Экспертиза и оценка проектов

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Задачи и основные приемы экспертизы

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета :

♦ сравнение положений до и после;

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений до и после позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.

2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проекта, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику из средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу инициативных проектов в области гуманитарных и общественных наук проводит Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), фундаментальных исследований — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с конфликтом интересов.

Ситуация конфликта интересов может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе изложения замысла проекта учитывается:

1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);

2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3. Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методичес-кая проработка решения проблемы отсутствует);

5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы);

6. Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор / участники) в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли прое кт к пр иоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований

предусматриваются ответы на следующие вопросы:

♦ подготовлены ли программы исследований;

♦ подготовлены ли анкеты для опроса;

♦ проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

♦ отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;

♦ составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

♦ определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R — общий рейтинг проекта;

r 1 — учитывает научную ценность проекта;

r 2 — учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r 3 — корректирует суммарную оценку r 1 и r 2 .

R может принимать значения от 2 до 13.

r 1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

r 2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в r 1 оценка “2” может означать “достаточную полезность проекта”, оценка “5” — заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке.

Экспертиза инновационных проектов может осуществляться государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза инновационных проектов

Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования и получения субсидий. Экспертиза состоит из следующих этапов: предварительная оценка проекта; комплексная экспертиза; подготовка заключения.

На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. При этом учитывают:

  • • соответствие проекта целям инвестора;
  • • дополнительный общественный и социальный эффект у заявителя;
  • • принадлежность новой получаемой собственности;
  • • привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевую ориентацию;
  • • уровень риска;
  • • связь с другими научно-техническими программами;
  • • наличие налоговых льгот;
  • • влияние на экспортно-импортные связи страны.

Комплексная экспертиза содержит:

  • – оценку участников проекта (компетентность, практический опыт руководителей, качество проведенного маркетинга, деловой опыт компании, потенциальный капитал у исполнителя проекта, мероприятия по защите от финансового риска, объемы работ в компании, соответствие имеющимся мощностям, наличие квалифицированного персонала);
  • – оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта (положение на рынке, выявление потенциальной емкости, перспективы конкуренции, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, ценообразование, влияние на существующие товары);
  • – оценку используемых научно-технических и технологических разработок (уникальность, патентная защищенность, наличие сырья и материалов, общая техническая оценка прогрессивности, вероятность технического успеха, воздействие на другие проекты);
  • – оценку финансовых потоков (оценка стартовых и общих затрат, распределение средств по этапам проекта и элементам расхода, длительность периода возврата средств, финансовый риск, рентабельность, механизм возврата средств, гарантии);
  • – оценку экологических и социальных последствий.

Заключение по проекту содержит вывод о целесообразности его выполнения и финансирования.

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Смотрите так же:  Как оформить зарплатную карточку

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

  • • описательный;
  • • сравнение положений «до» и «после»;
  • • сопоставительная экспертиза.

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Этот метод также имеет недостатки, в частности он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз.

  • 1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля.
  • 2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.
  • 3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
  • 4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проекта, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу инициативных проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Следует обратить внимание на то, что инновационные проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определяется:

  • • по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
  • • по качественным параметрам инноваций;
  • • по фактору времени;
  • • по уровню цен, тарифов, условиям оплаты труда.

Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора.

Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инновационных вложений и неопределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов обеспечивается путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, уровню качества.

Обеспечение многовариантности мероприятий является одним из важнейших принципов менеджмента.

В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении инновационных вариантов применяется принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны.

Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т.е. приведения затрат и результатов к одному моменту времени. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций.

