Факультативный налог это

Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога

К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.

Тем самым очерчивается круг элементов (составляющих), которые позволяют понять и всестороннее изучить тот или иной налоговый платеж. В совокупности эти элементы образуют определенную структуру, логика построения которой остается инвариантной. Другими словами, речь идет о структуре налога.
Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в части первой Налогового кодекса РФ (в дальнейшем — Кодекс). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имел бы право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
Слагаемые налоговых формул — элементы налогообложения — имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Кодекса относятся:

налогоплательщики;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.


Факультативные элементы
— те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 Кодекса к таким элементам относятся:
налоговые льготы;
налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом;
порядок и сроки уплаты налога и сбора;
форма отчетности по этим налогам.
Дополнительные элементы
налогов — те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
предмет налога;
масштаб налога;
единица налога;
источник налога;
налоговый оклад;
получатель налога.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 255 ; Нарушение авторских прав

5.2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора

Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.

Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога — это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 «Объекты налогообложения» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;

2) налоговая база. Налоговая база является основой налога — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;

3) налоговый период. Налоговый период — это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;

4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Выделяют три основных вида налоговых ставок: твердые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров налоговой базы); пропорциональные — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета ее величины и прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы;

5) порядок исчисления налога. Порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

6) порядок и сроки уплаты налога. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются ст. 174 НК РФ. Уплата налога может производиться как добровольно, так и принудительно. При добровольной уплате налога (сбора) она производится двумя способами:

— разовой уплатой всей суммы налога;

— по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).

Более конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельными законодательными актами. Так, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов — законами субъектов РФ, местных налогов — нормативными правовыми актами представительными органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Все налоги и сборы могут быть уплачены как в наличной, так и в безналичной форме.

Выделяют три основных способа уплаты налога:

— у источника выплаты дохода;

— кадастровый способ уплаты налога.

Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации, т.е. в российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу (сбору). Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.

Обязательные (существенные) элементы налога должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Факультативные элементы юридического состава налога — это элементы, отсутствие которых не влияет на определенность налога.

Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:

1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

2) ответственность за налоговые правонарушения;

3) налоговые льготы.

В соответствии со ст. 12 НК РФ законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:

— налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

Дополнительные элементы налогов — это элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:

1) предмет налога — объект материального мира, с наличием которого закон связывает возникновение налоговых обязательств;

2) масштаб налога — единица налога, используемая для количественного выражения налоговой базы;

3) единица налога — тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы;

4) источник налога — резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал налогоплательщика;

5) налоговый оклад — размер налога денежного сбора;

6) получатель налога — бюджет либо внебюджетный фонд.

Глава 5. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ НАЛОГА И СБОРА

5.2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора

Факультативные элементы налогов и сборов

Из предыдущего изложения следует, что наряду с обязательными и дополнительными, в теории также выделяются факультативные (необязательные) элементы налогов. Их необязательность относительна и имеет во многом условный характер, поскольку, судя по налоговому законодательству различных стран, эти элементы все же в юридических конструкциях налогов, как правило, в том или ином виде присутствуют. Основное же отличие факультативных элементов заключается в том, что формально их отсутствие не приводит к ущербности всей юридической конструкции налога, однако без них действенность соответствующего налогового платежа может быть в значительной степени снижена.

До сих нор, рассматривая элементные составы налогов, мы исходили как бы из идеальной правовой ситуации, при которой обязанности по тому или иному налоговому платежу в любом случае будут исполнены налогоплательщиком своевременно и в полном объеме. Однако суровая действительность такова, что налоговое администрирование довольно часто сталкивается с иным поведением налогоплательщиков, когда имеет место недолжное исполнение налоговых обязанностей, либо вовсе – отказ от их исполнения. С учетом этого в теории юридическую конструкцию налога предлагается рассматривать через призму идеальной или реальной правовых ситуаций, складывающихся в связи с исполнением обязанности по его уплате. В первом случае речь идет об идеальной юридической конструкции налога, реальным отражением которой являются перераспределительные отношения между налогоплательщиком и публичным субъектом, в рамках которых каждая из сторон надлежащим образом исполняет свои обязанности. Во втором – о реальной юридической конструкции налога, которая отражает все перераспределительные отношения, как те, которые складываются в процессе надлежащего исполнения обязанностей субъектами этих отношений, так и те, которые возникают в процессе ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей [1] . Ненадлежащее исполнение обязанностей указанными субъектами, которое непосредственно может выражаться как в переплате, так и в недоплате налога, либо в его излишнем взыскании, уже само по себе предполагает задействование неких правовых механизмов, которые бы позволили обеспечить действенность его юридической конструкции в подобных правовых ситуациях. По нашему мнению, это достигается посредством включения в эту конструкцию таких элементов, как:

