Гражданский кодекс новое строительство

Статья 263 ГК РФ. Застройка земельного участка

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 263 ГК РФ

Согласно статье 263 ГК РФ собственник земельного участка вправе осуществлять на нем строительство, снос и реконструкцию зданий и сооружений в порядке, установленном законодательством.

Для осуществления данных прав необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГСК РФ.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Для получения разрешения застройщик должен направить в уполномоченный на его выдачу федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления заявление, приложив к нему следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ГСК РФ;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГСК РФ);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

К заявлению может также прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

К заявлению о выдаче разрешения на индивидуальное жилищное строительство прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ГСК РФ.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Строение, возведенное без разрешения, является самовольной постройкой, что влечет применение в отношении данного объекта специальных юридических требований (см. комментарий к статье 222).

Поправки в Градостроительном кодексе. Новые правила сноса, индивидуального жилищного строительства и требования к проектной документации

В начале августа Президент РФ подписал блок законов с поправками Градостроительного, Земельного кодексов и других законов. В них появились подробные требования к сносу недвижимости, в том числе самовольных построек. Например, чтобы снести объект, компания должна быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Также поправки затронули индивидуальное жилищное строительство, некапитальные строения, зоны с особыми условиями использования территорий и т.д.

Появилось несколько законов с изменениями Градостроительного кодекса и других законов. Один из них содержит новые нормы о строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, а также о сносе объектов, в том числе самовольных построек (Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 340-ФЗ). В другом речь тоже идет о поправках в Градостроительный кодекс, в том числе в части требований к проектной документации, некапитальным строениям (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 342-ФЗ).

Индивидуальное жилищное строительство

В Градостроительном кодексе поменялось определение объекта индивидуального жилищного строительства. Законом № 340-ФЗ установлено ограничение не только в этажности (не более чем три этажа), но и по высоте — не более 20 м. Такой объект состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Установление требования по высоте связано с тем, что жилые дома часто строят по индивидуальным проектам, в том числе с башнями, шпилями, что создает разноплановые высотные акценты. Кроме того, ограничение лишь по количеству этажей могло привести к возведению застройщиком объектов с потенциально опасной высотой этажей, без дальнейшей проверки соблюдения установленных требований.

Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве

В Законе № 340-ФЗ установлен уведомительный порядок для строительства на земельных участках индивидуального жилищного строительства, участках личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и садово-дачных участках граждан. В этих случаях не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию объекта и подавать проектную документацию.

Так, для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик должен подать на бумажном носителе уведомление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Также это можно сделать через многофункциональный центр, по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней проверит на соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Если все в порядке, он направит застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта. Если что-то указано неверно, то уполномоченный орган направит уведомление о несоответствии постройки параметрам с обоснованием позиции. А если в тот же срок уведомление не направят, то автоматически строительство будет считаться согласованным.

С 04.08.2018 начали действовать поправки Гражданского кодекса, касающиеся сноса самовольных построек (подробнее читайте в материале «Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 31). Одновременно изменения, связанные со сносом объектов, предусмотрены в Законе № 340-ФЗ. В нем установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Смотрите так же:  Если утерян договор займа

Одно из новшеств — индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства, теперь должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.

Экспертиза проектной документации

При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, установленным и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. Если речь идет о проектной документации линейного объекта, то в расчет берется дата утверждения проекта планировки территории. А если проводится экспертиза проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, то осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утвердит Минстрой России.

Некапитальные строения

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в ГрК РФ теперь фигурирует понятие «некапитальные строения, сооружения». Соответствующая поправка внесена Законом № 342-ФЗ.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Пункт 10.2 ст. 1 ГрК РФ

Проектная документация

В Законе № 342-ФЗ уточняются полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Такую экспертизу в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, будут проводить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Появление этой поправки связано с необходимостью приведения норм, касающихся полномочий РФ в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия РФ по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Также скорректированы требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливает Правительство РФ, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации. Но эта дата не должна быть ранее чем 01.01.2016. Внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

Устранена необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства. Исключение — проведение капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство.

Зоны с особыми условиями использования территорий

Законом № 342-ФЗ внесены поправки в Земельный кодекс РФ в части положений о зонах с особыми условиями использования территорий. В нем теперь предусмотрен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.

Кроме того, Законом № 342-ФЗ закреплен механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий. Несмотря на то что Закон № 342-ФЗ вступит в силу с 2019 г., эта поправка начала действовать с 04.08.2018.

Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории

Организатор аукциона ведет протокол о результатах аукциона, в котором указываются следующие сведения о ходе проведения и результатах аукциона:

место, дата, время проведения аукциона;

реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории;

местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;

начальная цена права на заключение договора (цена предмета аукциона);

сведения об участниках аукциона (с указанием наименования и места нахождения);

последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона с указанием лиц, сделавших такие предложения.