8.1. Последовательность проведения оценки экспертизы; инвестиционного проекта. Важные акценты для каждого этапа работы

Рис. 8.2. Этапы проведения оценки инвестиционного проекта

1. Описание общей схемы реализации проекта. Суть работы на данном этапе заключается в идентификации идеи проекта выявлении источника доходов (что не всегда очевидно, как кажется на первый ВЗГЛЯД; особенно для проектов на действующем предприятии), описании того, как технически и организационно выглядит реализация инвестиционной идеи (для корректного определения текущих и инвестиционных затрат). Также данная стадия предполагает определение основных участников проекта, выбор точки зрения, с которой будет рассматриваться проект.
Описание схемы реализации проекта принципиально важно для корректного определения исходных данных для расчетов.
2. Для оценки любого проекта необходимо подготовить исходную информацию по четырем основным блокам: выручка от реализации (доходы), текущие (производственные, эксплуатационные) затраты, инвестиционные затраты, источники финансирования. Нередко такал «известность, изученность» приводит к тому, что к наполнению перечисленных блоков нодходят формально, без осмысления.
Пример из практики. Проект организации производства упаковки силами самого предприятия с отказом от ее закупки на стороне. Определение доходов, участвующих в расчете эффективности и финансовой состоятельности проекта
Проводя оценку эффективности инвестиции в проект, разработчик учеп существующую выручку о г реализации проду кции в качестве доходов проекта. Разоаботчик аргументировал такой подход тем, что в связи с осуществлением проекта производство и реализация продукции не прекращается и компания продолжает получать доходы от продаж (выручку от реализации продукции). На самом деле выручка от реализации продукции не является результатом реализации данного проекта — следствием перехода на производство упаковки собственными силами. Так как выручка от реализации продукции не является результатом осуществления проекта (результатом инвестиций’, в производство упаковки), она не должна рассматриваться при определении эффек-тивности проекта, Она будет фигурировать лишь в расчете источников финансирования проекта со стороны текущей производственное деятельности. В данном случае источником доходов проекта является сокращение затрат на производство продукции, в частности на упаковку. Именно прибыль, полученная в результате снижения производственных издержек, будет окупать инвестиции проекта.
К сожалению, в большинстве источникоз, посвященных инвестиционному проектированию, ключевое внимание уделяется методике расчетов — формированию потоков и расчету коэффициентов. При этом исходные данные упоминаются только «походу». Вероятно, не вызовет возражении тот факт, что расчет не может быть точнее, чем заложенная в него информация. Таким образом, описание схемы реализации проекта и проработка, обоснование, веоификация исходных данных являются ключевым условием корректной оценки проекта.
3. Безусловно, немаловажную роль при проведении оценки проекта играет технология расчетов. Существует множество доступных источников информации о методике оценки проектов. Каждый из них свидете пьствует о том, что в соответствии с общепринятой методикой коммерческой оценки инвестиционный проект анализируется по двум направлениям эффективность инвестиций и финансовая состоятельность (осуществимость) проекта.
Анализ эффективности призван охарактеризовать потенциальную доходность проекта. Финансовая состоятельность потенциальную возможность компании-инициатора реализовать данный проект. Оценка эффективности базируется на расчете таких показателей, как период окупаемости инвестиционных затрат, NPV, IRR, PI. Опенка финансовой состоятельности базируется на моделировании бюджета и контроле неотрицательного остатка свободных денежных средств на каждом из этапов реализации проекта. Перечень показателей, используемых при проведении оценки проекта, и методика расчетов этих показателей общеизвестны. Однако с корректным применением методики дела обстоят не всегда благополучно. В частности, традиционно упускается из вида тот момент, что для оценки эффективности проектов «в чистом поле» (с нуля, нового строительства) и на действующем предприятии информация должна готовиться по-разному.
Эффективность проекта определяется дополнительной прибылью, которая появляется у компании в результате его реализации. Определение до ¦ полнительной прибыли предполагает расчет изменений доходов, затрат и налогов компании, возникающих в связи с реализацией конкретной инвестиционной идеи. Т
аким образом, оценка эффективности проектов на действующем предприятии на основании общего финансового плана компании с учетом проекта не является корректной. Такой под-ход искусственно завышает показатели проекта, подменяя эффект от реализации отдельной инвестиционной идеи результатом работы всего предприятия. Описание общих финансовых потоков предприятия и проекта будет объективным только с точки зрения построения расчетного счета.
Пример из практики. Проект сокращения затрат. Некорректный расчет показателей эффективности на основании полных потоков предприятия и проекта
5 примере, приведенном в табл. 8.1 и 8.2, отражены потоки компании, осуществляющей инвестиционные вложения ь проект сокращения затрат. Суть проекта состоит в отказе от закупки части комплектующих на стороне и организации их производства собственными силами. В результате реализации данном идеи планируется сокращение затрат на производство продукции. В качестве комментария заметим, что общее сокращение затрат складывается из двух составляющих: сокращения переменных затрат по комплектующим, а также роста постоянных затрат по обслуживанию оборудования (новое оборудование требует затрат на ремонт и эксплуатацию) и по оплате труда (в связи с реализацией проекта планируется привлечение дополнительного персонала). Изменений объемов реализации в связи с реализацие і проекта не планируется.
Для проведения оценки проекта компания сформировала финансовый план, учитывающий состояние комгании до и после реализации проекта по снижению затрат (расчет выполнен в постоянных ценах). На основании построенного финансового плапа был сформирован график поивлече- ния и возврата кредитных ресурсов, что абсолютно логично. Иа основании этих же потоков был проведен расчет показателей эффективности инвестиционных затрат. За анализируемые 2,5 года компания получила показатели, которые были оцеиень: как весьма высокие.

