Юридические лица правоспособность реорганизация и ликвидация

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Главная > Реферат >Государство и право

Реорганизация юридических лиц 4 стр.

Ликвидация юридических лиц 10 стр.

Заключение 13 стр.

Список используемой литературы 14стр.

Переход общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений — всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно.

С другой стороны, для гражданского оборота не менее важна своевременная реорганизация и ликвидация юридических лиц, у которых уже давно не осталось необходимого имущества или требуемого числа участников, так как такие юридические лица могут оказаться «крышей» для деятельности всякого рода организованных преступных группировок.С учётом всего сказанного становится понятным, почему общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но и обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства.

Реорганизация юридических лиц

Реорганизация — одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Однако, для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным.

В юридической литературе традиционно понятие реорганизации юридического лица определялось ранее как прекращение юридического лица (иногда отмечается, что оно происходит без ликвидации дел (деятельности) и имущества) с переходом его прав и обязанностей к другому юридическому лицу — правопреемнику. Приоритетным является мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Основания прекращения — это поводы, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц (например, достижение цели, истечение срока и др.). Способы прекращения — это предусмотренный законодательством порядок прекращения деятельности юридических лиц. Способы прекращения юридических лиц ничем принципиально не отличаются от способов их возникновения. Формы прекращения — это предусмотренные законодательством приемы прекращения деятельности юридических лиц. Понятие реорганизации в данном случае, наряду с ликвидацией, рассматривается в качестве одной из форм прекращения юридического лица .

Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).

С формально-юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и неимущественных правоотношениях в порядке универсального правопреемства. С содержательной точки зрения институт правопреемства представляет собой правовую конструкцию, опосредующую реальные экономические процессы.

Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации), а заключительным — акт регистрации вновь созданного юридического лица, внесение записи о прекращении присоединенного юридического лица.

Говоря о целях реорганизации, следует обратить внимание на значение данного вопроса. С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие, прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов: отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.

В действующем законодательстве предусматривается пять видов реорганизации:

1) Слияние — соединение двух или нескольких юридических лиц, при котором происходит объединение их прав и обязанностей в одно юридическое лицо;

2) Присоединение — одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом все неимущественные права и обязанности присоединяющегося лица переходят к главной организации;

3) Разделение — одно юридическое лицо разделилось на две или более части, прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам [34, с. 19];

4) Выделение — основное юридическое лицо продолжает свое существование, но из его состава выделились отдельные структурные подразделения в самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом прекращается существование организации в прежнем виде, а его права и обязанности полностью переходят к правопреемнику .

В зависимости от формы реорганизации правопреемство (переход имущественных прав и обязанностей) реализуется разными способами:

1) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом и договором о слиянии;

2) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом и договором о присоединении;

3) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

4) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;

5) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрация возникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых сведений в государственный реестр происходит в общем порядке.

Ликвидация юридических лиц

Как известно термин ликвидация происходит от латинского liquidatio, что значит окончание дела. В тоже время современные словари русского языка дают указанному понятию несколько значений. Прежде всего, под ликвидацией как и в латинском языке понимается прекращение какой-либо деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, под ликвидацией понимается и прекращение существования объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового поражения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).

Переходя к определению юридического значения понятия ликвидации следует остановится на одном весьма немаловажном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, то логичным будет предположить, что ликвидация — это совокупность каких-либо общественных отношений, которые будучи урегулированными правом приобретают качество правоотношений. С другой стороны, эти правоотношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существования субъекта права — юридического лица. Следовательно, ликвидацию можно рассматривать и как определенный юридический факт, с наличием которого связаны определенные юридические последствия.

Законодательство предусматривает два вида ликвидации: добровольную и принудительную.

Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. Принудительно юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда в случаях:

— признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

— систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица. Это требование не относится к коммерческим организациям, которые по общему правилу имеют не специальную, а общую правоспособность, если иное не оговорено законодательными актами.

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократными или грубым нарушением законодательства.