  • – порядок зачета и возврата переплаченного налога;
  • – способы обеспечения уплаты налога;
  • – порядок принудительного взыскания недоимки;
  • – порядок зачета и возврата излишне взысканного налога;
  • – порядок взыскания налоговых санкций.
Смотрите так же:  Налог с упрощенцев

Все указывает на то, что выше перечисленные элементы налога являются факультативными. Очевидно, что в принципе при установлении и введении налога, без этих элементов можно было бы обойтись, ведь их отсутствие не препятствует узаконению соответствующей налоговой обязанности. Однако это верно лишь в том случае, когда можно рассчитывать на своевременное и полное ее исполнение всеми участниками налоговых правоотношений. При иных же обстоятельствах, например, при уклонении от уплаты налогов, приведенные выше элементы становятся необходимыми, поскольку без них эффективность обязательных налоговых платежей, в результате массового неисполнения указанными лицами соответствующих обязанностей, может быть сведена к минимальному значению.

Одна из особенностей указанных выше факультативных элементов заключается в том, что налогово-правовые нормы, их определяющие, как правило, являются общими для всех налогов, взимаемых в пределах той или иной налоговой юрисдикции. Во всяком случае, крайне редко на практике встречаются ситуации, когда, например, нормы, предусматривающие налоговые санкции и определяющие порядок их взыскания, различаются по видам налогов.

В состав факультативных элементов налога также включаются налоговые льготы, однако их необходимость обусловлена совсем иными причинами, нежели те, которые были упомянуты выше. В данном случае наличие в юридической конструкции налога подобного элемента обусловлено необходимостью реализации регулирующей, в том числе стимулирующей, функции налогообложения. Очевидно, что вряд ли тот или иной налоговый механизм можно было бы признать эффективным и адекватным существующим социально-экономическим условиям, если он не принимает во внимание имущественное положение тех или иных категорий налогоплательщиков, либо не учитывает их социальный статус. Во всяком случае, на налоговые льготы вправе рассчитывать малоимущие и малообеспеченные налогоплательщики, учащиеся, пенсионеры, инвалиды и т.д. Налоговоправовые нормы, предусматривающие налоговые льготы в отличие от других факультативных элементов, напротив, обычно имеют отношение лишь к конкретному налогу, соответственно, не являются общими.

  • [1]Бабии И. И. Законодательные дефиниции элементов юридической конструкции налога (на материалах налогового законодательства Украины) // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы Международного «круглого стола» (Черновцы, 21–23 сентября 2006 г.) / под ред. В. М. Баранова, П. С. Пацуркивского, Г. О. Матюшкина. Нижний Новгород, 2007. С. 782.

Факультативные элементы юридического состава налога (Часть 4)

Налоговые вычеты, применяемые при исчислении косвенных налогов, установлены как право налогоплательщика ( п. 1 ст. 171 , п. 1 ст. 200 НК РФ). Указанные вычеты интересны тем, что в ряде случаев позволяют не только не уплачивать налог, но и требовать от публично-правового субъекта возмещения денежных средств из бюджета ( ст. ст. 176 , 176.1 , 203 , 203.1 НК РФ).

Нормы о расходах не обозначаются в законодательстве как налоговые вычеты, хотя имеют практически идентичный с ними механизм действия. Общее нормативное определение расходов в НК РФ также отсутствует. В части первой НК РФ указанный термин применяется в том числе в подп. 3 п. 1 ст. 23 : налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В части второй НК РФ расходы регламентируются достаточно часто. Статья 247 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций в общем случае признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Соответственно, учет налогоплательщиком произведенных расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ в итоге позволяет уменьшать размер налога на прибыль организаций (в т.ч. до нуля).