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Компания «ТРАНСЭНЕРГОРЕСУРС» предлагает воспользоваться услугами по оценке эффективности инвестиционных проектов.

С точки зрения законодательства, оценка эффективности инвестиционных проектов не является обязательной, однако каждый инвестор заинтересован в том, чтобы обезопасить себя от потери вложенных средств и получить достаточную для компенсации рисков прибыль.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс статья 200

Эффективность инвестиционного проекта – показатель, отражающий соответствие проекта целям и интересам его участников. Эффективность проекта для разных участников зачастую не одинакова, поэтому, прежде всего мы делаем акцент на рассмотрение проекта с точки зрения нашего клиента, то есть насколько данный проект эффективен для него.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА?

Оценка инвестиционного проекта сводится в общем случае к построению и исследованию некоторой экономико-математической модели процесса реализации проекта. Необходимость моделирования обусловлена тем, что при оценке проекта сложный и многоплановый процесс его реализации приходится упрощать, отбрасывая малозначащие факторы и акцентируя внимание на более существенных. В результате объектом анализа становится не сам проект, а связанные с ним материальные и денежные потоки. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы «перевести» проектную документацию на язык денежных потоков, а интересы участников проекта, в том числе и нашего клиента отразить в расчетных формулах, позволяющих оценивать денежные потоки относительно этих интересов.

Как правило, ключевыми вопросами в оценке инвестиций, на которые отвечают специалисты «ТРАНСЭНЕРГОРЕСУРС» являются:

  • рентабельность вложения средств в данный проект;
  • сроки окупаемости инвестиций;
  • степень и факторы риска, оказывающие определяющее влияние на результат.

При оценке эффективности мы исходим из той информации о проекте, которая содержится в проектных материалах, принимая ее, обычно как полную, точную и достоверную. При экспертизе или анализе проекта перед нами стоит обратная задача – выяснить, насколько полна, точна и достоверна приведенная в этих материалах информация (включая и информацию о параметрах проекта, его реализуемости и связанном с ним риске).

Оценка и экспертиза инвестиционных проектов производится обычно при их разработке или экспертизе для реализации трех типов задач:

  • оценка конкретного проекта;
  • обоснования целесообразности участия в проекте;
  • сравнения нескольких проектов (вариантов проекта) и выбор лучшего из них.

Оценка конкретного проекта предусматривает:

  • оценку финансовой реализуемости проекта;
  • оценку выгодности реализации проекта или участия в нем с точки зрения участников проекта, государства и общества;
  • выявление граничных условий эффективности реализации проекта;
  • оценку риска, связанного с реализацией проекта, и устойчивости проекта при случайных колебаниях рыночной конъюнктуры и других изменениях внешних условий реализации.

