Как оформить доклад на конференцию

Как оформить доклад на конференцию

В любом университете студенты выступают с результатами курсовых научно-исследовательских работ перед сотрудниками кафедры, преподавателями и студентами. Это часть стандартного университетского образования. В этом нет ничего удивительного, но обычно студенты делают курсовые работы на старших курсах. В нашем университете научная работа студентов начинается с первого курса, и это одна из особенностей нашего университета. Основной результат такой работы — доклад на семинаре. Здесь студент показывает, чему он научился и что сделал сам. На семинаре подводятся итоги исследовательской работы по соответствующему курсу физики (практикума). По результатам доклада выставляется оценка, которая существенным образом влияет на общую оценку по практикуму за семестр. Если студент не сделал доклада перед студентами, значит, нарушен учебный процесс: студент не получил возможности научиться публичному выступлению.

Что такое доклад на семинаре?

Любая научная работа заканчивается докладом на специальном научном семинаре. Сотрудники собираются, чтобы обсудить научные проблемы. На таких семинарах всегда делается доклад по определённой теме. Доклад содержит все части научного отчёта или статьи. Это ответственный момент для докладчика. Здесь проверяются знание предмета исследования, способности проводить эксперимент и объяснять полученные результаты. С другой стороны, коллеги собираются, чтобы узнать что — то новое для себя. Они тратят своё время и хотят провести время с пользой и интересом. Слушатели задают вопросы по теме выступления, и докладчику необходимо научиться понимать суть различных вопросов. На семинаре задача обсуждается, рассматривается со всех сторон, и бывает, что автор узнаёт о своей работе много нового. Часто возникают интересные идеи и неожиданные направления исследований. Работа становится более содержательной. Следовательно, доклад необходим для развития самой науки и для студентов. Это очень важно. За проведение семинара отвечает специально назначенный сотрудник. На семинаре всегда подводится итог, делаются выводы, принимается решение или соответствующее заключение. По такому же стандарту проходит и студенческий научный семинар. За его проведение отвечают преподаватели. Они же выставляют оценку за доклад. Оценки обсуждаются со студентами: это помогает студентам понять уровень их собственных работ. С лучшими сообщениями студенты выступают на студенческих конференциях. Стало быть, докладчик должен готовится к докладу. Необходимо учиться выступать.

Какая польза от доклада?

    Опытные докладчики знают, что польза выступления на семинаре в следующем:
  1. Поиск возможных ошибок в постановке работы, методике исследования, обобщении полученных результатов, их интерпретации. Получается, что ваши коллеги помогают вам улучшить вашу работу. Что может быть ценнее?
  2. На семинаре во время обсуждения доклада можно узнать отношение преподавателей и друзей к проведённому вами исследованию. Если доклад понравился, это улучшает настроение.
  3. Возможность учиться излагать содержание работы в короткое время, схватывать суть вопросов и толково объяснять существо. Следовательно, учиться делать доклад полезно для работы в любой области знаний.
  4. На семинаре докладчику принято задавать вопросы. Следовательно, нужно этому учиться. Никто не осудит вас за неудачный вопрос. Не принято.
  5. Докладчик учится отвечать на вопросы. Здесь можно показать свои знания.

Доклад содержит две части: текст и иллюстрации. Представление рисунков, таблиц, графиков может быть сделано мелом на доске, с использованием прозрачек или с помощью компьютера. Первый способ используется при выступлении на семинаре. Когда вы защищаете работу перед небольшой аудиторией, можно показать картинки в тексте. Они хорошо видны с небольшого расстояния. Но при выступлении на конференции следует использовать специальные меры. Если рисовать на доске мелом, это значительная потеря времени. Второй способ удобен и оперативен, но требует материальных затрат (нужно время на изготовление прозрачек). Компьютер — идеальный помощник при выступлении на конференции (мы рекомендуем использовать программу Power Point для подготовки выступлений, студенты нашего университета знакомятся с ней в первом семестре). Каждая из частей доклада важна. Хорошо подготовленному тексту всегда сопутствует хорошая презентация. Если докладчик не нашёл времени хорошо подготовить текст, то у него плохо подготовлены и иллюстрации. Это неписаное правило.

Доклад строится по определённой схеме. Только хорошая система изложения даёт возможность логично, взаимосвязанно, кратко и убедительно изложить результат. Обычно участники конференции знают, что должно прозвучать в каждой части выступления. В мире ежегодно проходят тысячи семинаров, сотни различных конференций; технология создания докладов совершенствуется. Главное — говорите о природе явления, о процессах, проблемах и причинах вашего способа их решения, аргументируйте каждый ваш шаг к цели.

