Как расторгнуть церковный брак

Развенчание (расторжение) церковного брака или как расторгнуть церковный брак

Лучший свадебный инстаграм

Публикация от MARRY ME свадебное агентство (@marryme.ru) Сен 23, 2017 at 2:37 PDT

Казалось, совсем недавно вы давали друг другу клятву вечной любви, обещая беречь друг друга и хранить семейные ценности, но не сдержали слова. Как говорится, семейная лодка потерпела крушение в быту. И вот Вы задаётесь вопросом: как расторгнуть церковный брак?

В православной религии не существует термина «развенчание церковного брака», также как и нет специального обряда, предполагающего расторжение церковного брака. как Где и как расторгнуть церковный брак? Обратиться в Церковь следует лишь в том случае, когда Вы решаете обвенчаться с другим избранником. Обычные священники не имеют права повторно проводить церемонию венчания без согласия Епархии. После регистрации Вашего нового брака в ЗАГСе нужно прийти в областное Епархиальное управление. Его адрес Вы можете узнать в любом ближайшем храме. Но и там Вам не дадут права расторжение (развенчание) церковного брака, а лишь благословение на повторное прохождение обряда венчания.

Причины для расторжения церковного брака

Помните, что расторгнуть предыдущий брак могут только по определённым причинам. Причины расторжения церковного брака подробно описаны в церковном законодательстве. Среди них:

  • супружеская измена;
  • наличие у одного из супругов венерического заболевания или СПИДа;
  • неизлечимая душевная болезнь;
  • несение уголовного наказания;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • аборт без согласия супруга;
  • посягательство на жизнь супруга (супруги) или детей;
  • пропажа без вести одного из супругов.

Другие поводы для развода

Мирские причины расторжения церковного брака, такие как плохие отношения с родственниками, неспособность супругов обеспечивать семью или несходство характеров не являются достаточными поводами для расторжения брака церковью.

По византийскому праву, прелюбодеяние (измена) переставало быть причиной для развода, если в нём виновны обе стороны, если стороны простили друг друга или пропустили пятилетний срок для подачи жалобы.

Благословение на второй брак получит тот из супругов, кто неповинен в распаде семьи. Лица, по вине которых произошло расторжение брака, могут венчаться повторно только в случае покаяния и выполнения епитимии (пост, паломничество, милостыня и т.п.). В случае третьего брака срок епитимии увеличивается в соответствии с каноническими правилами.

Процедуру расторжения церковного брака осуществляет архиерей. Подать прошение о расторжении церковного брака нужно в один из будних дней. Москвичи и жители Московской области могут обратиться в Епархиальное управление Московской Епархии в Новодевичьем монастыре в Москве. При себе нужно иметь паспорт, а также два свидетельства: о венчании и о гражданском разводе. Прошение о расторжении церковного брака подают на имя правящего архиерея.

Вы имеете право венчаться в церкви не более трёх раз. Православная Церковь неодобрительно смотрит на второй брак, настаивая на нерасторжимости священного брачного союза и пожизненной верности супругов друг другу. Впрочем, церковные каноны допускают прекращение церковного брака в связи со смертью одного из супругов. Вдовец или вдовица имеют право вступить в новый брак.

Также расторгнуть брак Церковь может, если признает его несоответствующим христианским канонам: в том случае, когда был совершён брак лиц, не свободных от предыдущего брака или имеющих запрещённую церковью степень родства, браки лиц, которые не достигли канонического совершеннолетия (15 лет – для мужчин, 13 – для женщин), брак с нехристианами, а также браки священнослужителей, пока они состоят в своём сане. В случае повторного венчания в последование о второбрачных добавляют две покаянные молитвы.

Расторжение церковного брака

Церковный брак или венчание — это супружеский союз между мужчиной и женщиной (христианами), совершенный с соблюдением определенной процедуры бракосочетания в религиозном учреждении.

Условия расторжения церковного брака

Церковный брак — это идеальная модель брачного союза, который не может быть расторгнут. Расторжение церковного брака осуждается церковью как грех. Однако из-за своеобразия современного общества, понимания того, что все люди являются грешными, церковь идет навстречу супругам и расторгает браки при наличии на это особых оснований.

К таким основаниям относятся:

  • смерть одного из супугов;
  • измена (прелюбодеяние) или вступление одного из супругов в новый брак;
  • отречение одного из супругов от христианской веры;
  • неспособность мужа или жены к рождению детей;
  • уголовное осуждение за преступление;
  • длительное безвестное отсутствие как намеренное, так и ненамеренное;
  • применение насилия к детям или супругу;
  • один из супругов болен венерическим заболеванием;
  • муж или жена признан ограниченно или полностью недееспособным (наркоманом, алкоголиком, психически нездоровым)
  • проведение аборта без согласия на это супруга;
  • извлечение выгоды из непотребств супруга (супруги);
  • нарушения процедуры заключения брака (например, если брак заключен между родными братом и сестрой; если на момент заключения священного союза существовал законный супруг; если церковный брачный союз заключен между канонически несовершеннолетними мужчиной — 15 лет или женщиной — 13 лет)

На заметку: по византийским канонам прелюбодеяние переставало служить основанием для расторжения союза, если в нем повинны оба супруга. Некоторые церкви принимают свое решение, согласно этому правилу.

