Карсский договор википедия

Карсский договор

Ка́рсский договор 1921 года — договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией — с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 года в городе Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение Московского договора между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 года.

Основные положения [ править ]

Карсский договор вступил в силу 11 сентября 1922 года. Состоит из преамбулы, 20 статей и 3 приложений. Срок действия договора не был оговорён.

Договор подписали уполномоченные представители правительств:

  • Социалистической Советской Республики Армении: Асканаз Мравян, Народный Комиссар по Иностранным Делам, Погос Макинзян, Народный Комиссар по Внутренним Делам;
  • Азербайджанской Социалистической Советской Республики: Бехбуд Шахтахтинский, Народный Комиссар Государственного Контроля;
  • Социалистической Советской Республики Грузии: Шалва Элиава, Народный Комиссар по Военным и Морским Делам, Александр Сванидзе, Народный Комиссар по Иностранным Делам и Народного Комиссара Финансов;
  • Великого Национального собрания Турции: Кязим Карабекир-паша, депутат Великого Национального Собрания от Адрианополя, Командующий Восточным фронтом, Вели-бей, депутат Великого Национального Собрания от Бурдура, Мухтар-бей, бывший помощник Статс-секретаря общественных работ, Мемдух Шевкет-бей, Полномочный Представитель Турции в Азербайджане;
  • Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Яков Ганецкий, Полномочный Представитель в Латвии.

Карсский договор распространил на закавказские советские республики основные положения Московского договора, предусматривавшего меры по установлению торговых отношений и регулированию финансово-экономических вопросов, добавив к ним ряд статей — об облегчении перехода границы жителями пограничной зоны и предоставлении им права пользования пастбищами, расположенными по другую сторону границы.

Договор способствовал устранению трений между Турцией и закавказскими советскими республиками, вызванных попытками некоторых кругов в Турции сохранить в силе Александропольский договор 1920 года. С другой стороны, Карсский договор содействовал укреплению международного положения Турции.

Граница [ править ]

В соответствии с договором города Карс и Ардаган отошли к Турции. Гора Арарат также оказалась на территории Турции. Такое разграничение стало основной причиной, по которой современная Республика Армения не признаёт Карсский договор [1] .

Денонсация Грузией [ править ]

Верховный Совет Грузинской Республики был уполномочен денонсировать этот договор 21 октября 2005 года. Процедура денонсации договора была выполнена в соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года ОБСЕ (Конвенция вступила в силу в 1996 году) [2] . Парламент Грузии не денонсировал этот договор. Нет ссылки на документ или иное указание в официальных источниках.

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое «КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921» в других словарях:

Карсский договор 1921 — договор между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября в г. Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение… … Большая советская энциклопедия

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921 — о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской сов. социалистич. республиками, с одной стороны, и Турцией с другой; заключен при участии РСФСР 13 окт. в г. Карсе на конференции, созванной во исполнение Моск. договора между РСФСР и Турцией … Советская историческая энциклопедия

КАРССКИЙ ДОГОВОР — о дружбе между Армянской, Азербайджанской, Грузинской Советскими Социалистическими Республиками и Турцией (13.10.1921, Карс); распространил на Закавказские республики положения Московского договора (1921) … Большой Энциклопедический словарь

Карсский договор — 1921 года договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 года в городе Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение… … Википедия

Карсский договор — между Армянской, Азербайджанской, Грузинской Советскими Социалистическими Республиками и Турцией (13 октября 1921, Карс); распространил на подписавшие его Закавказские республики положения Московского договора (1921). * * * КАРССКИЙ ДОГОВОР… … Энциклопедический словарь

Московский договор (1921) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский договор. Московский договор (тур. Moskova Anlaşması) российско турецкий договор о «дружбе и братстве»[1], подписанный 16 марта 1921 года в городе Москве между правительством… … Википедия

Московский договор 1921 — Московский договор советско турецкий договор о дружбе и братстве между Великим Национальным Собранием Турции и правительством РСФСР. Был заключен в Москве 16 марта 1921 года, по завершении второй московской русско турецкой конференции 1921 года … Википедия

1921 год — Годы 1917 · 1918 · 1919 · 1920 1921 1922 · 1923 · 1924 · 1925 Десятилетия 1900 е · 1910 е 1920 е 1930 е · … Википедия

Карский договор — Граница ЗСФСР и Турции по Карсскому договору Карсский договор 1921 договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 в г. Карс на конференции,… … Википедия

АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1920 — завершил войну между кемалистской Турцией и дашнакской Арменией; подписан 2. XII в Александрополе (ныне Ленинакан). Поводом к войне послужило нападение дашнакских отрядов на турецкие войска, но её причины были более глубокими: с одной стороны,… … Дипломатический словарь

Карсский договор

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Якова Ганецкого, Полномочного Представителя в Латвии, каковые после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

  • Статья 1.Правительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, раньше осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории договаривающихся сторон, касающиеся вышеупомянутых территорий, а равно и договоры, заключенные с третьими державами относительно Закавказских Республик.

Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-Русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 г.

Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них. В силу этого, правительства Социалистической Советской Республики Армении, Азербейджана и Грузии соглашаются не признавать никаких Международных актов, касающихся Турции, и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее Великим Национальным Собранием. (Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальное Турецкое Соглашение от 8 января 1920 г. (1336), выработанное и провозглашенное Оттоманской палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Державам). Со своей стороны Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленные ныне советами Армении, Азербейджана и Грузии.

Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии, считая режим капитуляции не совместимым с свободным национальным стремлением всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считают потерявшими силу и отмененными всякого рода действия и права, имеющие какое либо отношение к этому режиму.

