Федеральный закон об электронной цифровой подписи был издан

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
«Об электронной подписи»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее — ЭП).

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие — наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации — 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон №62 «Об электронной подписи» как регламентация использования электронного объекта

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Любой аспект, имеющий юридическую силу, должен иметь нормативно-правовое регулирование. Это логично: ведь каждая система должна подчиняться определенным нормам и порядку. Данный порядок устанавливается на Федеральном уровне в виде законопроектов.

Каким же образом регулируется соблюдение норм и правил в использовании электронных объектов? Рассмотрим основной Закон, который раскрывает юридические нормы отношений между сторонами электронного документооборота, а именно, использование электронной цифровой подписи.

Какие изменения внес Федеральный Закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ? Новшества и общая характеристика нормативного акта

Около 5 лет назад закончил свое действие закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. На смену ему пришел обновленный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года. Данный Закон был принят Госдумой 25 марта 2011 года, и одобрен Советом Федерации уже через 5 дней.

Итак, данный нормативный акт внес существенный изменения в отношении своего объекта. Помимо изменения самого названия Закона, другим существенным нововведением стало разделение ЭЦП на 2 вида, а именно:

  1. Простая ЭЦП. Это подпись, созданная посредством пользовательских кодов и паролей. Правила использования простой ЭЦП разъясняются в 9 статье ФЗ №63.
  2. Усиленная ЭЦП. Данная подпись создается при помощи ключевой пары.

Усиленная подпись, в свою очередь, делится еще на 2 подвида: квалифицированную и неквалифицированную электронную цифровую подпись. Последняя – создается с помощью программ криптошифрования. Такая подпись способна обнаружить факт изменения содержимого документа после его подписания. Квалифицированная же подпись, помимо вышеперечисленных параметров имеет квалифицированный сертификат. Структура сертификата определена Приказом ФСБ РФ № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года.

Получить ЭЦП можно в специализированном Удостоверяющем Центре, который аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. С более подробной характеристикой видов ЭЦП можно ознакомиться в статье № 5 ФЗ №63.

Помимо крупных изменений, представленных выше, обновленный Закон внес еще и другие поправки:

  1. Внесено уточнение, что при подписании электронного документа несколькими лицами, необходимо использовать один вид подписи (который установлен законодательством для тех или иных форм действий);
  2. Была упрощена система проведения электронных торгов. С введением Закона в действие, участники торгов стали иметь возможность отправлять заявки в электронном виде.

Закон «Об электронной подписи» достаточно подробно регламентирует использование электронного объекта, при этом подробно поясняет права субъектов электронного документооборота и описывает обязанности и функции Удостоверяющего центра.

Первые 4 статьи Закона об ЭЦП посвящены описанию, основным понятиям и принципам использования ЭЦП. Например, в статье №3 описывается правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей. В данной статье оговариваются такие нюансы, как возможность регулирования отношений в области использования электронной подписи соглашением между участниками электронного взаимодействия. Поясняется, что порядок использования электронной цифровой подписи в корпоративной системе может устанавливаться путем соглашения между участниками электронного взаимодействия.

Важный факт! Вид электронной подписи, которая может использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Российской Федерации.

Остальные статьи Закона посвящены узким нюансам. Например, в статье №6 подробно объясняются условия, при которых документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически можно считать равносильными документам, заверенным рукописной подписью. А в статье №8 подробно перечислены полномочия Федеральных органов власти в данной сфере. Много внимания уделено в Законе объяснению характеристики, функций, профессиональной деятельности, аккредитации Удостоверяющих Центров, а так же понятию «квалифицированного сертификата».

Помимо основного Закона об ЭЦП действуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие применения электронной подписи.

Нормативно-правовая база, регулирующая использование ЭЦП

Формирование правовых норм для использования электронной цифровой подписи в России шло довольно медленными темпами. С движением прогресса устаревали положения и теряли силу многие нормативные акты в этой области.

В действующем законодательстве относительно электронного документооборота учтены все нюансы применения ЭЦП, с учетом появления новых технологий.