Какова схема доклада? С чего начать?

Время вашего доклада 10 минут. После доклада — вопросы слушателей и ваши ответы (5 минут).

Полное время вашего выступления — не более 15 минут. Если в группе 12 студентов, то для такого семинара требуется 3 часа. Следовательно, экономьте время.

    Сначала должно прозвучать название работы и фамилии авторов
    Обычно название доклада и авторов произносит руководитель семинара. Он представляет доклад, но часто докладчики повторяют название и участников работы. Название — это краткая формулировка цели. Название курсовой работы должно быть конкретным и ясно указывать, на что направлены ваши усилия. Если в названии менее 10 слов — это хороший тон. Если больше -рекомендуем сократить. Так советуют многие международные журналы. Нужно назвать научного руководителя и место выполнения работы. Если доклад прошёл хорошо и вы довольны выступлением, это приятно и вашему шефу.
    Поясните название работы другими словами. Вас лучше поймут, если вы скажете, какое явление исследуется, что измеряется, что создаётся, разрабатывается или рассчитывается. Максимально ясно покажите, что именно Вас интересует.
    Потраченное время — примерно 30 с (осталось 9 мин. 30 с)

Далее следует введение
В этой части необходимо обосновать необходимость проведения исследования и его актуальность. Другими словами, вы должны доказать, что доклад достоин того, чтобы его слушали. Время для введения — примерно 2 минуты (осталось 7 мин. 30с)
Объясните, почему важно исследовать данное явление. Чем интересен выбранный объект с точки зрения фундаментальной или прикладной физики? Заинтересуйте своих слушателей темой вашего исследования.
Скажите, кто и где решал подобную задачу. Укажите сильные и слабые стороны известных результатов. Студенту необходимо учиться работать с литературой, анализировать известные факты. Назовите источники информации, ваших предшественников по фамилии и университет, где были получены результаты. Обоснуйте достоинство вашего способа исследования в сравнении с известными результатами. Курсовая работа может быть и познавательного характера, то есть можно исследовать известный науке факт. Поясните, чем он интересен с вашей точки зрения.
Ещё раз сформулируйте цель работы и покажите, какие задачи необходимо решить, чтобы достигнуть цели. Что нужно сделать, создать, решить, вычислить? Делите целое на части — так будет понятнее и проще.

Теоретическая часть
Эта часть обязательна в докладе. Редкий случай, когда можно обойтись без теоретического обоснования предстоящей работы. Желательно сделать оценки величин. Необходимо показать сегодняшний уровень вашего понимания проблемы и на основании теории попытаться сформулировать постановку задачи. Экспериментальное исследование должно базироваться на теории. Покажите только основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Скажите, что основная часть теории — в курсовой работе. Время для этой части доклада — примерно 1мин.30«с» (осталось 6 мин.)

Экспериментальная часть
Покажите и объясните схему вашей установки или прибора. Остановитесь только на главном, основном. Второстепенное оставьте для вопросов. Скажите о параметрах устройства или термодинамической системы (1 мин., осталось 5).

Методика исследования
Методика, или способ исследования, должна быть обоснована. Поясните, покажите её преимущества и возможности при проведении исследования. Напомните цель работы. 1 мин., (осталось 4 мин).

Результаты работы
Перечислите основные, наиболее важные результаты работы. Поясните, что вы считаете самым важным и почему. Каким результатом можно было бы гордиться? Остановитесь на нём подробно. Расскажите, как он был получен, укажите его характерные особенности. Скажите, что следует из представленной вами информации. Какие перспективы? Покажите, что результат вам нравится. Затем перечислите другие, полученные Вами результаты. Если показываете график, скажите, что обозначено на осях и какие размерности. Прочитайте подпись к рисунку. Она должна быть понятна, — (1 мин 30 с осталось — 3 мин 30 с).

Погрешности измерений
Перечислите источники основных погрешностей. Скажите, что погрешности подробно представлены в тексте курсовой работы. Покажите, как они влияют на надёжность результатов. 30 с (осталось 3 мин.)
Обычно ведущий сообщает: «У вас осталось три минуты до конца доклада».

Обсуждение результатов
Напомните цель работы. Сопоставьте, сравните полученные результаты с известными. Это могут быть данные других авторов, в том числе результаты, изложенные в курсовых работах своих товарищей. Покажите, удалось ли разобраться в вопросах, сформулированных при постановке задачи. Обязательно скажите, достигнута ли цель работы. Закончено ли исследование? Следует ли продолжать исследование и в каком направлении. Сформулируйте возможные темы предстоящих курсовых работ по теме исследования.
Если Ваши опыты не удались, то поясните, с чем это связано. Обоснуйте и объясните, как следовало бы проводить исследование., (2 мин осталась 1 мин.).