Северо-Восточная граница Турции (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/21000-5 верст в дюйме) определяется линией, которая начинается у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линию водораздела горы Шавшет гору Канин Даг, она следует затем по старым северным административным границам Арданского и Карского санжаков по тальвегу рек Чай и Арак устья Нижнего Карса-Су. (Подробное описание границ и вопросы, к ней относящиеся, определены в приложении 1-м и 2-м и на прилагаемой карте, подписанной обоими договаривающимися сторонами). В случае разногласия между текстом договора и картой, решающее значение придается тексту. Подробное определение и проведение государственной границы в натуре, равно как и установка пограничных знаков производится смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов (от договаривающихся сторон) и с участием представителя РСФСР.

Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана.

Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батума и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что 1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям. 2) Турции будет предоставлен свободный транзит всех товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов. Для проведения в жизнь этой статьи будет немедленно после подписания настоящего договора образована Комиссия из представителей договаривающихся сторон.

Правительство Советской Социалистической Грузии и Правительство Национального Собрания Турции соглашаются облегчить жителям пограничной зоны переход границы, с условием соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной Комиссией.

Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции, принимая во внимание необходимость для жителей пограничных местностей обоих стран пользоваться летним и зимним пастбищем, находящимся по другую сторону границы, согласились предоставить этим жителям право перехода через границу их стадам и пользоваться обычными пастбищами. Таможенное правило, равно как и полицейские, санитарные и другие мероприятия для перехода через границу будут установлены Смешанной Комиссией.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, Турция и Грузия соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов особой Конференции из делегатов прибрежных стран, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба Полному Суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополя.

Договаривающиеся стороны соглашаются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или часть ее территории, равно как и пребывание групп, имеющих целью борьбу с другим государством. Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

На граждан обоих договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены. Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обоих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.

Обе договаривающиеся стороны согласны применить принципы наибольшего благоприятствования граждан каждой из договаривающихся сторон, пребывающих на территории другой стороны. Настоящая статья не применяется к правам, предоставленным взаимно Советскими Республиками на своей территории гражданам союзных Советских Республик, равно как и к правам, предоставленным Турцией гражданам Мусульманских стран, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составлявших до 1918 г. часть России, и признанных находящимися ныне под суверенитетом Турции, имеет право, если пожелает, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи, свое имущество или их стоимость. Подобно этому, все жители территорий, суверенитет над которыми был Турции уступлен Грузии, имеют право, если пожелают, выйти из Грузинского гражданства, свободно покинуть территорию Грузии и взять с собою свои вещи, свое имущество или их стоимость. Жители, упоминаемые в вышеуказанной статье, будут пользоваться месячной отсрочкой от воинской повинности, с момента, с которого они изъявят желание оставить упомянутые территории.

Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течении 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, специальные соглашения, касающиеся беженцев войны 19181920 гг.

Каждая из договаривающихся сторон обязуется объявить немедленно после подписания настоящего договора полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, вытекающие из военных действий на Кавказском фронте.

Договаривающиеся стороны согласны в течении 2-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, возвратить старых военнопленных и гражданских пленных, находящихся на территории одной из договаривающихся сторон.

В целях обеспечить непрерывность сношения между своими странами, договаривающиеся стороны обязуются принять, путем совместного согласования, все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечить свободное передвижение людей и товаров между обоими странами без всяких задержек. Однако, признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда, как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

Смотрите так же:  Договор на обслуживание такси

В целях установления торговых сношений и регулирования всех экономических и финансовых или других вопросов, необходимых для укрепления дружественных отношений между договаривающимися странами, будет образована, немедленно после подписания настоящего договора в Тифлисе, комиссия из представителей заинтересованных стран.

Договаривающиеся стороны обязуются закончить в течение 3-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, Консульские Конвенции.

Настоящий договор, заключенный между Правительствами Турции, Армении, Азербейджана и Грузии, подлежит ратификации. Обмен ратификациями состоится в Эривани в возможно кратчайший срок. Настоящий договор вступит в силу с момента ратификации за исключением статей 6, 14, 15, 16, 18, и 19, которые вступят в силу немедленно после подписания договора. В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями. Составлено в пяти экземплярах в Карсе 13 октября 1921 г. (1337).

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шахтахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Северовосточная граница Турции установлена нижеследующим образом: (согласно карте русского Генерального Штаба масштабом 1/2100005 верст в дюйме). Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальварт (5.014) по водоразделу рек по направлению к (Р.П.), к северу от деревни В.Марадиди пересекает Чорох к северу от деревни В.Марадиди и проходит затем севернее к деревне Сабур гора Хедис Ита (7.052), гора Ква-Кибе деревня Кавтерети линия водораздела горы Медзибна гора Герат Кессун (6.468) следуя по линии водораздела горы Корда (7.910) выходит по западной части хребта горы Хребет Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа проходя по линии водораздела горы Шашнетской, выходит на гору Сары-Чай (Кар-Иссал) (8478) перевал Квиральский, оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани Даг оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмали) (8357) следуя по той же границе Ардаганского округа, выходит к северо-востоку от деревни Баделла, к реке Посхов-Чай, и следует по этой же реке к югу до пункта деревни Чанчак, там оставляет эту реку и идя по линии водораздела выходит на гору Априльянт-Баши (8.512) проходит по горам Келле-Тапа (8463), Карман-Тапа (9.709) достигает горы Касрис-Сери (9.681) отсюда следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, отсюда идет по тальвегу реки Курш до пункта, что к востоку деревни Картанакев, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-Оглы (7.259), оттуда, разделяя на две части озеро Хазапин, выходит к высоте 7.580 (7.560), а оттуда к горе Гек-Даг (9.152) Уч.-Тапалар (9.783), где кончается граница с Грузией начинается граница с Арменией: Тайа-Кала (9.716) вершина 9.065 где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горе Бол-Ак-Баба (9.973 или 9.963) 8.828 или 8.827 7.602 отсюда по прямой линии к вершине 7.518 проходя на восток от деревни Ибиш, затем к горе Кизильдаш (7.439 или 7.440 или 7.490) деревня Новый Казил-Даш, отсюда следуя по реке, которая протекает через Новый Казил- Даш до его изгиба, расположенного к северо-западу от Карамемеда, следует по линии водораздела и выходит на реку Джамушбу-Чай, расположенную к востоку от деревень: Делавер, Б.Кмлы и Тикнис (через деревни Вартанлы и Баш-Шурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арид-Чай к северу от Кислалаши Калали оттуда следуя все время по тальвегу Арпа-Чай, выходит к Араксу следуя по тальвегу Аракса до деревни Урмия, где кончается граница с Арменией и начинается граница с Азербейджаном и следует затем по тальвегу Арабса до впадения в него Нижнего-Кара-Су, где кончается граница с Азербейджаном. Разумеется, что граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот.

