No Good, и придтся повторить процедуру еще раз. Также, можно хранить образцы ББ в памяти камеры и включать их по необходимости. Более детально Вам поможет только инструкция к фотоаппарату, которую я настоятельно рекомендую изучить.

Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.

Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет. Обычно такой способ установки ББ называют баланс белого по белому листу. Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток. Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.

Нужно ли постоянно помнить о ББ? Все зависит от ситуации – когда много времени и есть желание сделать максимально «правильный» снимок – то баланс белого незаменимая вещь. Но если сцены и композиции меняются с огромной скоростью, то я рекомендую использовать Auto Баланс Белого. Современные, особенно цифро зеркальные, камеры отлично справляются с этой задачей. Но все же при малом освещении камере будет сложно правильно подобрать цветовую температуру. Для большинства людей достаточно автоматического баланса белого, так как отличить снимки с разными ББ порой очень сложно.

Если баланс белого был выставлен не правильно, то снимок еще можно спасти. Для этого нужно воспользоваться редактором фотографий, таким как Photoshop или любым другим. В редакторе можно задать цветовую температуру, особенно легко это сделать выбрав на фото белый объект и пипеткой «взять» образец белого. Очень легко вытянуть ББ из RAW. Я использую маленькую хитрость – когда снимаю людей, портреты и т.д. и хочу с RAW вытянуть правильный баланс белого, то выставляю ББ с помощью замера пипеткой по белым участкам глаз.

Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.

Вывод: почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.

Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.

UniWB — настройка баланса белого прямо в камерах Canon и Nikon

Друзья, недавно наткнулся в сети на хорошую статью Guillermo Luijk о том, как компенсировать искажения при определении камерой баланса белого и построении гистограмы. Вспомнив, что Дмитрий dmitry_novak тоже об этом недавно писал, сначала решил перевести для вас статью полностью, но в процессе понял, что там такие высоконаучные дебри, что те, кому это действительно надо, прочтут и на английсом.
В двух словах суть: при съемке наши любимые цифрозеркалки жмут передаваемый RAW-образ поканально, и кое-кто кое-где при этом жульничает и выкидывает некоторые «ненужное» данные, полученные с матрицы. Причем делает это не равномерно во всех каналах, а на вкус и цвет конструкторов. От этого наш идеально выстроенный баланс белого сильно хромает, и «чугуны» на фотосайте случаются. =) А поскольку мы разбрасываться задаром нашей драгоценной информацией о цветах, светах и прочих вкусностях не хотим, то надо как-то компенсировать в обратную сторону то, что что камера считает неважным и даже вредным.

Смотрите так же:  Договор поставки с шеф-монтажом

Дополнение от самого dmitry_novak UniWB позволяет нейтрализовать действие внутрикамерной установки ББ, приблизив ее к «собственному» ББ камеры, так, чтобы гистограмма в камере стала более корректной, а показ засветок — более точным.
На самом деле процедура вся на 10 минут, требуется компьютер, штатив, камера и фотошоп, методику описывал Тутубалин у себя в блоге: http://www.libraw.su/articles/uniwb-universal.html
Ну и собственно мой материал-впечатления: http://dmitry-novak.livejournal.com/60558.html

Поэтому я не поленился выложить цветовые профили для популярных камер и перевести инструкцию, как ими воспользоваться.
На своем D700 попробовал — так сразу такая лёгкость в камере образовалась, кнопка «Шедевр» выросла и вся оптика просветлилась. =)
Вот тут — оригинал статьи на английском. Буду благодарен, если знатоки откоментируют и поправят спорные моменты. Спасибо!
Итак, пропустим теорию и приступим сразу к практике.

Цветовые профили для камер (по названиям модель понятна).

RAW-файлы для наиболее популярных моделей Canon и Nikon, с настроенным нулевым балансом белого и указанием в процентах компенсаций в каналах. Метод получения файла с UniWBдля других камер описан в статье.