Ещё раз скажите о цели работы. Сжато и чётко сформулируйте выводы. Покажите, что твёрдо установлено в результате проведённого экспериментального исследования. Что удалось надёжно выяснить? Какие факты заслуживают доверия? Выводы можно прочитать: (1 мин).

Смотрите так же:  Заключение гражданского брака

Поблагодарите всех за внимание. Звенит звонок. Ваш доклад закончен.

Если вы закончили на 15 секунд раньше, все довольны и будут ждать начала вопросов и дискуссию. Если вы просите дополнительно ещё 3 минуты, вас смогут потерпеть. Это время могут отнять от времени для вопросов, где вы могли бы показать себя с хорошей стороны. Есть смысл выучить доклад. Это лучший способ научиться управлять временем.

Как оформить доклад на конференцию

Обязательные правила оформления Доклада

«Труд побеждает всё»

Доклад должен содержать новую и полезную для Участников Конференции практическую информацию и не являться рекламой либо перечнем услуг Докладчика.

1) Формат: не более 15 страниц в формате MS Word 6.0 или RTF, шрифт Times New Roman, 10 кегль, полуторный интервал, без абзацных отступов (красных строк), поля по 1,5 см.

2) Текст не должен содержать верхние и нижние колонтитулы, даже если «в нашей компании так принято»…

3) Минимальный размер текста не ограничен, но главное требование к письменному варианту Доклада — раскрытие тезисов уважаемого Автора и наличие небанальных Выводов для Участников.

4) В начале текста указываются (и будут опубликованы):

ФИО Докладчика (полностью)

Город

Фото (по желанию, но очень рекомендуется Оргкомитетом. Минимальный рекомендуемый размер — 150 х 200 пикселей. Максимальный рекомендуемый объём файла — 1 Мб. Фото рекомендуется присылать не в тексте Доклада, а отдельным файлом).

Должность и Название компании (по желанию + заметим, что некоторые наши Докладчики указывают: Независимый специалист)

Сайт либо Блог (по желанию)

E-mail (обязательно)

5) В конце текста Доклада должна содержаться следующая фраза:

Автор гарантирует личное авторство на присланный Доклад и согласен на публикацию его текста Оргкомитетом конференции.

Важно: Оргкомитет не рассматривает Доклады, которые неправильно оформлены – статистика показывает, что если Автор не может выполнить элементарных требований, изложенных выше в пунктах 1-5, его выступление на очной Конференции будет слабым…

Рекомендуемый Оргкомитетом (но не обязательный!) план Доклада

Исходя из нашего опыта, мы рекомендуем придерживаться следующего плана Доклада, но не исключаем варианта, если Докладчик креативно начнёт, например, с Выводов, а затем блестяще раскроет их обоснование…

Как правильно оформить доклад: советы, образец, стандарты ГОСТ

Доклад – это выступление перед публикой на определенную тему. Тогда зачем париться насчет его оформления? Можно писать арабской вязью или японскими иероглифами – главное, чтобы было удобно самому докладчику.

Правда, в редких случаях доклад приходится сдавать на проверку преподавателю. Вот тут и начинается самое веселое, так как практически никто не знает, в каком виде должна быть представлена эта работа.

В отличие от указаний по дипломам и курсовым работам, методички по оформлению доклада встречаются в природе крайне редко. Мы решили исправить это недоразумение и дать вам несколько полезных советов по оформлению доклада на случай, если придется сдавать его на проверку в письменном виде.

Эта информация пригодится также тем, кто уже не учится, но должен подготовить доклад на работе. Ведь задания и испытания не заканчиваются вместе с учебой.

Хотите получать полезную и интересную рассылку каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм.

У каждого преподавателя могут быть свои, особенные требования и правила оформления доклада. Но первым делом – о стандартах. Доклад по госту, в любом случае, лучше, чем произвольно и кое-как оформленный доклад. В любой непонятной ситуации используйте государственные стандарты, и вы не ошибетесь.Не важно, готовите вы доклад о Пушкине, адронном коллайдере или размножении кроликов в Австралии.

Какие госты применять при написании доклада?

ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84)

Знать госты — не переживать за оформление

Титульный лист и оглавление доклада

Это первое, что видит преподаватель. Как оформить титульный лист доклада? На нем обязательно должна присутствовать следующая информация: ВУЗ, кафедра, тема доклада, ФИО составляющего доклад, ФИО преподавателя, дата, город.