Принимая во внимание, что пограничная линия следует по тальвегам рек: Арпа-Чай и Аракса, как это указано в приложении I, Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется отодвинуть лишь линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-Чай и на расстояние 4 верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай пункта А и Б 1 и для зоны Аракса в 2. I. Зона Арпа-Чай А) К югу востоку от Вартанлы к востоку от Узун-Килисса через гору Бозяр (5.096) 5.0825.047 к востоку от Камир-Банк-Уч-Тапа (6478 или 5578) к востоку от Арас-Оглу к востоку от Али, достигает Арпа-Чай к западу от Еникей. Б) Отходит снова от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в четырех с половиной верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку от Боджалы — затем река Дигор-Чай следует до этой реки до деревни Дуз-Кечут идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арпа-Чай. II. Зона Аракса Прямая линия между Хараба-Алиджан и деревней Сулиман Диза. В зонах, ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эривань и другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется не возводить каких бы то ни было фортификационных укреплений, (эти линии расстояния находятся вне указанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако оно сохраняет право иметь в указанных зонах войска, необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Территория Нахичевани Деревня Урмия, отсюда по прямой линии станция Араждаян (оставляя ее Социалистической Советской Республикой Армении), затем по прямой линии к горе Даш-Гурун западной (3142) линия водораздела горы Даш-Гурун восточной (4108) проходит через реку Джагаганам-Дараци к югу Родней (Булак юг), следует по линии водоразделов горы Багарсик (6607) или 6587 и отсюда следует по административной границе прежнего Эриванского округа и Шарур-Дара-Лажез через высоту 6629 к горе Кемурлу-Даг (6839 или 6930) и отсюда к высотам 3080 Саят-Даг (7868) деревня Курт-Кула, Кьюрт-Кулаг гора Гамесур-Даг (8160 высота 8022 Куки-Даг (10282) и восточная административная граница прежнего Нахичеванского округа.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.,

Договор ратификован ВЦИК 16 марта 1922 г.

kot_ivan76

«Эта корова наша», — подчеркнул он, «и мы её доим».

После того, как Турция стремительно испортила многолетние стабильные отношения с Россией, возник вопрос: каковы дальнейшие перспективы противостояния между странами? Одним из самых взрывоопасных оказался курдский вопрос; Москва, в свою очередь, анонсировала скорое открытие представительства сирийских курдов в российской столице. Но, помимо курдов, существует и другая катастрофическая угроза для Турции — Карсский договор.

Суть проблемы

Дипломатический «удар в спину» Кремль может нанести путем пересмотра и денонсации Московского договора от 16 марта 1921 года. Согласно этому договору, территория Турции увеличилась на 30% за счет изменения границ на Кавказе. Проблема в том, что договор этот подписали представители самопровозглашенного кемалистского правительства, не признанного к тому моменту ни одним государством мира. Юридическую силу имел Севрский договор о разделе колониальных территорий Османской империи, подписанный администрацией султана Мехмеда VI.

Ко времени подписания договора кемалисты активно продвигались вглубь Кавказа, пользуясь слабостью советской власти и эхом гражданской войны в России, и угрожали вместе с Антантой пойти дальше. Турция планировала создать «Великий Туран» — политическое объединение всех тюркоговорящих народов вплоть до Казани и Алтая. О переговорах кемалистов и Лондона стало известно руководителю советского информационного бюро в Трапезунде Г. Астахову, о чем он сразу сообщил Г. В. Чичерину. Поэтому доказать принудительный характер советской подписи под договором не составляет труда.

В первой статье Московского договора включено следующее положение:

«Каждая из договаривающихся сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждались бы силою…».

Таким образом, с одной стороны, советская власть была под давлением, с другой стороны, подпись ставили непризнанные никем кемалисты, хотя правительство султана Мехмеда VI все еще признавалось в мире легитимной, законной силой.

Карсский договор

В свою очередь Карсский договор опирается на политическую конструкцию Московского договора. Карсский договор закрепил переход значительных территорий Армении и Грузии к Турции. При этом Азербаджан также получал часть территории.

Несмотря на то, что кемалисты смогли подписать Лозанский договор, согласно которому интересы курдов и Армении остались не у дел, Сервский договор также был исполнен — Измир, Сирия, Ливан, Палестина и часть Аравийского полуострова отошли под протекторат Антанты.

США отказались учитывать интересы курдов и армян, иначе на политической карте мира возникли бы независимая христианская Армения и Курдистан, который стал бы безопасной для СССР «прокладкой» в противостоянии с Турцией.