Следует отметить, что рассмотрение налоговых льгот (вычетов, расходов) как факультативных элементов налога достаточно условно. С точки зрения правовой науки и позиций высших судебных органов то, что и в отсутствие льгот (вычетов, расходов) закон о налоге не утратит определенности, не вызывает сомнений. Однако исходя из экономической сущности налогов некоторых типов при их установлении соответствующие льготы (вычеты, расходы) должны предусматриваться обязательно. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. N 12687/08 отмечается, что при установлении налогов необходимо учитывать цели и элементы налогообложения ( п. п. 6 , 7 ст. 3 НК РФ). В ряде актов КС РФ (в т.ч. Постановления от 13 марта 2008 г. N 5-П и от 1 марта 2012 г. N 6-П ) разъяснено, что возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, – исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, – должно определяться таким образом, чтобы валовой доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. В Постановлении КС РФ от 22 июня 2009 г. N 10-П подчеркнута необходимость учета федеральным законодателем при формировании структуры налога объективных характеристик экономико-правового содержания налога. А.М. Лесова исходит из того, что современная теория взимания налогов исходит из того, что налогообложению может быть подвергнута только чистая прибыль предприятия. В противном случае, то есть в случае, когда налогообложению подвергался бы валовой доход, предприятия оказывались бы в неравных экономических, а значит, в неравных конкурентных условиях, поскольку одни из них отдавали бы государству большую часть своей прибыли, чем другие .

Лесова А.М. Влияние решения Конституционного Суда РФ на судебную практику оценки обоснованности затрат // Налоговые споры: опыт России и других стран: По материалам III Междунар. научно-практ. конф. 13 – 14 ноября 2009 г. С. 235.

Данная правовая позиция относима к большинству ситуаций исчисления налога на прибыль, НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, ЕСХН, а также применима к УСН (при объекте “доходы, уменьшенные на величину расходов” – п. 1 ст. 346.14 НК РФ с соответствующей стандартной налоговой ставкой 15% – п. 2 ст. 346.20 НК РФ). С другой стороны, при рассмотрении УСН с объектом “доходы” – п. 1 ст. 346.14 НК РФ, подобных расходов (вычетов) в НК РФ вообще не предполагается, что полностью соответствует сущности данного налога: отсутствие права на учет расходов (вычетов) компенсируется в данном случае пониженной стандартной налоговой ставкой 6% – п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Однако в ряде случаев законодатель сознательно не предоставляет никаких вычетов, несмотря на, казалось бы, имеющуюся в них необходимость. Так, в Определении КС РФ от 5 июля 2001 г. N 162-О подтверждена конституционность норм НК РФ, предполагающих обложение НДФЛ выигрышей в “чистом” виде, без учета каких-либо расходов. Суд отметил, что понятие “выигрыш” не имеет в НК РФ специфического правового содержания, которое отличалось бы от общепринятого (выигрыш – это то, что приобретается в результате успешного участия в игре), а потому не нуждается в специальном разъяснении законодателя. Выигрыш может и не составить реального дохода, если участие в игре повлекло расходы, превышающие сумму выигрыша. Однако НДФЛ облагается именно сам доход, получаемый в каждом случае выигрыша, а не прибыль – сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты: денежное выражение результата участия в игре может быть для участника игры как положительным, так и отрицательным. По всей видимости, поддержанный КС РФ подход законодателя объясняется просто – “условно-отрицательным” отношением законодателя к такому виду доходов.

Другой пример – в силу п. п. 3 , 4 ст. 210 и п. 3 ст. 224 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные ст. ст. 218 – 221 НК РФ, не могут быть использованы физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Кроме того, для доходов данных лиц в п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрена повышенная налоговая ставка 30%. Однако в Определении КС РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О установление для нерезидентов повышенной налоговой ставки 30% не было признано дискриминационным в смысле п. 2 ст. 3 НК РФ. Суд отметил, что в данном случае установление дифференцированных ставок НДФЛ основано на объективном критерии, характеризующем связь физического лица с налоговой юрисдикцией Российской Федерации. Иными словами, законодатель не считает необходимым обеспечивать в налогообложении для нерезидентов тот же уровень справедливости, на который вправе рассчитывать резиденты.