Процесс ликвидации включает в себя процедуры проверки удовлетворения требований перед государством и государственными внебюджетными социальными фондами и снятие с учета. Порядок снятия с учета в налоговом органе определен ст. 84 ГК РФ и приказом Госналогслужбы РФ. С этой целью в государственную налоговую инспекцию по месту постановки субъекта на учет ликвидационная комиссия представляет: заявление установленной формы о снятии с учета; копию распорядительного документа, подтверждающего, принятие решения о ликвидации (решение общего собрания учредителей или суда); копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция принимает решение о проведении документальной проверки ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считается завершенной после выдачи ликвидационной комиссии информационного письма о снятии с учета.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Действующее законодательство обходит молчанием многие вопросы, связанные с проведением реорганизации; главным пробелом является отсутствие специального регулирования вопросов правопреемства при реорганизации, ГК РФ лишь ссылается на универсальное правопреемство при реорганизации, никак не определяя этот институт, этот пробел имеется и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26,12,95 г. № 208-ФЗ.

Создание должного правового регулирования института реорганизации предприятий видится одним из насущных вопросов современного российского права. По мере усложнения общественных отношений возникает потребность в их регулировании. Так и в данном случае — необходимость правового регулирования процедуры реорганизации появилась по прошествии определенного времени после появления различных форм и видов субъектов хозяйствования. В настоящее время вопросы реорганизации рассматриваются в рамках общих обзоров института юридических лиц, в юридической литературе встречаются мнения по отдельно взятым аспектам реорганизации, становится ясной не только теоретическая, но и практическая необходимость комплексного изучения этого правового института.

Список используемой литературы

1. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 № 44;

2. Банкротство. Правовое регулирование. Методические рекомендации. — М.: «Ось-89», 2000. — 176 с.;

3. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. — М.: «Статут», 2001. — 207 с.;

4. Овчаренко М.В. Реорганизация юридических лиц (комментарий законодательства, налогообложение и бухгалтерский учет, судебная практика, формы документов). — М.: Юрайт-М, 2001. — 304 с.;

Смотрите так же:  Штраф по уплате ндс

5. Предпринимательское право: Учебник/под ред. Е.П.Губина. — М.: Юристъ, 2004. — 416 с.;

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2 т., Т.1. — М.: Юристъ, 2001. — 727 с.;

7. Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. — 208 с.;

8. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» ото 26.10.02. №127-ФЗ, принят Государственной Думой 27.09.02., одобрен Советом Федерации 16.10.02.

Юридические лица правоспособность реорганизация и ликвидация

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется всоответствии сФЗот8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.

Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ч. 2 ст. 61 ГК РФ):

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Глава 3. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, то есть у него возникает общая, обусловленная самим законом способность иметь гражданские права и нести обязанности в силу самого факта рождения. Для того чтобы считать юридическое лицо возникшим, существующим, требуется осуществить определенную процедуру его создания.

Юридическое лицо создается по инициативе граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые решили совместными усилиями образовать организацию с целью осуществления каких-то видов деятельности, получения товаров, производства работ, оказания услуг. В случае учреждения юридического лица одним лицом (хозяйственного общества, частного, муниципального или государственного учреждения) решение о его создании принимается этим лицом единолично. Для создания юридического лица двумя или более учредителями решение принимается всеми учредителями единогласно. С целью формирования (складочного) капитала создаваемого юридического лица одним из его учредителей либо лицом, выбранным (назначенным) в соответствии с учредительными документами юридического лица в качестве его органа, заключается договор накопительного счета (860.17, 860.22 проекта ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Поскольку данные государственной регистрации включены в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления, постольку лицо, полагающееся на эти данные, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо, представившее в реестр недостоверные данные, обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота.

На уполномоченный государственный орган возлагается обязанность провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ.

Возложение на регистрационный орган обязанности по проверке достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, должно поставить преграду созданию фирм-однодневок, служащих проведению незаконных сделок и других неправомерных действий.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной судом в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации, внесением в ЕГРЮЛ незаконных или недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Обновленные нормы ГК РФ показывают, что при сохранении регистрационного, заявительного порядка создания юридического лица роль и ответственность уполномоченных государственных органов за достоверность сведений Единого государственного реестра юридических лиц возрастает. Орган госрегистрации в случаях и порядке, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц, обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. Заинтересованные лица (их предстоит определить в законе) вправе направить в уполномоченный орган возражения, которые он обязан рассмотреть и принять соответствующие решения. Таким образом, орган госрегистрации выступает в качестве лица, которое защищает права участников гражданского оборота и несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение названных правил наряду с ответственностью юридического лица, не представившего, или несвоевременно представившего, или представившего недостоверные данные о нем в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо действует на основе устава, который утверждается его учредителями (участниками). В уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и в уставе других организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В уставе некоммерческой организации, осуществляющей также приносящую доход деятельность, должны быть определены виды такой деятельности, соответствующие целям ее создания и ее основной деятельности.