Отношение Армении к Карсскому договору

Турция воспользовалась предательством дашнакского правительства и при поддержке немцев захватила Карсскую и Ардаганскую области Армении. Тогда же, в период с 1915 по 1922 год, глава кемалистов — Кемаль Ататюрк — начал геноцид армян в восточной области Армении. Согласно данным Армянской церкви, жертвами турок стало более 6 миллионов армян. Турция никогда не признавала факта геноцида, в то время как армяне никогда не простят этого туркам.

Турки отметились еще и тем, что в 1922 году вырезали около 100 тысяч греков и армян в Смирне, а в 1923 году — еще около полумиллиона греков в Причерноморье.

Сегодня Армения по-прежнему настаивает на факте геноцида армян со стороны турок и отказывается подтвердить Карсский договор.

Итог

В 1945 году СССР уже поднимал вопрос о денонсации этого договора, однако тогда на сторону Турции встали США, имея за спиной ядерное оружие. Собственно, бомбежки мирных городов Хиросимы и Нагасаки были направлены на устрашение Советского Союза. Сегодня ситуация в корне иная.

Денонсация Карсского договора приведет к тому, что в международных организациях и на уровне дипломатии начнется процесс восстановления исторической справедливости, который поддержат Армения, Грузия и Греция.

Верховный Совет Грузинской Республики был уполномочен денонсировать этот договор 21 октября 2005 года. Процедура денонсации договора была выполнена в соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года ОБСЕ (Конвенция вступила в силу в 1996 году)[2]. Парламент Грузии не денонсировал этот договор. Википедия

К этому решению присоединится и Израиль по объективной причине — исламистская Турция, идущая в авангарде радикального джихадизма на Ближнем Востоке, не устраивает Израиль. Для них безопаснее и лучше, если Турцию осадят и заберут обратно треть ее территории.

Другим последствием денонсации несомненно станет необходимость разрешить Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном за спорные территории. Турция в этом конфликте стоит на стороне Азербайджана, а с таким непредсказуемым политиком, как Эрдоган, ожидать мирного урегулирования весьма сложно.

Российско-грузинские отношения после изгнания гастролера Саакашвили в настоящий момент также пошли на сближение. Речь идет об отмене визового режима.

Дипломатическим образом денонсировать Карсский договор также непросто, но если двигаться вглубь от Карсского договора, то исторические границы могут устроить всех. Кроме Турции и их ставленников.

Карсский договор википедия

Первая Республика Армения

28 мая 1918 года — Тифлис
Армянский национальный совет в Тифлисе объявил себя «верховной и единственной властью армянских уездов» и направил в Батум делегацию для подписания мирного договора с Турцией.29 мая на совместном заседании Западного и Восточного Бюро дашнакской партии премьер-министром Армении был назначен Ованес Качазнуни (возглавлял правительство до августа 1919 г.), а столицей государства была выбрана Эривань. Здесь к этому времени уже действовала военная и гражданская администрация под руководством представителя Армянского национального совета Арама Манукяна.

4 июня 1918 года — Батумский договор
Договор между Османской империей и Республикой Армении, подписанный. Это был первый международный договор подписанный Демократической Республикой Армении.
11 мая открылась новая мирная конференция в Батуме. В ходе переговоров турецкая сторона выдвинула требования включить в состав Османской империи не только Тифлис, но и Александрополь и Эчмиадзин. Помимо этого турки планировали построить железную дорогу, связывающую Карс и Джульфу с Баку. Армянское государство, по территории которого проходил этот транспортный коридар было обязано обеспечить строительство. Тем временем 21 мая части османской армии вошли на армянские территории, входившие в состав Российской империи. Это вторжение привело к битвам при Каракилиссе и Баш-Апаране.
После того как османская армия стояла в 7 километрах от Еревана, мирный договор между Турцией и Армений был подписан. На территориях, которые отходили Османской империи проживало около 1 250 000 армян.
Генерал Андраник Озанян отказался признать Батумский договор. Его вооружённые формирования продолжили сопротивления турецким войскам с целью создать новое армянское государство — Республику Горная Армения.
Википедия

Смотрите так же:  Оформление осаго в другом городе

30 октября 1918 года — Мудросское перемирие
Подписано между Антантой и Турцией, означая поражение Турции в Первой мировой войне и предусматривая вывод турецких войск из Закавказья.

10 августа 1918 года — Тифлис
Представители РСФСР и Армении подписали соглашение о перемирии, согласно которому Карабах, Нахичеван и Зангезур временно оставались под контролем Красной Армии.

10 августа 1920 года — Севрский мирный договор, Севрский мир
Один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, создание которой ознаменовало завершение Первой мировой войны. Подписан в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи — с другой.
Согласно договору, в частности, Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство». Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзрум и Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Чёрному морю (через Батум)[7]. (Согласно решению американского президента, направленному европейским державам в ноябре 1920 на основе результатов работы специальной комиссии, Армения должна была получить две трети территории вилайетов Ван и Битлис, почти весь вилайет Эрзрум и большую часть вилайета Трапезунд, включая порт — в совокупности, ок. 100 тыс. кв. км.).
Википедия

2 декабря 1920 г. — Александропольский договор
Договор между Арменией и Турцией, согласно которому территория Армении сокращалась до Эриванского и Гокчинского (озеро Севан) районов, численность армянской армии ограничивалась 1,5 тыс. чел., а её вооружение — 20 пулемётами и 8 орудиями. Александропольский мирный договор был подписан дашнакским правительством, которое фактически уже не имело власти. 2 декабря в Эривани было подписано соглашение между РСФСР и Республикой Армении, по которому Армения была провозглашена советской республикой. Правительство Армянской ССР отказалось признать Александропольский мир.

13 октября 1921 г. — Карсский договор
Договор при участии РСФСР, окончательно установивший советско-турецкую границу.