Протокол о результатах аукциона составляется в форме электронного документа, который подписывает организатор аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляет победителю аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона. Эти поправки начали действовать тоже с 04.08.2018.

Принять к сведению

Еще одно нововведение, которое попало в законы с поправками о недвижимости и строительстве — это новые положения об астренте в процессуальных кодексах (ст. 6 Закона № 340-ФЗ). Например, в АПК РФ появилась норма о том, что арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Аналогичное положение содержится теперь и в ГПК РФ. Это значит, что возможность понудить к исполнению решения суда появилась для любых решений, в том числе в публично-правовой сфере (например, суд сможет присудить в пользу истца сумму на случай неисполнения решения органом государственной власти). Раньше норма об астренте содержалась только в ГК РФ (ст. 308.3 ГК РФ).

Определение недвижимости в Гражданском кодексе изменят

Новости по теме

Минэкономразвития подготовило поправки в ГК, которые должны определить, какое имущество считается движимым, а какое — нет.

Чиновники Минэкономразвития готовят поправки в статью 130 ГК, которые должны уточнить определение недвижимости.

Законопроект предлагает новое определение недвижимости: это земельный участок, а также здания и сооружения, которые являются объектами капитального строительства и прочно связаны с землей, то есть их перемещение невозможно. Объекты капитального строительства — те, которые поставлены на учет в ЕГРН.

Изменения инициировал вице-премьер Дмитрий Козак, который курирует промышленность и ТЭК. Из-за размытого определения недвижимости в ГК, налоговики переквалифицировали оборудование в недвижимое имущество и ретроспективно облагали промышленные компании налогом. ФНС до принятия закона не сможет переквалифицировать в недвижимость имущество, которое его собственник отнес к движимому.

Пока проект видели только журналисты «Ведомостей», которые ссылаются на то, что подлинность документа подтвердил федеральный чиновник. До 10 октября законопроект должен поступить в правительство.

Если понятие недвижимости уточнят, это облегчит работу юристам

Надеюсь, новая редакция статьи 130 ГК снимет хотя бы часть спорных вопросов, какие объекты относить к недвижимым. Конечно, авторский курс Романа Бевзенко «Как юристу компании работать с недвижимостью» в Высшей школе юриста потеряет парочку остроумных шуток Романа Сергеевича, зато юристам будет проще работать.

Кстати, рекомендую этот курс, мы записали его в июле 2018 года. Слушатели получают не только знания от крупнейшего специалиста по недвижимости, но и удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2015, N 29, ст. 4384; 2016, N 27, ст. 4287) следующие изменения:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.»;

Смотрите так же:  С продажи алименты на ребенка

абзац второй признать утратившим силу;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.»;

в) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

«если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;»;

г) дополнить пунктами 3 1 и 3 2 следующего содержания:

«3 1 . Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

3 2 . Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.»;

д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.»;

2) пункт 2 статьи 238 дополнить предложением следующего содержания: «В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.»;

3) абзац второй пункта 2 статьи 263 изложить в следующей редакции:

«Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.»;

4) статью 285 изложить в следующей редакции:

«Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.».

Статью 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302; 2016, N 14, ст. 1906) изложить в следующей редакции:

1. Положения пункта 4 статьи 222 Кодекса не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Религиозные организации вправе использовать указанные в настоящем пункте самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В случае, если такие самовольные постройки не отвечают указанным требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года.

2. Положения абзаца шестого пункта 4 статьи 222 Кодекса применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 1 января 2019 года соответственно на дачных и садовых земельных участках.

3. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;

3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

4. Положения пункта 3 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, жилые дома и жилые строения, созданные соответственно на дачных и садовых земельных участках, после 1 сентября 2018 года.

Смотрите так же:  Журнал все о бухгалтерском учете единый налог

5. Орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со статьей 222 Кодекса:

1) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;

2) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 года.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, может быть принято только судом.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Гражданский Кодекс РФ 2018

Гражданский кодекс является главным законом федерального уровня, регулирующим гражданско-правовые отношения на территории России. Это означает, что все его положения имеют приоритет перед другими нормативными актами гражданского характера.

Создание и совершенствование

ГК РФ был создан в период первого этапа формирования постсоветского права. Радикальные изменения в обществе породили необходимость создания новой юридической базы управления обществом.

ФЗ № 51 вступил в законную силу осенью 1994 года, то есть спустя почти год после принятия Конституции и на два года раньше вступления в законную силу уголовного кодекса. Однако все годы своего существования он «достраивался» следующим образом:

Сейчас готов проект внесения очередных изменений. Они будут посвящены общим положениям, общей части обязательного права и авторскому праву.

Гражданский кодекс РФ (N 51-ФЗ) предназначен для того, чтобы обеспечивать нормативную базу поддержания законности в сфере гражданских взаимоотношений между физическими и юридическими лицами.