Основным нормативным актом, регулирующим применение электронной цифровой подписи, является Федеральный Закон №63-ФЗ. Закон определяет порядок работы с электронной подписью, а так же регламентирует правовой статус объекта. В Законе описываются все права и обязанности субъектов электронных отношений, использующих в своей деятельности электронную подпись.

Кроме основного Закона, использование электронной подписи регулируется и регламентируется другими нормативно-правовыми актами:

  1. ГОСТ Р 34.10-2012. Данный стандарт определяет технический алгоритм формирования, а так же проверки электронной цифровой подписи;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года. Устанавливает правила определения видов электронной подписи, которые используются в работе органов государственной и муниципальной власти;
  3. Федеральный Закон № 149-ФЗ от 20 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Устанавливает, при каких условиях документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическую силу (получает статус полноценного электронного документа);
  4. Федеральный Закон № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Данный Закон внес изменения в процесс осуществления закупок с помощью электронного аукциона.
  5. Гражданский Кодекс РФ (№51-ФЗ). В данном нормативном акте поясняется, что сделка (договор, контракт) будет считаться действительной не только при подписании «бумажного документа», но и электронного, с использованием ЭЦП:
    • Часть I, Статья №160, п.2;
    • Часть I, Статья №434, п.1;
    • Часть I, Статья №434, п.2.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» от 25 января 2013 года;
  7. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года;
  8. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам Удостоверяющего Центра» от 27 декабря 2011 года;
  9. Федеральный Закон № 44- ФЗ от 5 апреля 2013 года. Регулирует порядок и организацию государственных закупок.

Перспективы развития ЭЦП в России

В последнее время все популярнее обсуждается тема электронного документооборота, и электронной подписи, в частности. Но использование данного объекта требует определенных знаний и пониманий нюансов и специфики данного направления.

Так как развитие новых технологий, внедрение новаторств и кардинальных изменений в нашей стране проходит не быстрыми темпами, то, не смотря на малую популярность ЭЦП в данный момент, стоит пророчить ей большие перспективы.

Применение электронной цифровой подписи может осуществляться в различных сферах деятельности субъектов. Электронная подпись доступна как юридическим, так и физическим лицам, причем процедура получения ЭЦП для граждан в последние годы достаточно упростилась. Изменения были произведены для привлечения большего количества пользователей.

Практическую значимость электронной цифровой подписи переценить сложно. Государство поддерживает политику перехода на электронную систематизацию и старается продвигать различные проекты, способствующие заданному развитию.

В Министерстве связи и массовых коммуникаций разработали Законопроект для граждан – активных пользователей электронного сервиса государственных услуг. Гражданам Российской Федерации, практически признающим электронный документ альтернативой бумажному, планируется предоставление скидки в размере 50% на оплату государственной пошлины. Во второй половине 2018 года законопроект будет принят на рассмотрение.

Увеличению числа клиентов удостоверяющих центров способствует и расширение областей применения электронной подписи:

  1. Федеральная служба судебных приставов и московские суды с 1 апреля 2018 года начали использовать в своей деятельности систему электронного документооборота. Полагается, что такой переход повысит прозрачность исполнения судебных решений. Со 2 апреля 2018 года все московские суды направляют исполнительные документы территориальным отделениям Федеральной службы судебных приставов в электронном виде.
  2. Популярность услуги «электронный нотариус». Нотариусы с недавнего времени так же начали использовать в своей деятельности электронную систему. Для удобства клиентов, теперь можно нотариально заверить не только бумажный документ, но и электронный. На электронном документе нотариус проставляет свою удостоверяющую подпись, тем самым приравнивая юридический статус бумажной и электронной версии. Для получения данной услуги необходимо предоставить нотариусу оригиналы документов (паспорт обязательно). Пресс-служба Федеральной нотариальной палаты сообщила, что по окончанию первых двух месяцев 2018 года, нотариальной услугой удостоверения электронных документов воспользовалось около 100 тысяч граждан РФ.
  3. Московские отделения Почты России ввели новаторство в работе с клиентами: использование электронной подписи для получения бандеролей, заказных писем и посылок. Если объект не требует оплаты, клиент сможет получить его при помощи простой электронной подписи. Для пользования данной услугой в почтовом отделении необходимо заполнить специальную регистрационную форму. В ней указываются паспортные данные (с предъявлением оригинала документа) и номер контактного телефона (мобильного). При поступлении на почту посылки или заказного письма, получателю будет оправлено сообщение, содержащее специальный код. Для того чтобы получить отправление, москвичам теперь не нужно заполнять бумажные извещения, а необходимо лишь назвать код из смс.
Смотрите так же:  Договор с ведущим на свадьбу образец