Карсский договор

Ка́рсский договор 1921 года — договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией — с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 года в городе Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение Московского договора между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 года.

Основные положения

Карсский договор вступил в силу 11 сентября 1922 года. Состоит из преамбулы, 20 статей и 3 приложений. Срок действия договора не был оговорён.

Договор подписали уполномоченные представители правительств:

  • Социалистической Советской Республики Армении: Асканаз Мравян, Народный Комиссар по Иностранным Делам, Погос Макинзян, Народный Комиссар по Внутренним Делам;
  • Азербайджанской Социалистической Советской Республики: Бехбуд Шахтахтинский, Народный Комиссар Государственного Контроля;
  • Социалистической Советской Республики Грузии: Шалва Элиава, Народный Комиссар по Военным и Морским Делам, Александр Сванидзе, Народный Комиссар по Иностранным Делам и Народного Комиссара Финансов;
  • Великого Национального собрания Турции: Кязим Карабекир-паша, депутат Великого Национального Собрания от Адрианополя, Командующий Восточным фронтом, Вели-бей, депутат Великого Национального Собрания от Бурдура, Мухтар-бей, бывший помощник Статс-секретаря общественных работ, Мемдух Шевкет-бей, Полномочный Представитель Турции в Азербайджане;
  • Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Яков Ганецкий, Полномочный Представитель в Латвии.

Карсский договор распространил на закавказские советские республики основные положения Московского договора, предусматривавшего меры по установлению торговых отношений и регулированию финансово-экономических вопросов, добавив к ним ряд статей — об облегчении перехода границы жителями пограничной зоны и предоставлении им права пользования пастбищами, расположенными по другую сторону границы.

Договор способствовал устранению трений между Турцией и закавказскими советскими республиками, вызванных попытками некоторых кругов в Турции сохранить в силе Александропольский договор 1920 года. С другой стороны, Карсский договор содействовал укреплению международного положения Турции.

В соответствии с договором города Карс и Ардаган отошли к Турции. Гора Арарат также оказалась на территории Турции. Такое разграничение стало основной причиной по которой современная Республика Армения не признает Карский договор. [1]

Денонсация Грузией

Верховный Совет Грузинской Республики был уполномочен денонсировать этот договор 21 октября 2005 года. [2] [неавторитетный источник?] Процедура денонсации договора была выполнена в соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года ОБСЕ (Конвенция вступила в силу в 1996 году). [3]

  1. Александр Сотниченко Армянская ловушка для турецкого Церетели slon.ru 10.05.2011
  2. О Карском Договоре
  3. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Карсский договор» в других словарях:

КАРССКИЙ ДОГОВОР — о дружбе между Армянской, Азербайджанской, Грузинской Советскими Социалистическими Республиками и Турцией (13.10.1921, Карс); распространил на Закавказские республики положения Московского договора (1921) … Большой Энциклопедический словарь

Карсский договор — между Армянской, Азербайджанской, Грузинской Советскими Социалистическими Республиками и Турцией (13 октября 1921, Карс); распространил на подписавшие его Закавказские республики положения Московского договора (1921). * * * КАРССКИЙ ДОГОВОР… … Энциклопедический словарь

Карсский договор 1921 — договор между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября в г. Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение… … Большая советская энциклопедия

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921 — о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией с другой, подписан при участии РСФСР 13. X в г. Карсе. В основном К. д. повторил положения Московского договора от 16.… … Дипломатический словарь

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921 — о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской сов. социалистич. республиками, с одной стороны, и Турцией с другой; заключен при участии РСФСР 13 окт. в г. Карсе на конференции, созванной во исполнение Моск. договора между РСФСР и Турцией … Советская историческая энциклопедия

Карский договор — Граница ЗСФСР и Турции по Карсскому договору Карсский договор 1921 договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 в г. Карс на конференции,… … Википедия

Московский договор (1921) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский договор. Московский договор (тур. Moskova Anlaşması) российско турецкий договор о «дружбе и братстве»[1], подписанный 16 марта 1921 года в городе Москве между правительством… … Википедия

Александропольский договор — («Мирный договор между Турцией и Арменией»; тур. Gümrü Anlaşması) мирный договор, завершивший армяно турецкую войну 1920 года. Был подписан Турцией и Арменией в ночь со 2 на 3 декабря 1920 года в Александрополе (совр. Гюмри).… … Википедия

Московский договор 1921 — Московский договор советско турецкий договор о дружбе и братстве между Великим Национальным Собранием Турции и правительством РСФСР. Был заключен в Москве 16 марта 1921 года, по завершении второй московской русско турецкой конференции 1921 года … Википедия

АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1920 — завершил войну между кемалистской Турцией и дашнакской Арменией; подписан 2. XII в Александрополе (ныне Ленинакан). Поводом к войне послужило нападение дашнакских отрядов на турецкие войска, но её причины были более глубокими: с одной стороны,… … Дипломатический словарь

Московскому договору 1921 года необходимо дать объективную оценку

Владимир Захаров

Яд змеи дороже золота

Езиды – достойные граждане Армении

Московскому договору 1921 года необходимо дать объективную оценку

Миграционное законодательство изменится, частично

Мелодии Армении на земле Сочи

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов: Межнациональное согласие – это драгоценный сосуд, важно его не расплескать

Что оставить этому миру

Чем заплатит Армения за эмиграцию

Вновь о мерах по поддержанию режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта

Татул Манасерян: Я верю в командную игру!