Кроме того, некоторые церкви признают достаточными условиями для расторжения семейного союза мирские причины:

  • если супруги не могут сойтись в характерах;
  • один из супругов не могу наладить отношения с близкими (например, зять и тёща)
  • один из супругов не имеет возможности обеспечивать семью таким образом, чтобы создать необходимые условия для жизни.

Процедура расторжения церковного брака

Священник не может совершать повторное венчание без согласия на это Епархии. Поэтому предыдущий брак необходимо расторгнуть. Данную процедуру осуществляет архиерей.

  1. Подать прошение о расторжении церковного брака на имя архиерея в один из будних дней в Епархиальном управлении.
  2. Приложить копию свидетельства об официальном разводе (если он был зарегистрирован органами ЗАГСа или судом)
  3. С собой взять паспорт для удостоверения личности и свидетельство о венчании.

ВАЖНО: поскольку априори ликвидация священного союза не признается церковью, вы получаете не разрешение на развод, а только разрешение на последующее венчание.

При этом, необходимо отметить, то, что разрешение на повторное венчание получит только тот супруг, который невиновен в разрыве семейных уз. Однако супруг, по вине которого произошло развенчание также может получить разрешение на повторное заключение церковного брака, если он покаялся и понес епитимию (пост, паломничество и т.д).

Стоит отметить, что процедура венчания может проходить максимум только три раза. И то, церковь идет на третье венчание как на крайнюю уступку церкви только из-за того, чтобы не допустить прелюбодеяния, которое является тяжким грехом.

Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие «церковный брак» воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак — прошедший через Таинство венчания — предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.

Проект документа «О церковном браке» содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия «не по разуму» обзывают «блудом» не венчанные, но законные — по гражданскому законодательству — браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они «как блудники» не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается «греховным сожительством», а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны «особого попечения», и им надо разъяснить все о должном браке.

Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. «Нерасписанных» венчают только в очень особенных случаях — каких, уточняется в документе.

Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.

Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», — писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется «пастырское снисхождение».

Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как «отпадение одного из супругов от православия», «прелюбодеяние одного из супругов», «злонамеренное оставление одного супруга другим», «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.

Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, «не отменяет» для церковной власти необходимости «самостоятельного суждения и собственного решения» о случившемся — по Священному писанию и церковным канонам.

— На мой взгляд, сегодня самое важное — это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, — комментирует проект для «РГ» член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. — Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.

Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. «Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку — люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так».

Смотрите так же:  Лицензия республики беларусь

Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. «Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще — раньше этого не было — причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления».

Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.

Церковный же брак требует подготовки. «Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом», — подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.

Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. «Используйте в общении фразы «Могу ли я?», «Спасибо» и «Извини». Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова . произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь».

О расторжении церковного брака

Здравствуйте, батюшка! Хочу задать вам такой вопрос.

По инициативе супруги, которую я поддержал, мы венчались. Я пошёл на это с целью укрепить наш брак духовно, мы оба православные, ходили в церковь, на службы. Вы знаете, Господь нас не покидал своей милостью, когда у жены была необходимость срочной гинекологической операции, он нам помог и все завершилось благополучно.

С подачи её родственников она перестала относиться к нашему браку с благоговением, ей внушили мысль, что развод — это нормально, надо только найти кого побогаче и помоложе, и в этой ситуации она отыскала себе виртуального друга в интернете, который зарабатывает больше меня, и собралась к нему сбежать. Этот бизнесмен оказался фантомом, но эту даже виртуальную измену я ей не простил.

Если несуществующий человек за 4 дня виртуального общения «сносит мозги» моей ветреной жене, то при наличии ухажёра реального это случится в 2 раза быстрее.

Мы подали на развод и договорились, что проживём месяц до развода спокойно, потом получим признание церковного брака недействительным, потому как ей надо будет налаживать новую, в том числе интимную жизнь, а не жить в фактическом блуде, неся на себе смертный грех, тем более причина по канону есть — крайне слабое здоровье жены и очевидная неспособность к деторождению, т. е. забеременеть она сможет, но вынашивание плода сопряжено с огромным риском для жизни.

Но ей, чтоб вышибить клин клином, срочно нужно мужское плечо, чтоб меня поскорее забыть, надо срочно завести нового любовника. Она не ведает что творит — даже не разведясь со мной в загсе, уже вывесилась на сайте знакомств под своим фото, указала в анкете «не замужем», очевидно, фактически готова, извините, дать первому встречному. Мне её не вразумить, я ей не судья.

Вопрос такой — когда она после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено? Если отринет Бога в душе и этим вопросом не озаботится вовсе (даже подавать не станет), неужели её ждёт наказание господне? И если так, как мне вразумить её, ей 23 года, у неё вся жизнь впереди, неужели нельзя полтора-два месяца выждать вести себя скромно и спокойно?