Эта функция реализуется напрямую и опосредованно. Прямое действие обусловлено наличием нормативов, которые регулируют взаимоотношения субъектов права без отсылки к другим документам. Опосредованно ГК влияет на взаимоотношения, которые регулируются другими специализированными федеральными законами.

Примером прямого действия являются договоры и все процедуры, регламентирующие подобного рода отношения, а так же наследственное и авторское право. Если взаимоотношения в этих сферах и затрагиваются в других законах, то со ссылками на гражданский кодекс и только применительно к специфической области права.

В качестве нормативов опосредованного действия можно назвать взаимоотношения семейного и трудового характера, которые подробно рассматриваются в рамках специальных кодексов — СК и ТК РФ. Однако в Гражданском кодексе декларируются основные моменты данных сфер права.

Применение N 51-ФЗ

Трудно найти такого человека, который бы не действовал по нормам Гражданского кодекса. Обращение к этому своду юридических норм необходимо при:

  • распоряжении имуществом (договоры купли-продажи, дарения, обмена, задатка, аванса, ренты и т.п.);
  • аренде движимого и недвижимого имущества;
  • финансовой аренде (лизинг);
  • пользовании услугами банков (кредиты, вклады, счёта);
  • наследовании, как по завещанию, так и по закону;
  • образовании юридического лица;
  • отстаивании своих прав в форме судебного иска;
  • охране интеллектуальных и личных неимущественных прав;
  • защите прав с помощью получения патента.

Особое внимание следует обратить на первую часть ГК. Некоторые рассматривают её не более как преамбулу к другим частям. Может сложиться впечатление, что в первой части приведены ответы на вопросы типа «что это», а во всех остальных содержатся указания на то, что и в каких случаях нужно делать. Однако это несколько искажённое впечатление. Дело в том, что расшифровка основных понятий (юридическое и физическое лицо, перечень видов организаций и т.д.) необходима для того, чтобы все остальные нормы закона трактовались однозначно и с максимальной юридической прозрачностью.

Обширный перечень видов организаций с различными формами управления – это не только информация познавательного характера. Это означает, что в России можно учредить только такую организацию, устав которой соответствует тому, что описано в ГК РФ. Так реализуется прямое влияние главного гражданского юридического документа на устройство общества и экономику страны.

Таким образом, Гражданский кодекс следует рассматривать как главный документ, формирующий механизмы реализации конституционных прав, свобод и обязанностей людей, проживающих на территории страны или являющихся её экономическими резидентами. При этом в единый юридический процесс объединяются граждане, юридические лица и государство в лице бюджетных организаций.

Гражданский кодекс новое строительство

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Реконструкция — это.. Определение понятия реконструкции

Определение реконструкции содержится в Градостроительном кодексе РФ и в ряде других нормативно-правовых актов.

Согласно статьи 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция жилья — комплекс мер по переустройству жилого дома в связи с физическим или моральным износом. Она предполагает замену устаревшего или установку дополнительного инженерного оборудования, усиление конструкций, специальные меры по повышению теплотехнических характеристик здания, его перепланировку, а также увеличение жилой площади путем надстройки дополнительных этажей и мансард. («Методические рекомендации по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8)

«Реконструкция здания — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг. » (Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)

«Реконструкция жилого дома — переоборудование жилого дома с целью совершенствования его объемно — планировочных решений и архитектурных качеств (с осуществлением перепланировки квартир, секций, этажей или нежилых помещений, в том числе с изменением их функционального назначения), а также конструктивно — технических и инженерно — технических решений с учетом современных требований при изменении объема жилого дома путем пристройки новых объемно — планировочных элементов, в том числе квартир или их помещений, лестнично — лифтовых узлов, помещений нежилого назначения, а также надстройки (в том числе мансардным этажом) или разборки частей жилого дома. » (Постановление Правительства Москвы от 02.10.2001 N 894-ПП «Об утверждении московских городскихстроительных норм (МГСН) 3.01-01 «Жилые здания»)

Из определения суда : «В соответствии с п.п. 13 и 14 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения. В то время как строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе и на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с ч. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ реконструкция включает в себя обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения.

В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. N 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».

Тем самым, реконструктивные работы в отдельном помещении здания могут предусматривать один из видов работ (или их комплекс) в целях частичного изменения фасадной части здания и (или) несущих конструкций: изменение формы оконных и дверных проемов; создание, ликвидация оконных и дверных проемов; изменение входов; устройство входов, тамбуров входов; устройство лоджий, балконов; остекление лоджий, балконов; замена столярных элементов фасада». (извлечение из апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 27 июля 2012 года, по делу № 33-4672)

Вернуться к оглавлению обзора : Перепланировка и переустройство квартиры. Узаконивание самовольной перепланировки. Нормы закона и практика, в том числе:

Author: admin