За последние десятилетия идея о необходимости отмены Московского договора, заключенного между Турцией и Россией 16 марта 1921 года, высказывалась неоднократно. Напомним, данный документ был подписан в Москве между правительством Великого национального собрания Турции и правительством РСФСР, ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года и Великим национальным собранием Турции – 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе. Этот договор с полным правом можно назвать российско-турецким договором о «дружбе и братстве». Но о какой дружбе и о каком братстве идет речь? Договор был вторым международно-правовым актом, совершенным кемалистским правительством Турции. Но на тот момент такое правительство было самопровозглашенным, не признанным ни одним государством мира, в том числе и Россией. Я подчеркиваю, никем не признанным кемалистским правительством, в то время когда международно признанным правительством еще оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина, которая находилась в оккупированной столице Османской империи Константинополе. Стоит напомнить, что именно от имени правительства султана Мехмеда VI в августе 1920 года Османской империей был подписан Севрский мирный договор, отвергнутый позже кемалистами и не вступивший в силу. А как известно, согласно Севрскому договору Турция обязалась немедленно освободить все оккупированные территории Армении. А вот в Московском договоре ничего подобного уже не было. О Севрском договоре мы уже писали в одном из номеров «Ноева Ковчега». Давайте рассмотрим Московский договор. Для того чтобы разобраться, следует вначале внимательно прочитать полный текст этого международного акта, который будет размещен на сайте www.noev-kovcheg.ru в электронной версии данной статьи.

Договор имел три приложения. Первое устанавливало северо-восточную границу Турции, в нем перечислялись все населенные пункты и округа, включая водоразделы, по которым проходила новая граница. Во втором, правительство Великого национального собрания обязалось отодвинуть линию блокгаузов на расстояние восьми верст от железной дороги Александрополь – Эривань в начертании ее на то время в районе Арпа-чай и на расстояние четырех верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Третье приложение касалось границ вокруг Нахичевани.

Договор был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 г., Великим национальным собранием Турции (ВНСТ) – 31 июля 1921 г. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 г. в Карсе.

А сейчас подробнее рассмотрим некоторые обстоятельства подготовки и подписания Московского договора.

Прежде всего отметим, что документ неоднократно анализировался советскими историками и в Москве, и в Ереване. Так, например, О. Инджикян подчеркивал, что Московский договор стал дипломатической победой Турции. По его мнению, идя навстречу захватническим устремлениям кемалистской Турции, Сталин добился определенного решения армянского вопроса. Московский договор оценивал положительно А.Ф. Миллер, который также считал, что помощь, оказанная советским правительством, сыграла решающую роль в борьбе Турции за независимость. А.Н. Хейфец утверждал, что армянский вопрос в 1918­–1921 гг. действительно играл большую роль в советско-турецких отношениях. Только после создания ВНСТ отношения между Турцией и РСФСР были восстановлены. Автором Московский договор рассматривался как победа Советской России, а территориальные уступки, сделанные Турции за счет Армении, были необходимы в тот момент и являлись лучшим решением проблемы. Всю же вину он валил на дашнаков. Согласно данной точке зрения, Россия лишь предложила лучший выход из этой проблемы. Ведь турецкие войска уже заняли территории, отошедшие по Московскому договору к этой стране. По его мнению, попытка Советской России полностью возвратить свои бывшие территории могла бы привести к войне с кемалистами, а это, в свою очередь, вызвало бы переход последних в лагерь Антанты.

Серьезный анализ договоров содержится в исследовании Н.Е. Шутовой, некоторыми выводами которой мы воспользуемся.

Итак, нет никаких сомнений, что Московский договор был подписан с учетом почти исключительно турецких требований. Некоторые авторы считали, что Турция жестко диктовала свои требования России, понимая свое преимущество. Да и в Москве понимали тот факт, что в Турции существовали определенные круги, которые в своих политических установках выступали за сближение не с Россией, а с государствами Антанты. Известно, что руководитель советского информационного бюро в Трапезунде Г. Астахов еще 12 февраля 1921 г. телеграфировал Г.В. Чичерину: создается впечатление, что кемалисты осторожно строят мостик возможного перехода в лагерь Антанты или, по крайней мере, разрыва с Советской Россией. Правда, из письма посла Турции в РСФСР Али Фуада наркому Г.В. Чичерину следует, что Турция уже давно убеждена в выгоде и получении максимальной пользы от Московского договора для обеих сторон, в необходимости установления более тесной связи между Анкарой и Москвой и беспрерывном сотрудничестве между обоими правительствами.

Смотрите так же:  Заявление регистрация ип в качестве работодателя в пфр 2019

Вот эта игра на два лагеря заставила большевиков искать выход в свою пользу. И их совершенно не волновало, за счет интересов каких народов будет это сделано. Турция, по сути, заставила большевиков не только согласиться на то, чтобы не отдавать огромные территории армянам, но и согласиться с возвращением Турции Карса, Ардагана и Артвина. Дать согласие на это, даже оправдываясь тем, что в то время Советская Россия якобы не имела на Кавказе ни физических, ни политических сил для противостояния Турции, – ложь. Просто именно этим фактором советские историки оправдывали действия большевистского руководства. Да по-другому, при существовавшей в то время в СССР идеологии в исторической науке, объяснить это решение Ленина и его компании было нельзя. Кемалистская Турция умело использовала фантастические идеи большевиков о победе социалистической революции во всем мире. Да, Турция временно оказалась для Советской России ситуативным союзником. Мустафа Кемаль убедил большевистское руководство в Москве, что он способен поднять на революцию весь Восток. Им важно было подписать договор с Россией для создания правовой базы советско-турецких отношений. И Московский договор оказал решающее значение для всего их последующего развития. Он содержал ряд важных, особенно для того времени, декларативных и принципиальных положений и, кроме того, ряд статей «материального» характера.