В докладе содержание, безусловно, важнее формы. Но форма может испортить впечатление о содержании. Чтобы этого не произошло, предлагаем скачать образец оформления титульного листа доклада для студентов.

Оглавление можно не делать, если доклад небольшой и не разбит на разделы. В противном случае, сразу после титульника, на первом листе доклада, поместите содержание. Используйте шрифт Times New Roman 14, буквы – прописные или строчные.

Кстати, о том, как оформить автооглавление в word, можно почитать в отдельной статье.

Оформление доклада, титульный лист в университете

Текст доклада, иллюстрации и таблицы

Для написания основного текста работы, по стандарту, используем шрифт Times New Roman, 12 или 14 кегль. Межстрочный интервал – 1 или 1,5. В конце заглавий точка не ставится.

Иллюстрации. Все схемы, рисунки, графики и фотографии должны быть пронумерованы. Исключение – если иллюстрация в докладе одна. Название пишется под иллюстрацией, выравнивается по центру. Не важно, что изображено на картинке. Подписывать ее всегда следует словом «рисунок». Например: «Рисунок 1 – электрическая схема бронепоезда».

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Все таблицы нужно пронумеровать и подписать. Название начинается со слов «Таблица N — ..», а далее идет описание содержимого таблицы. Подпись располагается сверху таблицы. В самой таблице допустимо использовать шрифт размером 10-12 пт.

Все иллюстрации должны быть подписаны

Список литературы в докладе

Оформление списка литературы – это отдельная головная боль.

Запоминайте последовательность, в которой должны быть указаны данные по каждой книге: ФИО автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.

Для статей: ФИО автора, название статьи, название журнала, год издания, номер выпуска, номера страниц со статьей.

Список литературы нужно располагать в алфавитном порядке!

Если список никак не дается, используйте наши вспомогательные материалы и подробную инструкцию о том, как правильно оформить ссылки на источники и список литературы.

Список литературы в докладе

Наши эксперты – настоящие гуру в написании работ. Вот что они советуют тем, кто хочет улучшить свой доклад.

  1. Не перегружайте доклад сложными терминами. Это облегчит восприятие материала аудиторией. Конечно, если Вы намеренно хотите, чтобы Вас поняло минимальное количество слушателей, используйте побольше заумных слов.
  2. Отрепетируйте доклад перед выступлением дома. Так Вы будете понимать, укладываетесь ли во временные рамки. При необходимости, скорректируйте текст.
  3. Старайтесь не читать с листа, а использовать текст доклада, как шпаргалку. Если докладчик постоянно читает, у слушателей может сложиться впечатление, что он плохо ориентируется в теме.
  4. Расставляйте номера ссылок на источники только в чистовом варианте доклада. Если в список добавятся источники, запутаться будет очень легко.
  5. Разговорная речь в докладе не приветствуется, но добавить немного юмора будет не лишним.

«Успешный» доклад

Правильное оформление доклада в ряде случаев является важной составляющей успеха. Теперь вы знаете, как оформить доклад своими руками. Желаем всем докладчикам выступить успешно и получить отличный балл.

А если у вас остались вопросы по подготовке доклада, обращайтесь в профессиональный студенческий сервис. Мы поможем подготовить и правильно оформить доклад на защиту диплома, доклад на конференцию, доклад для курсовой работы, доклад к презентации и даже доклад к диссертации.

Как правильно оформить доклад: советы, образец, стандарты ГОСТ

Доклад – это выступление перед публикой на определенную тему. Тогда зачем париться насчет его оформления? Можно писать арабской вязью или японскими иероглифами – главное, чтобы было удобно самому докладчику.

Правда, в редких случаях доклад приходится сдавать на проверку преподавателю. Вот тут и начинается самое веселое, так как практически никто не знает, в каком виде должна быть представлена эта работа.

В отличие от указаний по дипломам и курсовым работам, методички по оформлению доклада встречаются в природе крайне редко. Мы решили исправить это недоразумение и дать вам несколько полезных советов по оформлению доклада на случай, если придется сдавать его на проверку в письменном виде.

Эта информация пригодится также тем, кто уже не учится, но должен подготовить доклад на работе. Ведь задания и испытания не заканчиваются вместе с учебой.

Хотите получать полезную и интересную рассылку каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм.

У каждого преподавателя могут быть свои, особенные требования и правила оформления доклада. Но первым делом – о стандартах. Доклад по госту, в любом случае, лучше, чем произвольно и кое-как оформленный доклад. В любой непонятной ситуации используйте государственные стандарты, и вы не ошибетесь.Не важно, готовите вы доклад о Пушкине, адронном коллайдере или размножении кроликов в Австралии.