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

При ныне существующем порядке создания юридических лиц нет необходимости говорить о разной степени участия органа государственной власти или органа местного самоуправления в процессе создания юридического лица: распорядительном, разрешительном или нормативно-явочном порядках. Юридическое лицо создается в результате ряда последовательных, определенных законом действий учредителя, являющегося обычно собственником или собственниками имущества, вносимого в качестве вклада, или участников (членов) будущего юридического лица. Какие правовые формы приобретает процесс создания конкретного юридического лица, устанавливается в федеральных законах, регулирующих те или иные его организационно-правовые формы.

Правоспособность юридического лица и компетенция его органов возникает в момент его создания, т.е. с момента внесения записей в ЕГРЮЛ, и с этой даты он вправе иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Представляется, что в новой редакции Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц органам госрегистрации должна быть предоставлена возможность контролировать начало деятельности вновь созданного юридического лица в течение первого года, удостоверяясь, что оно действительно создано для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а не для вида. Подобная норма позволила бы на практике реализовать уже существующее в законе правило об исключении из ЕГРЮЛ не представляющих финансовую отчетность и не осуществляющих операций хотя бы по одному из банковских счетов.

В ГК РФ нет понятия реорганизации юридического лица. Представление о ней можно получить, сопоставив п. 1 ст. 57 ГК РФ с п. 1 ст. 61.

Ликвидация юридического лица традиционно рассматривается как прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Определение ликвидации юридического лица в сопоставлении с его реорганизацией позволяет рассматривать реорганизацию и ликвидацию как формы прекращения юридического лица . Пункт 3 ст. 49 ГК РФ говорит не о прекращении юридического лица, а о прекращении правоспособности юридического лица в момент внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. В случае такого способа реорганизации юридического лица, как выделение, нет прекращения юридического лица, более того, возникает одно или несколько других юридических лиц. В других способах реорганизации происходит прекращение ранее действующих субъектов права, но не прекращается его деятельность, в том или ином качестве она осуществляется другим юридическим лицом. В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает существование в дальнейшем имущественных и личных неимущественных прав, имущественных комплексов в сокращенном или в укрупненном виде.

Гражданское право / Под ред. В.П. Мозолина. Т. 1. С. 163 (автор – Козина Е.А.).

Реорганизация юридических лиц является одним из способов реструктуризации экономики. Она позволяет придать народному хозяйству в целом оптимальную структуру, объединяя или разделяя те или иные экономические единицы, выбирая наиболее эффективную в данных хозяйственных условиях организационно-правовую форму юридического лица. Не случайно, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), также реорганизация с участием более чем двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам. Ограничения на такую реорганизацию юридических лиц устанавливает ГК РФ. Не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих в коммерческие, за исключением случаев реорганизации унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций, кроме общественных организаций, а также иных случаев, предусмотренных законом. Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами о кредитных организациях.

Смотрите так же:  Мировой суд калининского района твери

Реорганизация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. “О защите конкуренции”). Если учредители (участники) юридического лица не осуществляют реорганизацию в срок, определенный решением уполномоченного государственного органа, суд по иску этого органа назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. Арбитражный управляющий составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с уставами возникших в результате реорганизации юридических лиц. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Передаточный акт, составленный при всех формах реорганизации юридического лица (ранее существовал разделительный баланс), должен содержать положения о правопреемстве в отношении всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества, с возникновением (изменением, прекращением) прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляется вместе с уставами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в уставы существующих юридических лиц.

Юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган госрегистрации о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Далее, реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью в один месяц помещает в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первоначального уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Такое требование может быть предъявлено кредиторами не позднее 30 дней после даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица или имеются доказательства о недобросовестности распределения активов и обязательства реорганизуемых юридических лиц, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (ст. 60 ГК РФ).