Эксперимент с электронными трудовыми книжками

Сведенья о сотруднике в части трудовых отношений в ближайшее время планируется оформлять в электронной форме. Приказ о проведении эксперимента о замене бумажных трудовых книжек на электронные был подписан Главой Министерства Труда и социальной защиты Максимом Топилиным. Организация и разработка методики проведения эксперимента возложены на Министерство труда Российской Федерации.

В данном пилотном проекте будут участвовать:

  1. ОАО «Российские железные дороги»;
  2. АО «Газпромбанк»;
  3. ПАО «АвтоВАЗ»;
  4. ПАО «Росбанк»;
  5. ПАО «Ростелеком»;
  6. ООО «Яндекс».

В ближайшем будущем планируется создать электронные базы данных о трудовой деятельности российских граждан. Электронные трудовые книжки исключат риск утери, а так же сократят расходы по осуществлению кадрового делопроизводства.

Шаги в развитии системы электронного документооборота

Для усовершенствования работы с электронной документацией, в настоящее время, в Москве ведется работа по аккредитации удостоверяющего центра электронного документооборота. Данным проектом занимается Совет Федерации. По мнению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, с помощью данного центра можно будет направлять электронные документы с применением ЭЦП в органы государственной власти. К основным преимуществам создания центра электронного документооборота относят оперативность действий, мобильность, снижение издержек на печать.

Актуальные проблемы и вопросы по части электронного документооборота в этом году обсуждались на ежегодной конференции «Весенний документооборот» в середине апреля. Длительность программы мероприятия составила 4 дня. Информационным партнером конференции выступил Единый портал электронной подписи.

Электронный документ как самостоятельный объект в Законодательстве РФ

Представители Министерства связи и массовых коммуникаций предложили узаконить электронные документы, подписанные цифровой электронной подписью. По Закону, такие документы имеют юридическую силу, однако в Законодательстве не закреплены как самостоятельный объект.

Электронные документы выступают лишь аналогом бумажного документа, не являясь его полной альтернативой. Законопроект находится в активной разработке и будет позиционирован как поправка к Закону.

Разработчики данного проекта Федерального Закона в сфере электронного документооборота надеются, что он будет способен полностью решить вопросы регулирования принципов использования электронных документов.

Мобильная Электронная Цифровая Подпись

В рамках экспериментального проекта, клиенты «Мегафона» теперь имеют возможность подписывать документы виртуально. Пользователь, подписывая документ, подтверждает свою личность при помощи PIN-кода. Новатор в области мобильной подписи заявляет, что подписывать документы с мобильного устройства можно в любой точки мира, где ловит сеть.

Для получения МЭП (мобильной электронной подписи), так же как и ЭЦП, пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий Центр. «Мегафон» зарегистрировал свой Удостоверяющий Центр с одноименным названием Компании. В Удостоверяющем центре клиент получает сертификат электронную цифровую подпись и специальную сим – карту (с возможностью сохранения своего текущего номера). Оператор заверяет своих клиентов в том, что МЭП имеет государственную сертификацию и соответствует всем требованиям законодательства.

Будущее за электронными выборами?

В ноябре прошлого года представители фракции «Справедливая Россия» предложили Государственной Думе новый Законопроект. Данный законопроект будет нести поправки к существующему Закону. Если точнее, то предлагается разрешить голосование за участие в выборах не только в письменном виде, но и в электронном.

Внедрение нового понятия «электронная подпись избирателя» поможет упростить систему голосования и повысить процент голосующих граждан.

Реализацию проекта планируется поручить Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации.