  • UniWBG9.cr2 (RGB: 0%) by Manuel Palma
  • UniWB300D.cr2 (B: 0.23%) by Alexandre Istratov
  • UniWB350D.cr2 (R: 0.69%) by Guillermo Luijk
  • UniWB400D.cr2 (B: 0.098%) by Antonio Marín
  • UniWB450D.cr2 (B: 6.2%) by Michel Teurlay from Canonistas
  • UniWB500D.cr2 (RGB: 0%) by Fernando Boro
  • UniWB550D.cr2 (RGB: 0%) by Sebastián Santos
  • UniWB20D.cr2 (B:

10.7%) by Gabor Schorr from LL
UniWB30D.cr2 (B:

10.5%) by José Luis Caballano from Canonistas
UniWB40D.cr2 (R:

6.97%) by Gabor Schorr from LL
UniWB50D.cr2 (G and B:

0.096%) by Anton Txu de Canonistas
UniWB5D.cr2 (R:

2.31%) by Bernie West from LL
UniWB5DMkII.cr2 (R:

2,2%) by Roberto Barrios

  • UniWB7D.cr2 (RGB: 0%) by Susana Portela
  • UniWB1Ds.cr2 (G:

    14.4%) by Jonathan Wienke from LL
    UniWB1DMkII.cr2 (B:

    14.0%) by Jonathan Wienke from LL

  • UniWBD60.nef (B: 0.78%) by Hartmut Schmidt
  • UniWBD90.nef (R: 3.9%) by Javier Collado
  • UniWBD300.nef
  • UniWBD700.nef by Miguel Ángel Agustín Fonfría from the UPV
  • UniWBD800.nef (R:

    1,2%) by Markus Felix

  • UniWBD4.nef (G1/G2-1; R/B-257/256) by sail2ithaki
  • Чтобы загрузить профиль UniWB RAW в камеру, необходимо предварительно переименовать его так, как ваша камера именует файлы. Проще всего это сделать так: делаете снимок в RAW, переименовываете файл профиля так же, как называется файл на флешке, заливаете его на флешку и вставляете в камеру. В этом случае камера проглотит профиль как родной снимок. Ну а дальше — пользовательский баланс белого — «установить по снимку» — выбираете «снимок» с профилем.
    Удачи!

    Баланс белого и другие настройки

    Одной из наиболее важных функций цифрового фотоаппарата является функция цветокоррекции изображения, получившая название «баланс белого». Известно, что белый цвет состоит из нескольких различных цветов, которым соответствует своя собственная длина волны. Комбинация отдельных световых волн и составляет тот цвет, который воспринимается человеческим глазом как белый. Таким образом, белый цвет является своеобразной основой, на которой строятся все остальные цвета на снимке. Повлиять на восприятие белого цвета цифровой фотокамерой и скорректировать другие цвета изображения помогает функция баланса белого.

    Говоря по-простому, функция баланса белого – это то, как фотокамера передает белый цвет и, отталкиваясь от него, все остальные цвета на фотографии. В традиционной пленочной фотографии функции баланса белого попросту не существовало. Там нужный цветовой баланс фотоаппарата настраивался путем правильного подбора пленки и применения специальных конверсионных фильтров, способных изменять цветовую температуру, то есть относительную теплоту или холодность белого цвета.

    Цветовая температура в Кельвинах соответствующая режиму, который можно выбрать в настройках фотоаппарата

    Современные цифровые фотокамеры для обеспечения процесса цветокоррекции принимают во внимание цветовую температуру источника освещения. Таким образом, для получения на снимке естественных цветов перед съемкой регулируют настройки камеры и устанавливают значение баланса белого в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Здесь нужно помнить, что даже самый «чистый» белый цвет может иметь определенные оттенки.

    Например, при освещении объекта люминесцентными лампами белый цвет приобретает легкие зеленоватые и желтые тона. В тоже время при восходящем или заходящем солнце он уже имеет красноватый оттенок. Можно сказать, что баланс белого постоянно «пляшет» в зависимости от ситуации и условий освещения.

    Баланс белого при люминисцентном освещении тяготеет к желтому

    Итак, функция баланса белого позволяет скорректировать цветопередачу через меню до съемки. С помощью нее фотограф может справиться с различными проблемами и сложностями, возникающими из-за неблагоприятных или специфических условий освещения. В частности, функцию баланса белого можно использовать для устранения негативных эффектов при съемке на ярком солнце или, наоборот, при недостаточном освещении в помещении.