Ныне решение о реорганизации может быть признано недействительным по требованию участников юридического лица судом, при этом признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом. Участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против решения о реорганизации, возмещаются убытки (ст. 60.1 ГК РФ).

В случае признания судом реорганизации корпорации несостоявшейся восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением вновь созданных юридических лиц, о чем делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ, сделки вновь созданных юридических лиц, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц и другие последствия, предусмотренные в ст. 60.2 ГК РФ.

Приведенное выше традиционное определение ликвидации как прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей другим лицам в порядке универсального правопреемства не совсем точно, так как и при ликвидации юридического лица происходит передача его прав его кредиторам, правда, по другой процедуре. Ликвидация может совершаться добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительным документом.

Ликвидация юридического лица означает полное его прекращение как субъекта гражданского права, а предусмотренный ГК РФ порядок ликвидации заключается в поэтапном выявлении его кредиторов и должников и удовлетворении их требований и выплате долга.

Юридическое лицо может ликвидироваться с истечением срока, на который оно создано, при достижении цели, ради которой оно создавалось, либо обнаружившейся практической нецелесообразности деятельности данного юридического лица.

Особую юридическую остроту приобретает принудительная ликвидация юридического лица по решению суда в случае:

– признания государственной регистрации юридического лица недействительной;

– осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ликвидации) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

– осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

– систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Юридические лица, указанные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, которые предусмотрены этим законодательством. Юридическое лицо, признанное судом неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть ликвидировано путем осуществления конкурсного производства в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, когда ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Банкротство юридического лица является специальным способом ликвидации юридического лица, имеющим правовое регулирование в виде Федерального закона от 26 октября 2002 г. “О несостоятельности (банкротстве)” и гл. 28 АПК РФ “Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)”.

Юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представило документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 64.2 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. К этой комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица, от имени которого она выступает в суде.

Ликвидация юридического лица происходит в следующем порядке. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней письменно сообщают в орган госрегистрации об этом для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выполнению и письменно сообщает о ликвидации юридического лица, также ею проводится работа по взысканию дебиторской задолженности с должников ликвидируемого юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах его рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица ликвидация прекращается, а требования кредиторов при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредитора, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов, за исключением объектов, цена которых в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом не превышает 100 тыс. рублей.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в следующей очередности:

– в первую очередь производятся расчеты по требованию граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо имеет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной собственности;

– в третью очередь удовлетворяются требования других кредиторов.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной деятельности (абз. 7 п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Погашенными при ликвидации юридического лица считаются требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, не признанные ликвидационной комиссией и не оспоренные кредиторами в суде, а также требования, в удовлетворении которых решением суда отказано (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц.

§3. Реорганизация и ликвидация юридическом лица

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.

Смотрите так же:  Доплата к пособию с 2019 года

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого их них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса подробно регламентируется Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина РФ от 20 марта 2003 г. № 44н, рег. № 4774 от 19 июня 2003 г. (РГ. — 2003 г. — 2 июля).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ в редакции Закона от 23 июня 2003 г. №76-ФЗ (РГ, 25 июня 2003).59

Формой прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам является ликвидация. Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестр юридических лиц (абз. первый п. 3 ст. 49 ГК в редакции Закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ. РГ, 6 июля 2005 г.). Существуют два способа ликвидации — добровольный и принудительный. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица в связи, в частности, с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица, а также при нарушении участниками общества с ограниченной ответственностью обязанности по оплате неоплаченной части уставного капитала общества в течение первого года его деятельности (п. 3 ст. 90 ГК). Самостоятельным способом прекращения юридического лица является исключение его из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции Закона от 2 июля 2005 г. № 83- ФЗ (РГ, 6 июля 2005 г.). Имеются в виду недействующие юридические лица.

Ликвидация юридического лица в принудительном порядке производится по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запре-

щенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ ( абз.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование соответствующей деятельности. При этом решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во- первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК в редакции Закона от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно ст. 64 ГК в редакции того же Закона в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельностью указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом (абз. 7 п. 1 ст. 64 ГК в редакции Закона от 03.01.2006 г. № 6-ФЗ).

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования последних удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования залоговых кредиторов удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК в редакции Закона от 03.01.2006 г. № 6-ФЗ).

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Author: urist