Для расширения сфер применения ЭЦП и привлечения к ее использованию разных слоев населения, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в данном направлении. Так же необходимо интенсивно проводить работу по обучению граждан. Повышая электронную грамотность граждан, необходимо корректно доносить сведения не только о возможностях электронных сервисов, но и об удобстве использования ЭЦП. Как руководителям предприятий, так и рядовым гражданам нужно брать в привычку изучение нормативных актов и действующих Законов РФ.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Закон №62 «Об электронной подписи» как регламентация использования электронного объекта

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Любой аспект, имеющий юридическую силу, должен иметь нормативно-правовое регулирование. Это логично: ведь каждая система должна подчиняться определенным нормам и порядку. Данный порядок устанавливается на Федеральном уровне в виде законопроектов.

Каким же образом регулируется соблюдение норм и правил в использовании электронных объектов? Рассмотрим основной Закон, который раскрывает юридические нормы отношений между сторонами электронного документооборота, а именно, использование электронной цифровой подписи.

Какие изменения внес Федеральный Закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ? Новшества и общая характеристика нормативного акта

Около 5 лет назад закончил свое действие закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. На смену ему пришел обновленный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года. Данный Закон был принят Госдумой 25 марта 2011 года, и одобрен Советом Федерации уже через 5 дней.

Итак, данный нормативный акт внес существенный изменения в отношении своего объекта. Помимо изменения самого названия Закона, другим существенным нововведением стало разделение ЭЦП на 2 вида, а именно:

  1. Простая ЭЦП. Это подпись, созданная посредством пользовательских кодов и паролей. Правила использования простой ЭЦП разъясняются в 9 статье ФЗ №63.
  2. Усиленная ЭЦП. Данная подпись создается при помощи ключевой пары.

Усиленная подпись, в свою очередь, делится еще на 2 подвида: квалифицированную и неквалифицированную электронную цифровую подпись. Последняя – создается с помощью программ криптошифрования. Такая подпись способна обнаружить факт изменения содержимого документа после его подписания. Квалифицированная же подпись, помимо вышеперечисленных параметров имеет квалифицированный сертификат. Структура сертификата определена Приказом ФСБ РФ № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года.

Получить ЭЦП можно в специализированном Удостоверяющем Центре, который аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. С более подробной характеристикой видов ЭЦП можно ознакомиться в статье № 5 ФЗ №63.

Помимо крупных изменений, представленных выше, обновленный Закон внес еще и другие поправки:

  1. Внесено уточнение, что при подписании электронного документа несколькими лицами, необходимо использовать один вид подписи (который установлен законодательством для тех или иных форм действий);
  2. Была упрощена система проведения электронных торгов. С введением Закона в действие, участники торгов стали иметь возможность отправлять заявки в электронном виде.

Закон «Об электронной подписи» достаточно подробно регламентирует использование электронного объекта, при этом подробно поясняет права субъектов электронного документооборота и описывает обязанности и функции Удостоверяющего центра.

Первые 4 статьи Закона об ЭЦП посвящены описанию, основным понятиям и принципам использования ЭЦП. Например, в статье №3 описывается правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей. В данной статье оговариваются такие нюансы, как возможность регулирования отношений в области использования электронной подписи соглашением между участниками электронного взаимодействия. Поясняется, что порядок использования электронной цифровой подписи в корпоративной системе может устанавливаться путем соглашения между участниками электронного взаимодействия.

Важный факт! Вид электронной подписи, которая может использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Российской Федерации.

Остальные статьи Закона посвящены узким нюансам. Например, в статье №6 подробно объясняются условия, при которых документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически можно считать равносильными документам, заверенным рукописной подписью. А в статье №8 подробно перечислены полномочия Федеральных органов власти в данной сфере. Много внимания уделено в Законе объяснению характеристики, функций, профессиональной деятельности, аккредитации Удостоверяющих Центров, а так же понятию «квалифицированного сертификата».

Помимо основного Закона об ЭЦП действуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие применения электронной подписи.

Нормативно-правовая база, регулирующая использование ЭЦП

Формирование правовых норм для использования электронной цифровой подписи в России шло довольно медленными темпами. С движением прогресса устаревали положения и теряли силу многие нормативные акты в этой области.