ПОЧЕМУ ВЫ МОЖЕТЕ НАМ ДОВЕРЯТЬ?

Оценка любого проекта, даже самого простого – это большая ответственность, так как последствия неправильных расчетов могут быть губительными для инвесторов. Квалифицированные специалисты нашей фирмы проведут анализ инвестиционного проекта с использованием профессиональных оценочных методик. Это позволит получить объективное представление о различных аспектах эффективности данного проекта и в конечном итоге принять обоснованное решение о перспективах его окупаемости.

Компания «ТРАНСЭНЕРГОРЕСУРС» является надежным партнером в решении поставленных задач и на это у нас есть несколько аргументов:

  • специалисты нашей компании прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области оценки инвестиционных проектов в ведущей российской консалтинговой компании Альт-Инвест;
  • у нас существует специальное программное обеспечение для подготовки правильных экономических расчетов;
  • наша компания дорожит каждым клиентом, поэтому мы несем полную ответственность за результат и тщательным образом подходим к любому проекту;
  • мы имеем богатый опыт в области оценки бизнеса (посмотреть наши реализованные проекты можно здесь).

КАК С НАМИ СВЯЗАТЬСЯ?

Связаться с нашим специалистом Вы можете любым удобным способом:

Экспертиза инновационных проектов

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, формы и методы контроля за их исполнением существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы кон-троля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

сравнение положений «до» и «после»;

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть — рассмотрение потенциального воздействия результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг.

Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является невозможность корректно сопоставить два и более альтернативных вариантов.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование, с теми, кто его не получает. Этот метод применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта. Но он также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Достоинства и недостатки различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля.

При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

Необходимы предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

Следует увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. Поэтому сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований здесь составляют от 8 до 15 лет.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

Деятельность экспертов не ограничивается только оценкой проектов. Она может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз, которые содержат не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта: 5 — проект заслуживает безусловной поддержки; 4 — проект заслуживает поддержки; 3 — проект может быть поддержан; 2 — проект не заслуживает поддержки; 1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов», когда не со-впадают научные интересы эксперта и содержания проекта; когда эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе изложения замысла проекта учитываются:

изложение замысла проекта (четко, нечетко);

определение цели и методов исследования (четко, нечетко);

качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

научный задел (имеются существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы, публикации по заданной теме; научно-методи-ческая проработка решения проблемы отсутствует);

новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа содержания проекта (автор, участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли, новизну поставленной проблемы, перспективы развития проекта, качественный состав участников и обосновать оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:

подготовлены ли программы исследований;

подготовлены ли анкеты для опроса;

проведено ли пилотное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

отбор проектов для участия во втором уровне экспер-тизы;

составление мотивированных заключений по отклонен-ным проектам;

назначение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту и принимаются решения о финансировании.

R может принимать значения от 2 до 13.

Показатель т1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Показатель т2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в тг оценка «2» может означать достаточную полезность проекта, оценка «5» — заявку на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта инвестором. Проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных натуральных показателей по вариантам, сопоставимость представленных про-ектов определяются:

по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т. п.);

по качественным параметрам инноваций;

по фактору времени;

по уровню цен, тарифов;

по условиям оплаты труда.

Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора. Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, подход к оценке риска инновационных вложений и нео-пределенности исходной информации.

Смотрите так же:  Ликвидация методических центров

Сопоставимость вариантов, расчет по исходной информации обеспечиваются путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту, к одним срокам, уровню качества.

Обеспечение многовариантности мероприятий является одним из важнейших принципов менеджмента.

Без анализа зарубежного опыта, непосредственных конкурентов нельзя тратить денежные средства. Следует напомнить соотношение 1 : 10 : 100 : 1000, где 1 — один доллар «экономии» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения.