Во вступительной части договора оба правительства заявили, что они разделяют принципы братства наций и права народов на самоопределение и отмечают существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого. По сути, масонские лозунги «Свободы, Равенства и Братства» использовались не только масонской верхушкой тогдашней Турции, но и большевиками России. Ленин, начитавшись за границей книг о Французской революции 1789 года (то есть о первом в мире масонском государственном перевороте), привез все идеи этого переворота в Россию.

Туркам удалось убедить Россию (и соответствующее положение оказалось в тексте договора) в том, что обе договаривающиеся стороны обязались не признавать никаких мирных договоров, к принятию которых принуждалась бы силой другая договаривающаяся сторона. Советское правительство при этом специально оговорило, что оно не будет признавать никаких международных актов, касающихся Турции, если эти акты не признаны Великим национальным собранием (ст. 1). В то же время Советское правительство и правительство ВНСТ констатировали, что все договоры, ранее заключенные между Турцией и Россией, не соответствуют их обоюдным интересам, а потому считаются отмененными (ст. 6). Советское правительство полностью отказалось от всякого рода прав, вытекающих из прежде существовавшего в Турции режима капитуляций, поскольку этот режим несовместим со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав (ст. 5).

Наибольшее пагубное значение имели статьи договора о кавказской советско-турецкой границе и об уступке Советским правительством в пользу Турции районов Карса, Ардагана, Артвина (ст. 1) с предоставлением гражданам уступаемых районов права выехать на территорию той стороны, которой эти районы прежде принадлежали (ст. 12). И хотя статья 15 договора предусматривала урегулирование отношений между правительством ВНСТ и Закавказскими Советскими республиками, но воплотить ее в жизнь было невозможно в связи с существовавшей многовековой национальной рознью на Кавказе. Память о геноциде армянского населения, устроенном в 1915 году в Турции, была предельно остра, и ни о каких добрососедских отношениях между Турцией и Арменией не могло быть и речи.

Да, армянская делегация после заключения договора сделала заявление, обратив внимание, прежде всего, на ту легкость, с которой русская делегация сделала ряд крупных территориальных уступок за счет Советской Армении. Согласно заявлению, ни из чего не явствует, что была сделана хотя бы малейшая попытка отстоять те земли и районы, которые имеют жизненное значение для молодой Советской республики. Не участвуя в заседаниях конференции, представители Советской Армении были вправе рассчитывать на внимательное отношение представителей РСФСР к ее нуждам и интересам и на особую настойчивость в отстаивании ее неотъемлемых прав. Протоколы заседания русско-турецкой конференции, по мнению армянской делегации, рисуют совершенно другую картину происходящего, на что нельзя не обратить внимание. Представители Советской Армении действительно были совершенно отстранены от участия в работе конференции и даже не были выслушаны при обсуждении тех вопросов, которые непосредственно касались Советской Армении. Делегацией республики было отмечено также, что при первом же свидании армянской делегации с Чичериным последним было обещано держать делегацию в курсе вопросов, касающихся Армении, создать специальную комиссию для разработки означенных вопросов.

Как же квалифицировать уступчивость и поведение русской делегации в этом вопросе? Обосновывая свои действия, большевистские идеологи национальной политики утверждали, что Армения должна-де проявить подлинный пролетарский интернационализм, который требует идти на величайшие национальные жертвы ради свержения международного капитала.

Весьма странное впечатление производит отмеченное армянской стороной обстоятельство: в протоколах российско-турецкой конференции за-

фиксированы заявления турецкой делегации о насилиях, учиненных армянскими отрядами над мусульманами Закавказья, и в то же время ни слова не говорится о тех массовых избиениях и зверствах, объектом коих были турецкие и русские армяне за время 1914–1921 гг., в результате чего целые армянские области и территории превратились в сплошную пустыню.

Армянская делегация заявила, что лучшей защитницей трудящихся масс Закавказья могла бы быть Россия и этого своего права и призвания никому не должна была уступать. Армянская делегация не обошла молчанием того факта, что, без ее ведома, участия и согласия уступив ряд армянских территорий кемалистской Турции, российская делегация тем самым попрала признанные права Советской Армении, нанеся жестокий удар по живущим там трудящимся массам. Армяне считают себя обманутыми. Они не верят больше в пользу посредничества Советской республики, которая, по их мнению, не облегчила им жизнь и существование, а наоборот, удовлетворила незаконные требования и притязания кемалистов. Это сильно, по их мнению, дискредитирует Советскую власть. По мнению армян, РСФСР не имела юридических прав распоряжаться ее территорией и определять ее государственные границы. Наиболее интенсивный период переговоров происходил вовсе не на заседании комиссии, отметила армянская делегация, а путем отчасти закулисных переговоров, и политическая комиссия открылась только тогда, когда основные вопросы были решены. Чичерин говорил неправду, утверждая, что армяне якобы сами избегали общения с ним и что армянская делегация решила включиться в переговоры, когда уже все было решено.

Таким образом, вся эта большевистская верхушка во главе с Лениным и его сподвижниками сдала Армению, армянский народ.

Согласно Московскому договору, РСФСР признавала Турцию в границах, провозглашенных «Национальным Турецким Пактом», принятым оттоманским парламентом 28 января 1920 года. Договор подвел международно-правовой итог завоеванию и разделу Республики Армения между РСФСР, Турцией и Азербайджаном.

Против Московского договора выступали общественные деятели, ученые. Например, академик Сурен Айвазян в 2002 году отправил открытое письмо генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, президенту России Владимиру Путину, президенту Армении Роберту Кочаряну «О недействительности Московского договора»:

«В соответствии с итогами Первой мировой войны, 10 августа 1920 года был заключен Севрский договор между странами-победительницами и побежденной, агрессивной Турцией, учинившей в ходе войны геноцид армян на территории Восточной, Западной и Южной Армении.