В действующем законодательстве относительно электронного документооборота учтены все нюансы применения ЭЦП, с учетом появления новых технологий.

Основным нормативным актом, регулирующим применение электронной цифровой подписи, является Федеральный Закон №63-ФЗ. Закон определяет порядок работы с электронной подписью, а так же регламентирует правовой статус объекта. В Законе описываются все права и обязанности субъектов электронных отношений, использующих в своей деятельности электронную подпись.

Кроме основного Закона, использование электронной подписи регулируется и регламентируется другими нормативно-правовыми актами:

  1. ГОСТ Р 34.10-2012. Данный стандарт определяет технический алгоритм формирования, а так же проверки электронной цифровой подписи;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года. Устанавливает правила определения видов электронной подписи, которые используются в работе органов государственной и муниципальной власти;
  3. Федеральный Закон № 149-ФЗ от 20 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Устанавливает, при каких условиях документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическую силу (получает статус полноценного электронного документа);
  4. Федеральный Закон № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Данный Закон внес изменения в процесс осуществления закупок с помощью электронного аукциона.
  5. Гражданский Кодекс РФ (№51-ФЗ). В данном нормативном акте поясняется, что сделка (договор, контракт) будет считаться действительной не только при подписании «бумажного документа», но и электронного, с использованием ЭЦП:
    • Часть I, Статья №160, п.2;
    • Часть I, Статья №434, п.1;
    • Часть I, Статья №434, п.2.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» от 25 января 2013 года;
  7. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года;
  8. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам Удостоверяющего Центра» от 27 декабря 2011 года;
  9. Федеральный Закон № 44- ФЗ от 5 апреля 2013 года. Регулирует порядок и организацию государственных закупок.

Перспективы развития ЭЦП в России

В последнее время все популярнее обсуждается тема электронного документооборота, и электронной подписи, в частности. Но использование данного объекта требует определенных знаний и пониманий нюансов и специфики данного направления.

Так как развитие новых технологий, внедрение новаторств и кардинальных изменений в нашей стране проходит не быстрыми темпами, то, не смотря на малую популярность ЭЦП в данный момент, стоит пророчить ей большие перспективы.

Применение электронной цифровой подписи может осуществляться в различных сферах деятельности субъектов. Электронная подпись доступна как юридическим, так и физическим лицам, причем процедура получения ЭЦП для граждан в последние годы достаточно упростилась. Изменения были произведены для привлечения большего количества пользователей.

Практическую значимость электронной цифровой подписи переценить сложно. Государство поддерживает политику перехода на электронную систематизацию и старается продвигать различные проекты, способствующие заданному развитию.

В Министерстве связи и массовых коммуникаций разработали Законопроект для граждан – активных пользователей электронного сервиса государственных услуг. Гражданам Российской Федерации, практически признающим электронный документ альтернативой бумажному, планируется предоставление скидки в размере 50% на оплату государственной пошлины. Во второй половине 2018 года законопроект будет принят на рассмотрение.

Увеличению числа клиентов удостоверяющих центров способствует и расширение областей применения электронной подписи:

  1. Федеральная служба судебных приставов и московские суды с 1 апреля 2018 года начали использовать в своей деятельности систему электронного документооборота. Полагается, что такой переход повысит прозрачность исполнения судебных решений. Со 2 апреля 2018 года все московские суды направляют исполнительные документы территориальным отделениям Федеральной службы судебных приставов в электронном виде.
  2. Популярность услуги «электронный нотариус». Нотариусы с недавнего времени так же начали использовать в своей деятельности электронную систему. Для удобства клиентов, теперь можно нотариально заверить не только бумажный документ, но и электронный. На электронном документе нотариус проставляет свою удостоверяющую подпись, тем самым приравнивая юридический статус бумажной и электронной версии. Для получения данной услуги необходимо предоставить нотариусу оригиналы документов (паспорт обязательно). Пресс-служба Федеральной нотариальной палаты сообщила, что по окончанию первых двух месяцев 2018 года, нотариальной услугой удостоверения электронных документов воспользовалось около 100 тысяч граждан РФ.
  3. Московские отделения Почты России ввели новаторство в работе с клиентами: использование электронной подписи для получения бандеролей, заказных писем и посылок. Если объект не требует оплаты, клиент сможет получить его при помощи простой электронной подписи. Для пользования данной услугой в почтовом отделении необходимо заполнить специальную регистрационную форму. В ней указываются паспортные данные (с предъявлением оригинала документа) и номер контактного телефона (мобильного). При поступлении на почту посылки или заказного письма, получателю будет оправлено сообщение, содержащее специальный код. Для того чтобы получить отправление, москвичам теперь не нужно заполнять бумажные извещения, а необходимо лишь назвать код из смс.
Смотрите так же:  Как оформить приглашение от юридического лица