Кроме того, по сведениям, приведенным С.Г. Пепеляевым, случаи, подобные российскому, когда доходы нерезидентов облагаются по повышенным ставкам, довольно редки. Но действия законодателя логичны: налоговые ставки в странах-партнерах в большинстве случаев намного выше, чем в России (как правило, установлена прогрессивная шкала налогообложения с довольно высокими ставками: Швеция – до 56,4%, Бельгия – до 53,7%, Нидерланды – до 52%, Дания – до 51,5%, Австрия и Великобритания – до 50%) .

Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли. М., 2015. С. 19.

Ситуации, в которых законодатель предоставил налоговые преимущества определенной категории налогоплательщиков с нарушением принципов справедливости и юридического равенства, представляют определенную проблему. В подобных ситуациях потенциально можно ликвидировать “сомнительную” льготу на будущее, но сложно решить, как именно восстановить справедливость в отношении уже прошедшего периода времени. Лишить преимуществ те категории лиц, которым они были необоснованно представлены, невозможно в силу запрета обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщиков ( ст. 57 Конституции РФ). Соответственно, остается только вариант предоставления “с обратной силой” преимуществ тем категориям лиц, которые не имели принципиальных отличий от “льготной” категории. Но такой вариант решения данной проблемы не следует из законодательства и крайне редко имеет место в практике высших судебных органов.

Например, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) организации, владевшие пассажирскими и грузовыми морскими, речными и воздушными судами, не уплачивали транспортный налог, а индивидуальные предприниматели – уплачивали. Поскольку НК РФ прямо и недвусмысленно исключал индивидуальных предпринимателей из числа лиц, имеющих право не уплачивать налог, в Определениях КС РФ от 1 декабря 2009 г. N 1551-О-О и N 1552-О-О , в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 3513/09 отсутствие у предпринимателей этого права подтверждено. Однако, несмотря на поддержку позиции законодателя судебными органами, с 1 января 2010 г. (без обратной силы закона) те же преимущества нормативно закреплены и за индивидуальными предпринимателями. Иными словами, законодатель косвенно признал необоснованным лишение предпринимателей данной льготы.

Смотрите так же:  Проведение осаго

Имеют место и примеры иного подхода высших судебных органов (как правило, применяемого в ситуациях, когда речь идет о недостаточно защищенных группах населения либо об исключительно социально значимой деятельности). Так, в Постановлении КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П проанализировано положение закона о страховых взносах, предоставляющее освобождение от их уплаты, и сделан вывод, что данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. На этом основании Суд признал норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой она не освобождает от уплаты страховых взносов в ГВБФ общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

На основании указанного акта КС РФ, в п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 148 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации” сделан вывод, что региональная общественная организация инвалидов имеет право пользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ (в котором данное право формально предусмотрено только для общероссийских общественных организаций инвалидов).

В Определении КС РФ от 7 февраля 2002 г. N 13-О рассматривались нормы Закона РФ “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения” (утратил силу), согласно которому от налогообложения освобождались жилые дома (но не квартиры), переходящие в порядке наследования инвалидам I и II группы. Суд отметил, что отмеченная несогласованность не может быть объяснена ни с точки зрения защиты фискальных интересов государства (учитывая, что жилые дома, при наследовании которых предоставляется налоговая льгота инвалидам, как обособленные строения с прилегающей к ним территорией представляют, как правило, не меньшую ценность, чем квартира в доме), ни тем более с точки зрения социальной защиты инвалидов. Произвольное немотивированное исключение одного вида имущества, имеющего равный с другими видами имущества правовой титул, из общего для них регулирования льготного налогообложения не соответствовало бы юридической логике и нарушало бы конституционные принципы равенства и справедливости. С точки зрения Суда, оспариваемое положение не может служить основанием для отказа инвалидам I и II группы в освобождении от уплаты налога на переходящее в их собственность в порядке наследования имущество в виде квартиры.