Законное правительство Турции подписало Севрский договор с обязательством немедленного освобождения всех оккупированных территорий Армении, однако через месяц – в сентябре 1920 года – незаконное, никем не признанное «правительство» генерала Мустафы Кемаля без объявления войны внезапно вторглось в Армянскую республику, учинило новый кровавый геноцид армянского населения, оккупировало армянские территории Карсской области и Сурмалинского уезда (Арарат).

В поощрение этой агрессии. 16 марта 1921 года в Москве был заключен договор между Советской Россией и… незаконным «правительством» Мустафы Кемаля, касающийся территории Армении, при отсутствии представителя армянского правительства.

Согласно Московскому договору к Турции отошли все армянские территории, отмеченные Севрским договором, и, в придачу, Карсская область и Сурмалинский уезд (Арарат).

«Обоснованием» этих уступок было лишенное всякого смысла псевдосоциалистическое утверждение: «Надо отдать Армению туркам, чтобы турки пришли к социализму» (?!).

Трудно представить более пошлую дискредитацию идеи социализма…

Мировой общественности необходимо понять и утвердить следующее:

1. Московский договор недействителен в правовом отношении со дня подписания, поскольку заключен в нарушение международного Севрского

договора в одностороннем порядке

а) между Советским правительством России и незаконным «правительством» Турции;

б) договор касается территории Армении без участия армянской стороны как суверенной, правовой стороны имеющей политическое полномочие распоряжаться территорией Армении.

2. Незаконно удерживаемые Турцией территории Армении должны быть незамедлительно освобождены в соответствии с Севрским договором и в полном соответствии с международным правом».

Полгода спустя, 7 февраля 2003 года, Сурен Михайлович получил через советника посольства РФ в Армении копию рецензии, в которой излагается позиция нынешней России на эту проблему:

«1. Вопрос, поднятый С.М. Айвазяном, имеет непростую историю, однако автор письма упрощенно сводит проблему территориальных претензий Армении к Турции исключительно к противопоставлению Севрского 1920 г. и Московского 1921 г. договоров. По его мнению, признание недействительности последнего автоматически повлечет признание прав Армении на Карсскую область и Сурмалинский уезд. Однако такая постановка вопроса несостоятельна в историческом и правовом смысле.

2. Как Севрский, так и Московский договоры в этом контексте имеют лишь эпизодическое значение. Первый так и не вступил в силу и был вскоре расторгнут, а второй не играл в тот момент существенной политической роли, так как заключался двумя правительствами (Мустафы Кемаль-Паши и Советской России), не признанными в то время мировым сообществом. Более того, Севрский договор изначально носил чисто декларативный характер, задумывался державами-победительницами как формальное «наказание» султанской Турции, о чем свидетельствует, в частности, Д. Ллойд-Джордж в своих мемуарах (Ллойд-Джордж Д., Правда о мирных договорах, т. 2, М., 1957), указывая, что державы «…заведомо не могут и не собираются привести его в жизнь» (с. 432), «великие державы, безусловно, не смогут оказать Армении действенную поддержку», «не могут послать никаких войск на помощь армянам» (с. 428, 429, 431 и др.). Член Американского комитета помощи Армении Пакстон Хиббен писал: «В те дни речь шла исключительно о наказании турок… и никто тогда не дал армянам понять, что они в решительный момент могут быть выброшены за борт, как лишний дипломатический багаж» (The Nation, 1922, 22 июня). Впоследствии, когда кемалисты вторглись на армянскую территорию, ни одно из государств, подписавших Севрский договор, не пришло на помощь армянам.

3. К моменту подписания Севрского договора в Турции уже сложилось двоевластие. С мая 1920 г. действовало правительство М. Кемаля, которое вовсе не было «незаконным», так как было сформировано парламентом, всенародно избранным в ноябре – декабре 1919 г.

Между двумя правительствами шла гражданская война, верх в которой к этому моменту уже одерживали кемалисты. Правительство М. Кемаля не признало Севрский договор, который, кстати, не был ратифицирован даже султаном.

4. Практически одновременно с подписанием Московского договора о дружбе с Турцией (16 марта 1921 г.) Советское правительство заключило аналогичные договоры с Грузией, Арменией и Азербайджаном. Каких-либо официальных претензий по содержанию Московского договора со стороны армянского правительства не поступало.

5. В ходе Лозаннской конференции (20 ноября 1922 г. – 24 июля 1923 г.), на которой Турцию представляло уже правительство М. Кемаля (что означало его фактическое признание мировым сообществом), был подписан Лозаннский мирный договор, который отменял многие положения Севрского договора. Турция сохранила свои этнические границы и суверенитет, ей были возвращены все отторгнутые по Севрскому договору территории в Анатолии, а также отменены пункты о самоопределении национальных меньшинств. При этом следует отметить, что Советское правительство не согласилось с условиями Лозаннской конвенции и отказалось ее ратифицировать, что полностью снимает с него обвинения в передаче Турции «исконно армянских земель», предъявляемые С.М. Айвазяном.

6. Таким образом, поднятый С.М. Айвазяном вопрос не имеет отношения к компетенции Российской Федерации как правопреемника СССР и должен быть адресован, скорее, государствам, ратифицировавшим Лозаннскую конвенцию».

Вопрос о правомерности решений Лозаннской конференции, скорее всего, заслуживает отдельного рассмотрения. Но это ни в коей мере не влияет на возможное повторное рассмотрение обстоятельств заключения Московского договора, который продолжает оказывать негативное влияние на российско-армянские взаимоотношения (а на диалог с Турцией практически не влияет). Думается, что совместная работа российских и армянских историков в этом направлении сняла бы ненужное напряжение вокруг данной проблемы.

Author: admin