Эксперимент с электронными трудовыми книжками

Сведенья о сотруднике в части трудовых отношений в ближайшее время планируется оформлять в электронной форме. Приказ о проведении эксперимента о замене бумажных трудовых книжек на электронные был подписан Главой Министерства Труда и социальной защиты Максимом Топилиным. Организация и разработка методики проведения эксперимента возложены на Министерство труда Российской Федерации.

В данном пилотном проекте будут участвовать:

  1. ОАО «Российские железные дороги»;
  2. АО «Газпромбанк»;
  3. ПАО «АвтоВАЗ»;
  4. ПАО «Росбанк»;
  5. ПАО «Ростелеком»;
  6. ООО «Яндекс».

В ближайшем будущем планируется создать электронные базы данных о трудовой деятельности российских граждан. Электронные трудовые книжки исключат риск утери, а так же сократят расходы по осуществлению кадрового делопроизводства.

Шаги в развитии системы электронного документооборота

Для усовершенствования работы с электронной документацией, в настоящее время, в Москве ведется работа по аккредитации удостоверяющего центра электронного документооборота. Данным проектом занимается Совет Федерации. По мнению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, с помощью данного центра можно будет направлять электронные документы с применением ЭЦП в органы государственной власти. К основным преимуществам создания центра электронного документооборота относят оперативность действий, мобильность, снижение издержек на печать.

Актуальные проблемы и вопросы по части электронного документооборота в этом году обсуждались на ежегодной конференции «Весенний документооборот» в середине апреля. Длительность программы мероприятия составила 4 дня. Информационным партнером конференции выступил Единый портал электронной подписи.

Электронный документ как самостоятельный объект в Законодательстве РФ

Представители Министерства связи и массовых коммуникаций предложили узаконить электронные документы, подписанные цифровой электронной подписью. По Закону, такие документы имеют юридическую силу, однако в Законодательстве не закреплены как самостоятельный объект.

Электронные документы выступают лишь аналогом бумажного документа, не являясь его полной альтернативой. Законопроект находится в активной разработке и будет позиционирован как поправка к Закону.

Разработчики данного проекта Федерального Закона в сфере электронного документооборота надеются, что он будет способен полностью решить вопросы регулирования принципов использования электронных документов.

Мобильная Электронная Цифровая Подпись

В рамках экспериментального проекта, клиенты «Мегафона» теперь имеют возможность подписывать документы виртуально. Пользователь, подписывая документ, подтверждает свою личность при помощи PIN-кода. Новатор в области мобильной подписи заявляет, что подписывать документы с мобильного устройства можно в любой точки мира, где ловит сеть.

Для получения МЭП (мобильной электронной подписи), так же как и ЭЦП, пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий Центр. «Мегафон» зарегистрировал свой Удостоверяющий Центр с одноименным названием Компании. В Удостоверяющем центре клиент получает сертификат электронную цифровую подпись и специальную сим – карту (с возможностью сохранения своего текущего номера). Оператор заверяет своих клиентов в том, что МЭП имеет государственную сертификацию и соответствует всем требованиям законодательства.

Будущее за электронными выборами?

В ноябре прошлого года представители фракции «Справедливая Россия» предложили Государственной Думе новый Законопроект. Данный законопроект будет нести поправки к существующему Закону. Если точнее, то предлагается разрешить голосование за участие в выборах не только в письменном виде, но и в электронном.

Внедрение нового понятия «электронная подпись избирателя» поможет упростить систему голосования и повысить процент голосующих граждан.