При оценке эффективности любого проекта, в том числе и инновационного, государственными органами применяются следующие критерии:

коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

народнохозяйственная (экономическая) эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающим требуемую норму доходности, и рассчитывается для проекта в целом и для отдельных участников с учетом их вклада. При этом в качестве эффекта на конкретном шаге выступает п о т о к р е а л ь н ы х д е н е г, который представляет собой разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является б ю д ж е т н ы й э ф ф е к т .

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интеграль-ными расходами.

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Феде-рации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей народнохозяйственной экономической эффективности в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями — участниками проекта). Сюда же относится выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, ноу-хау, программ для ПК и т. п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия результатов деятельности всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, затратами на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потерей природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эф-фективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

Выбирая инновации, инвесторы стремятся обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Важным фактором при принятии решений о финансировании инноваций являются период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, время, необходимое для получения расчетной прибыли.

Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погаше-ны за счет получаемого дохода.

Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.

Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.

Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам; во-вторых, не учитывает доходов после погашения суммы инвестиций.

Другим достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Данный коэффициент определяется путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль. Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.

Если по истечении срока анализируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, т. е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена.

Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом эффективности всего предприятия.

Преимуществами данного метода являются простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю.

Недостаток метода заключается в том, что он не учитывает временной составляющей прибыли. Так, не проводится различие между проектами с одинаковой, но в действительности изменяющейся по годам величиной среднегодовой прибыли, между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет.

В определенной степени недостатки этих методов сокращают возможность использования методов, основанных на принципах дисконтирования денежных потоков.

В мировой практике существует несколько подобных методов. Их суть сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой дисконтированных будущих поступлений.

Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями со-ставляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):

Таким образом, если чистая текущая стоимость положительна (величина больше 0), то инвестиционный проект сле-дует принять, если отрицательна — отвергнуть. В случае, если чистая текущая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо использование других методов сравнения. При сравнении нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому, который характеризуется высокой чистой текущей стоимостью.

Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на трудности его расчета, более предпочтительно, нежели применение методов оценки срока окупаемости и эффективности инвестиций, поскольку он учитывает временные составляющие денежных потоков. Этот метод позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные, но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций.

Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы — отвергнуть.

Величина рентабельности инвестиций очень удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения чистой текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. выборе нескольких вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих чистую текущую стоимость.

Использование метода чистой текущей стоимости инвестиций позволяет учитывать при прогнозных расчетах факторы инфляции и риска, в разной степени присущие разным проектам. Очевидно, что учет этих факторов приведет к увеличению желаемого процента, по которому возвращаются инвестиции.

Внутренняя норма рентабельности представляет собой предельную ставку дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. Расчет ее представляет собой математически сложные процедуры, поэтому подробно не рассматривается.

Многие крупные проекты могут иметь задержку в их реализации, что может привести к увеличению стоимости работ, которая превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль здесь принадлежит страхованию рисков, которое означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта.

При резервировании средств на покрытие непредвиденных расходов учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов. Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасходование средств.

Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

резерв делится на общий и специальный;

определяются непредвиденные расходы по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).

О б щ и й р е з е р в покрывает изменения в смете и др.

С п е ц и а л ь н ы й р е з е р в включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.

Дифференциация резерва п о в и д а м затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом резерва, который можно в дальнейшем распространить на отдель-ные этапы проекта.

Для уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных кор-ректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету, и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.

План финансирования проекта должен учитывать:

риск нежизнеспособности проекта;

риск незавершения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений.

На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как соотношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных проектов на практике в ходе анализа сравниваются:

средняя годовая рентабельность проектов со средней ставкой банковского кредита;

проекты с точки зрения страхования от инфляционных потерь;

периоды окупаемости инвестиций;

потребность в инвестициях;

стабильность поступления инвестиций;

рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления проекта;

рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия решений:

отсутствие более выгодных альтернатив;

минимизация риска потерь от инфляции;

краткость срока окупаемости;

относительная дешевизна проекта;

обеспечение стабильности поступлений;

высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности. 1.

Author: admin