Какие госты применять при написании доклада?

ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84)

Знать госты — не переживать за оформление

Титульный лист и оглавление доклада

Это первое, что видит преподаватель. Как оформить титульный лист доклада? На нем обязательно должна присутствовать следующая информация: ВУЗ, кафедра, тема доклада, ФИО составляющего доклад, ФИО преподавателя, дата, город.

В докладе содержание, безусловно, важнее формы. Но форма может испортить впечатление о содержании. Чтобы этого не произошло, предлагаем скачать образец оформления титульного листа доклада для студентов.

Оглавление можно не делать, если доклад небольшой и не разбит на разделы. В противном случае, сразу после титульника, на первом листе доклада, поместите содержание. Используйте шрифт Times New Roman 14, буквы – прописные или строчные.

Кстати, о том, как оформить автооглавление в word, можно почитать в отдельной статье.

Оформление доклада, титульный лист в университете

Текст доклада, иллюстрации и таблицы

Для написания основного текста работы, по стандарту, используем шрифт Times New Roman, 12 или 14 кегль. Межстрочный интервал – 1 или 1,5. В конце заглавий точка не ставится.

Смотрите так же:  Кредитный договор как основа взаимоотношений банка с заемщиками

Иллюстрации. Все схемы, рисунки, графики и фотографии должны быть пронумерованы. Исключение – если иллюстрация в докладе одна. Название пишется под иллюстрацией, выравнивается по центру. Не важно, что изображено на картинке. Подписывать ее всегда следует словом «рисунок». Например: «Рисунок 1 – электрическая схема бронепоезда».

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Все таблицы нужно пронумеровать и подписать. Название начинается со слов «Таблица N — ..», а далее идет описание содержимого таблицы. Подпись располагается сверху таблицы. В самой таблице допустимо использовать шрифт размером 10-12 пт.

Все иллюстрации должны быть подписаны

Список литературы в докладе

Оформление списка литературы – это отдельная головная боль.

Запоминайте последовательность, в которой должны быть указаны данные по каждой книге: ФИО автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.

Для статей: ФИО автора, название статьи, название журнала, год издания, номер выпуска, номера страниц со статьей.

Список литературы нужно располагать в алфавитном порядке!

Если список никак не дается, используйте наши вспомогательные материалы и подробную инструкцию о том, как правильно оформить ссылки на источники и список литературы.

Список литературы в докладе

Наши эксперты – настоящие гуру в написании работ. Вот что они советуют тем, кто хочет улучшить свой доклад.

  1. Не перегружайте доклад сложными терминами. Это облегчит восприятие материала аудиторией. Конечно, если Вы намеренно хотите, чтобы Вас поняло минимальное количество слушателей, используйте побольше заумных слов.
  2. Отрепетируйте доклад перед выступлением дома. Так Вы будете понимать, укладываетесь ли во временные рамки. При необходимости, скорректируйте текст.
  3. Старайтесь не читать с листа, а использовать текст доклада, как шпаргалку. Если докладчик постоянно читает, у слушателей может сложиться впечатление, что он плохо ориентируется в теме.
  4. Расставляйте номера ссылок на источники только в чистовом варианте доклада. Если в список добавятся источники, запутаться будет очень легко.
  5. Разговорная речь в докладе не приветствуется, но добавить немного юмора будет не лишним.

«Успешный» доклад

Правильное оформление доклада в ряде случаев является важной составляющей успеха. Теперь вы знаете, как оформить доклад своими руками. Желаем всем докладчикам выступить успешно и получить отличный балл.

А если у вас остались вопросы по подготовке доклада, обращайтесь в профессиональный студенческий сервис. Мы поможем подготовить и правильно оформить доклад на защиту диплома, доклад на конференцию, доклад для курсовой работы, доклад к презентации и даже доклад к диссертации.

Научные конференции для чайников: тезисы и выступления

Автор текста: Е.И.Кислова

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать )

Предуведомление: тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

1. Тема

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

2. Название

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

3. Структура работы

Введение
Самое трудное – первое предложение работы (для упрощения можно воспользоваться интеллект-картами). В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами . То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков, введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

4. Оформление работы

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый. ). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Смотрите так же:  Гражданство как писать в анкете российское

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Ссылки на интернет-сайты должны быть оформлены. Мы не требуем полного оформления по ГОСТу, но адреса сайтов должны быть указаны.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

5. Библиография

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы .

5. Соотношение доклада и тезисов

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

6. Вопросы и обсуждение

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках. А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

7. О научной этике

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях . Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Выводы

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал )))

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи по теме:

Author: consultant