Реализацию проекта планируется поручить Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации.

Для расширения сфер применения ЭЦП и привлечения к ее использованию разных слоев населения, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в данном направлении. Так же необходимо интенсивно проводить работу по обучению граждан. Повышая электронную грамотность граждан, необходимо корректно доносить сведения не только о возможностях электронных сервисов, но и об удобстве использования ЭЦП. Как руководителям предприятий, так и рядовым гражданам нужно брать в привычку изучение нормативных актов и действующих Законов РФ.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи

Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

информационная система общего пользования — информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

корпоративная информационная система — информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Глава II. Условия использования электронной цифровой подписи

Статья 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи

1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Статья 5. Использование средств электронной цифровой подписи

1. Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:

информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;

корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.

2. При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не допускается.

4. Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.

Статья 6. Сертификат ключа подписи

1. Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;

сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.

2. В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и места нахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация владельца сертификата ключа подписи, а по его заявлению в письменной форме — иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.

3. Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала действия сертификата ключа подписи.

4. Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа подписи и указанных дополнительных данных в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.

Статья 7. Срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре

1. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.

2. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре после аннулирования сертификата ключа подписи должен быть не менее установленного федеральным законом срока исковой давности для отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Смотрите так же:  Оформить сантехнический шкаф

По истечении указанного срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения составляет не менее чем пять лет. Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сертификат ключа подписи в форме документа на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивах и архивном деле.

Глава III. Удостоверяющие центры

Статья 8. Статус удостоверяющего центра

1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.

Требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, определяются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.

2. Деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра

1. Удостоверяющий центр:

изготавливает сертификаты ключей подписей;

создает ключи электронных цифровых подписей по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи;

приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей подписей, а также аннулирует их;

ведет реестр сертификатов ключей подписей, обеспечивает его актуальность и возможность свободного доступа к нему участников информационных систем;

проверяет уникальность открытых ключей электронных цифровых подписей в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;

выдает сертификаты ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии;

осуществляет по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей;

может предоставлять участникам информационных систем иные связанные с использованием электронных цифровых подписей услуги.

2. Изготовление сертификатов ключей подписей осуществляется на основании заявления участника информационной системы, которое содержит сведения, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона и необходимые для идентификации владельца сертификата ключа подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно владельцем сертификата ключа подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов.

3. При изготовлении сертификатов ключей подписей удостоверяющим центром оформляются в форме документов на бумажных носителях два экземпляра сертификата ключа подписи, которые заверяются собственноручными подписями владельца сертификата ключа подписи и уполномоченного лица удостоверяющего центра, а также печатью удостоверяющего центра. Один экземпляр сертификата ключа подписи выдается владельцу сертификата ключа подписи, второй — остается в удостоверяющем центре.

4. Услуги по выдаче участникам информационных систем сертификатов ключей подписей, зарегистрированных удостоверяющим центром, одновременно с информацией об их действии в форме электронных документов оказываются безвозмездно.

Статья 10. Отношения между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

1. Удостоверяющий центр до начала использования электронной цифровой подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра для заверения от имени удостоверяющего центра сертификатов ключей подписей обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сертификат ключа подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра в форме электронного документа, а также этот сертификат в форме документа на бумажном носителе с собственноручной подписью указанного уполномоченного лица, заверенный подписью руководителя и печатью удостоверяющего центра.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, которыми удостоверяющие центры, работающие с участниками информационных систем общего пользования, заверяют выдаваемые ими сертификаты ключей подписей, обеспечивает возможность свободного доступа к этому реестру и выдает сертификаты ключей подписей соответствующих уполномоченных лиц удостоверяющих центров.

3. Электронные цифровые подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров могут использоваться только после включения их в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей. Использование этих электронных цифровых подписей для целей, не связанных с заверением сертификатов ключей подписей и сведений об их действии, не допускается.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

осуществляет по обращениям физических лиц, организаций, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей;

осуществляет в соответствии с положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти иные полномочия по обеспечению действия настоящего Федерального закона.