Еще пример – в подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ ранее (до 30 декабря 2012 г.) был предусмотрен социальный налоговый вычет за услуги по лечению, предоставленные налогоплательщику медицинскими учреждениями Российской Федерации (то есть формально, никак не предпринимателями, оказывающими медицинские услуги). В Определении КС РФ от 14 декабря 2004 г. N 447-О разъяснено, что указанные положения подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой. Впоследствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 279-ФЗ норма была скорректирована в соответствии с правовой позицией КС РФ.

Также следует отметить Постановление КС РФ от 25 декабря 2012 г. N 33-П, в рамках которого рассматривалось изменение правового регулирования налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов. До 1 января 2005 г. взносы в данные фонды, осуществляемые работодателями за работников – будущих пенсионеров, в общем случае облагались НДФЛ, а выплаты из них (пенсии) – нет. После указанной даты взносы перестали облагаться, а выплаты (пенсии), наоборот, были обложены НДФЛ. Соответственно, работники, пенсия которых была сформирована за счет взносов до 1 января 2005 г., фактически уплачивали налог дважды – из взносов и из пенсии. КС РФ отметил, что впредь до внесения в законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления , при осуществлении пенсионных выплат физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым были внесены в негосударственные пенсионные фонды за этих физических лиц из средств работодателей до 1 января 2005 г. с удержанием и уплатой НДФЛ, данный налог с сумм пенсионных выплат удерживаться и уплачиваться не должен.

Исходя из сведений, которые приводит Ш. Рекцигель, в Германии иски, в рамках которых заявители ставят вопрос о том, что им, в отличие от других лиц, не предоставлены некоторые льготы, иногда условно обозначаются, как “иски из зависти” .

Рекцигель Ш. Выступление на “круглом столе” с участием иностранных гостей // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г. С. 229.

Тем не менее очевидно общее право законодателя увеличивать налоговое бремя, в том числе через отмену налоговых льгот. Формально законодатель, увеличивая налог (вводя новый налог), связан конституционными принципами, в том числе справедливости (при всей широте возможного спектра мнений о ней в конкретной ситуации) и юридического равенства. Но Конституция РФ не предполагает, что однажды введенная налоговая льгота уже не может быть отменена. Так, в Постановлении КС РФ от 2 декабря 2013 г. N 26-П подтверждена законность действий регионального законодателя, отменившего льготу по транспортному налогу. Суд отметил, что осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права.

В Определении ВС РФ от 25 февраля 2015 г. N 38-АПГ15-1 рассматривалась ситуация, в которой Тульский региональный законодатель перешел от полного льготирования по транспортному налогу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к льготированию только тех, кто имеет легковые автомобили с мощностью двигателя до 250 л.с. включительно. По мнению Суда, не усматривается каких-либо противоречий оспариваемых положений нормативных правовых актов Тульской области действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представляет интерес и правовая позиция, изложенная в Определении ВС РФ от 27 ноября 2013 г. N 19-АПГ13-4: нельзя признать ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение. В данном случае отмена льготного налогообложения, не соответствующего НК РФ, направлена на достижение конституционно значимых целей установления в субъекте Российской Федерации налога на имущество организаций в соответствии с НК РФ, что не может расцениваться как обстоятельство, снижающее конституционно обусловленный уровень гарантий законных прав налогоплательщиков и нарушающее их имущественные права.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен. Например, в ст. 164 НК РФ предусмотрена общая ставка НДС при реализации товаров (работ, услуг) – 18% и пониженные ставки (10% для реализации отдельных видов товаров: масла растительного, яиц и яйцепродуктов, некоторых товаров для детей, медицинских товаров и др., а также 0% – в основном для реализации товаров в таможенной процедуре экспорта и взаимосвязанных работ (услуг)). В ряде Постановлений Президиума ВАС РФ (в т.ч. от 20 декабря 2005 г. N 9252/05 , от 19 июня 2006 г. N 16305/05 , от 25 ноября 2008 г. N 9515/08 ) разъяснено, что налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Сходный вывод сделан в Определениях КС РФ от 15 мая 2007 г. N 372-О-П , от 2 апреля 2009 г. N 475-О-О и от 26 января 2010 г. N 123-О-О : налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения ( п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