    Функция баланса белого в большинстве моделей современных цифровых фотоаппаратов реализована в виде автоматического режима. За настройку цвета здесь отвечают сложные математические алгоритмы, которые используют в своих расчетах поступающие данные об источнике света. В автоматическом режиме производится необходимый спектральный сдвиг в соответствии с особенностями источника света. Автоматика цифровых фотокамер достаточно хорошо справляется с задачей поиска оптимального значения баланса белого. Пользователям также предлагаются несколько предварительных установок, в частности, «тень», «люминесцентное освещение», «облачность», «солнечный свет» и другие. Их можно выставлять в зависимости от конкретных условий освещения.

    Продвинутые модели фотокамер дают фотографу возможность ручной регулировки баланса белого. Такой ручной режим хорошо использовать в сложных, необычных условиях освещения, когда, например, объект или вся сцена одновременно освещается несколькими типами источников освещения.

    При ручной регулировке баланса белого в качестве эталона белого цвета используется какой-либо объект – лист бумаги или пластинка серого цвета (так называемая «серая карта»). Лист бумаги просто помещают на небольшом расстоянии от объектива фотокамеры и выбирают в меню «установку пользователя», в результате чего камера начинает ориентироваться по этому изображению белого листа, принимая его за «истинный» белый цвет. Основываясь на нем, фотокамера автоматически настраивает и все остальные цвета. Максимально точный баланс белого лучшего всего получается выставить при использовании «серой карты», которая представляет собой простую пластинку с сочетанием только черного и белого цветов. Ведь, как известно, стопроцентной белой бумаги не существует. Такая же карта является по-настоящему серой. При обработке фотокамерой цвет серой карты берется за эталон серого цвета, в зависимости от которого изменяются и все остальные цвета на фотографии. Правда, есть одно но – применять серую карту можно только при стабильных условиях освещения, то есть исключительно в студии.

    Экспериментируя с настройками баланса белого, никогда не стоит забывать, что от его регулировки зависят все цвета на фотографии. Кроме того, настраивать баланс белого необходимо каждый раз заново в соответствии с новыми условиями съемки и освещением. Баланс белого можно скорректировать уже и после осуществления фотосъемок, в графическом редакторе на компьютере. Регулирование баланса белого может быть направлено на то, чтобы придать снимку определенное настроение.

    Среди других немаловажных настроек цифровой фотокамеры можно также выделить установку значения светочувствительности (ISO) и экспокоррекции. От параметра светочувствительности зависит количество шума на полученном снимке. На минимальных значениях ISO обеспечивает минимизацию шумов на фотографиях, но сама камера становится при этом очень требовательной к освещению. Поэтому уменьшать значения ISO лучше всего при съемках в ясный солнечный день или в помещении, где имеется достаточно света. При высоких значениях светочувствительности увеличивается риск появления так называемого «цифрового шума», то есть зернистости изображения. Поэтому использовать высокие значения ISO рекомендуется только в условиях проведения съемок в практически полной темноте. Сделав серию тестовых снимков, можно всегда подобрать оптимальное значение светочувствительности для конкретных условий съемки.

    Влияние выбора ISO на зашумленность фотографии

    Что касается экспокоррекции, то это возможность ввести определенные поправки к экспозиции и, в частности, легко осветлить итоговый кадр. Значения экспокоррекции варьируются в диапазоне от -2EV до +2EV, где EV (Exposure Value) обозначает условную единицу, определяющую степень освещенности. При положительной экспокоррекции увеличивается яркость изображения, кадр становится светлей. Отрицательная же экспокоррекция, наоборот, делает изображение темнее. Экспокоррекция часто используется в таких ситуациях, например, когда объекты в кадре имеют достаточно большой разброс по яркости. Положительную экспокоррекцию рекомендуется применять при доминировании белых, светло-пастельных или светло-желтых цветов, а также при осуществлении съемки против света, на фоне заката солнца или рассвета. В свою очередь, отрицательную экспокоррекцию целесообразно использовать в условиях преобладания контрастно-темных цветов или темно-зеленых тонов.

    Различные параметры цифровой фотокамеры, включая баланс белого или светочувствительность, позволяют настроить ее работу в соответствии с конкретными условиями съемки и особенностями освещения. Современный цифровой фотоаппарат представляет собой сложнейший оптический прибор с множеством технических возможностей и программных режимов. Тонкая настройка параметров фотокамеры позволяет добиться от нее самых положительных качеств в процессе съемки, которые были заложены производителем.

    Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна )

    Author: admin