Я с ней ещё поддерживаю переписку по е-майлу, и ваш ответ переправлю ей, пока она окончательно не погубила свою душу.

Господи, вразуми её душу! Помолитесь за неё, батюшка, рабу божью Татьяну.

С уважением, Геннадий. Буду ждать ответа!

Начну сразу с заданного Вами вопроса

Начну сразу с заданного Вами вопроса: «Когда она (жена) после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено?» Здесь не вполне корректна сама формулировка: недействительным церковный брак может быть признан в том случае, если изначально были канонические препятствия к его совершению. Например, вступали в брак близкие родственники; или одна из сторон была принуждаема к браку против воли; или венчал не священник, а самозванец — и т. д. Если же все необходимые условия были соблюдены, то брак не может быть признан недействительным.

Другое дело, что брак (в том числе венчанный) может быть расторгнут. В Российской империи Церковь выполняла функцию государственного регистрирующего органа, поэтому церковным инстанциям приходилось заниматься и бракоразводными процессами. В настоящее время ситуация принципиально изменилась, Церковь более не обременена несвойственными ей функциями, поэтому вопрос о расторжении брака и о вступлении в новый брак может решаться на основании собственно церковных канонов.

В идеале христианский брак нерасторжим, и прекращается лишь со смертью одного из супругов. Далее цитирую Основы социальной концепции РПЦ:

«Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в „Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью“ признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Расторжение брака по одной из вышеуказанных причин, как можно заключить из общего смысла документа, позволяет невиновной стороне вступить в новый брак — т. е. заново обвенчаться.

Между тем сплошь и рядом известны случаи, когда христианский брак распадается без достаточных на то оснований. Соответственно, «узаконить» подобные разводы с церковной точки зрения не представляется возможным.

Другое дело, что часто после развода в загсе одна из сторон вступает в новый брак (в том же загсе). Поскольку прежний брак фактически распался, а новый фактически состоялся (но об этом можно говорить по прошествии некоторого времени), есть основания просить церковного благословения для этого нового брака. Церковь, снисходя к немощи современных христиан, нередко позволяет венчание в подобных случаях. Однако это именно снисхождение, которое не является общим правилом. Поэтому не следует удивляться, если в каком-то случае на прошение о повторном венчании последует отказ.

Перейдём к Вашему случаю. Насколько можно понять из Вашего письма, никаких формальных оснований для развода нет. Ваша супруга, по милости Божией, не согрешила — по крайней мере, на тот момент, когда вы решили развестись. Что касается бесплодия, то, как видно из приведённой выше цитаты, оно не может считаться основанием для развода. Бесплодие, если только оно не представляет собой явное последствие греха (аборты, венерические инфекции как следствие развратного образа жизни и т. д.) — это болезнь. И бросать человека из-за его болезни — это по меньшей мере не по-христиански. Легко представить себе и такую ситуацию: молодая женщина заболела раком. Беременность если и возможна, то крайне нежелательна. Неужели на этих основаниях муж с лёгким сердцем может бросить больную жену и вступить в новый брак? Странно и спрашивать.

Таким образом, Ваша забота о душе жены, на мой взгляд, проявилась не в том аспекте и не в то время, как и когда это следовало бы делать. Если Вы существенно старше Вашей молодой жены, то, очевидно, не следовало становиться в позу и «не прощать», а постараться вразумить её в самом начале. Разумеется, это может оказаться неисполнимым. Тем не менее, до тех пор, пока она не изменила Вам на деле, оснований для развода нет. Но и прелюбодеяние одного из супругов лишь даёт право, но не вовсе не обязывает другого супруга к разводу. Любой грех может быть прощён. И если Вы любите свою супругу, Вы могли бы простить ей и прелюбодеяние. Это в Вашей власти.

Подводя итог, скажу следующее. Может быть, я не вполне прав, но я основываюсь на Вашем изложении. Вам, уважаемый Геннадий, не следовало бы ощущать себя оскорблённым праведником. В той ситуации, которая сложилась в Вашей семье, есть, насколько я могу судить, немалая доля и Вашей вины. Поэтому будет хорошо, если Вы позаботитесь не только о душе своей жены, но и о своей душе, принеся Богу покаяние в том, что не приложили достаточных усилий к сохранению семьи и даже, если я правильно понял, стали инициатором развода. Плодом же покаяния может явиться стремление к восстановлению семьи, если это пока ещё возможно.

Прошу прощения, если что-либо понял не совсем верно. Божией помощи Вам и Вашей супруге!

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Церковный развод?

Пять грустных историй и комментарий священника

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала Православие.Ru, священника Павла Гумерова, прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

Смотрите так же:  Пособия на детей до 18 лет в орле

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «. Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный развод получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк Грузинской Патриархии следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Ты посмотри на себя и на нее.

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался.

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на Литургии, коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» ( «Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– . Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. . Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Смотрите так же:  Страховка для визы д в болгарию

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу.

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала Православие.Ru, поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на сожительство без брака установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов абортов. Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.

Author: admin