В плане рассмотрения льготного налогообложения представляет интерес позиция Е.В. Порохова: лица, пользующиеся в рамках налоговых правоотношений льготами, освобождаются не от самих налоговых правоотношений, а от исполнения по ним своих обязанностей перед государством. Было бы неверным считать, что предоставление льгот возможно вне рамок налоговых правоотношений. Предоставление льгот само по себе уже выражает факт наличия правоотношений между тем, кто предоставляет льготы (государством), и тем, кто ими пользуется (субъектом налога) . Данная позиция позволяет разграничивать лиц, вообще не являющихся налогоплательщиками (они иногда прямо названы в НК РФ – п. 2 ст. 333.8 устанавливает, какие лица не являются налогоплательщиками водного налога), и лиц, являющихся налогоплательщиками, но не обязанных уплачивать налог вследствие применения налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений). Последняя категория лиц обязана, например, вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения ( подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). Кроме того, обязанности по представлению налоговых деклараций ( подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ) возлагаются на налогоплательщиков ряда налогов и в том случае, если сумма налога к уплате отсутствует (по НДС – п. 5 ст. 174 НК РФ, по налогу на прибыль организаций – п. 1 ст. 289 НК РФ и т.д.).

Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств: Учебн. пособие. Алматы, 2001. С. 115.

Также следует отметить, что некоторые нормы, предусматривающие пониженное налоговое бремя, обозначены в законодательстве как “особенности налогообложения” (хотя данным термином могут обозначаться и не только такие нормы). В подп. 3 п. 1 ст. 185 НК РФ “Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза” предусмотрено, что при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 введен обобщенный термин “налоговая выгода”, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. По общему правилу бремя доказывания права на налоговую выгоду лежит на заинтересованном налогоплательщике. Ubi emolumentum ibi onus – где выгода, там и бремя . Однако такой логичный подход к бремени доказывания налоговой выгоды осложняется рядом приведенных выше правовых позиций высших судебных органов, признавших применение 0% ставки НДС не правом, а обязанностью налогоплательщика. Данная ситуация свидетельствует о том, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела высшие судебные органы могут рассмотреть применение конкретной нормы, снижающей сумму налога, и как право, и как обязанность налогоплательщика (если только в НК РФ не будет однозначного указания на характер данной нормы).

Смотрите так же:  Жалоба на ошибки в паспорте

Латинские юридические изречения / Сост. проф. Е.И. Темнов. М., 2003. С. 367.

Факультативные элементы юридического состава налога.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

-порядок исчисления налога;

-порядок и срок уплаты налога.

В группу обязательных элементов налогообложения входят следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; срок уплаты; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

К факультативным элементам следует отнести:

-налоговые льготы и основания для их применения;

-порядок возмещения налога;

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора).

Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность.

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки уплаты налога;
4) налоговые льготы.
Дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:
1) предмет налога;
2) масштаб налога;
3) единица налога;
4) источник налога;
5) налоговый оклад;
6) получатель налога.
Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика.
Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Предмет налогообложения – это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объект же налога – право собственности на землю.
Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода).
Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Соответственно различают налоговые базы:
1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении);
2) с объёмно-стоимостными показателями (объём реализованных услуг при исчислении НДС);
3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.
Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Относительно данного элемента налога в ст.53 НК РФ сказано: «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».
Ставки налога следует классифицировать с учётом различных факторов.
1. В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
1) равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2) твёрдые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определён зафиксированный (например, 5 руб. с каждой лошадиной силы);
3) процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определённый процент налогового обязательства (например, с 1 руб. прибыли предусмотрено 24% налога).
2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
1) общие ставки;
2) повышенные ставки;
3) пониженные ставки.
3. В зависимости от содержания:
1) маргинальные ставки, которые даны непосредственно в нормативном акте о налоге;
2) фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
3) экономические ставки, определяемые как отношение уплач
енного налога ко всему полученному доходу.
Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основе и на ограниченный срок;
2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.
Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Author: Advokat