Статья 11. Обязательства удостоверяющего центра по отношению к владельцу сертификата ключа подписи

Удостоверяющий центр при изготовлении сертификата ключа подписи принимает на себя следующие обязательства по отношению к владельцу сертификата ключа подписи:

вносить сертификат ключа подписи в реестр сертификатов ключей подписей;

обеспечивать выдачу сертификата ключа подписи обратившимся к нему участникам информационных систем;

приостанавливать действие сертификата ключа подписи по обращению его владельца;

уведомлять владельца сертификата ключа подписи о фактах, которые стали известны удостоверяющему центру и которые существенным образом могут сказаться на возможности дальнейшего использования сертификата ключа подписи;

иные установленные нормативными правовыми актами или соглашением сторон обязательства.

Статья 12. Обязательства владельца сертификата ключа подписи

1. Владелец сертификата ключа подписи обязан:

не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

2. При несоблюдении требований, изложенных в настоящей статье, возмещение причиненных вследствие этого убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.

Статья 13. Приостановление действия сертификата ключа подписи

1. Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром на основании указания лиц или органов, имеющих такое право в силу закона или договора, а в корпоративной информационной системе также в силу установленных для нее правил пользования.

2. Период от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа подписи до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов ключей подписей должен устанавливаться в соответствии с общим для всех владельцев сертификатов ключей подписей правилом. По договоренности между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи этот период может быть сокращен.

3. Действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа) приостанавливается на исчисляемый в днях срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа). В случае, если по истечении указанного срока не поступает указание о возобновлении действия сертификата ключа подписи, он подлежит аннулированию.

4. В соответствии с указанием полномочного лица (органа) о приостановлении действия сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты, времени и срока приостановления действия сертификата ключа подписи, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание о приостановлении действия сертификата ключа подписи.

Статья 14. Аннулирование сертификата ключа подписи

1. Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его:

по истечении срока его действия;

при утрате юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи, используемых в информационных системах общего пользования;

в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;

по заявлению в письменной форме владельца сертификата ключа подписи;

в иных установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон случаях.

2. В случае аннулирования сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты и времени аннулирования сертификата ключа подписи, за исключением случаев аннулирования сертификата ключа подписи по истечении срока его действия, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание об аннулировании сертификата ключа подписи.

Статья 15. Прекращение деятельности удостоверяющего центра

1. Деятельность удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, может быть прекращена в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. В случае прекращения деятельности удостоверяющего центра, указанного в пункте 1 настоящей статьи, сертификаты ключей подписей, выданные этим удостоверяющим центром, могут быть переданы другому удостоверяющему центру по согласованию с владельцами сертификатов ключей подписей.

Сертификаты ключей подписей, не переданные в другой удостоверяющий центр, аннулируются и передаются на хранение в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

3. Деятельность удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, прекращается по решению владельца этой системы, а также по договоренности участников этой системы в связи с передачей обязательств данного удостоверяющего центра другому удостоверяющему центру или в связи с ликвидацией корпоративной информационной системы.

Глава IV. Особенности использования электронной цифровой подписи

Статья 16. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.

2. Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.

3. Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.

Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе

1. Корпоративная информационная система, предоставляющая участникам информационной системы общего пользования услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для информационных систем общего пользования.

2. Порядок использования электронных цифровых подписей в корпоративной информационной системе устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы или соглашением участников этой системы.

3. Содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов ключей подписей, порядок хранения аннулированных сертификатов ключей подписей, случаи утраты указанными сертификатами юридической силы в корпоративной информационной системе регламентируются решением владельца этой системы или соглашением участников корпоративной информационной системы.

Статья 18. Признание иностранного сертификата ключа подписи

Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации в случае выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.

Статья 19. Случаи замещения печатей

1. Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашением сторон может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

2. В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Учредительные документы удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 21. Переходные положения

Удостоверяющие центры, создаваемые после вступления в силу настоящего Федерального закона до начала ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей, должны отвечать требованиям настоящего Федерального закона, за исключением требования предварительно представлять сертификаты ключей подписей своих уполномоченных лиц уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Соответствующие сертификаты должны быть представлены указанному органу не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Author: urist