Договор аренды транспортного средства схема

Образец договора аренды транспортного средства без экипажа

Договором аренды транспортного средства признается гражданско-правовой договор, согласно которому одна сторона передает другой движимое имущество во временное пользование. Транспортное средство может передаваться вместе с услугой по управлению и без оказания, что влияет на тип договора, который должен при этом составляться.

Гражданский кодекс выделяет отдельные виды договора аренды и договоры аренды отдельных типов имущества. Может показаться, что договор аренды транспортного средства классифицируется только лишь как аренда особого типа имущества и не представляет собой отдельный вид договора. Однако при более тщательном рассмотрении этого вопроса становится понятно, что подобные договоренности можно отнести к отдельным видам.

Существенные условия

Любой договор состоит из ряда согласованных условий, отражающих права и обязанности сторон. Обособленный тип представляет собой условия, которые обязательны к согласованию, ведь без этого документ не может считаться заключенным.

К закрепленным на законодательном уровне условиям, заключение которых является достаточным для возникновения договорных обязательств, относят:

  • о предмете договора;
  • закрепленные на законодательном уровне;
  • без которых данный тип договора не может быть заключен;
  • выдвинутые как обязательные одним из контрагентов.

Если рассматривать аренду транспорта, можно выделить следующие предметы договора: непосредственно само т/с и его управление (в зависимости от того, предусмотрены ли такие услуги). В качестве транспорта могут выступать устройства, которые предназначены для перевозки людей, груза или оборудования (автомобили, мотоциклы, тракторы, различные суда, самолеты).

Нередко стороны изъявляют желание включить в документ особенные условия, без которых, по их мнению, невозможно подписать соглашение. Применительно к договорам аренды транспортных средств можно привести пример включения в соглашение пункта о том, что автомобиль должен быть возвращен владельцу в чистом виде (после мойки).

Регуилирующие нормативные документы

Основным нормативным актом, который регулирует процесс аренды транспорта, является Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно, 34 глава под названием «Аренда». Также данная глава включает информацию о прокате, аренде недвижимых объектов и предприятий, лизинге.

Что касается средств для передвижения, то для этого направления существует отельный параграф №3 главы, который разбит на две части: касающейся передачи во временное пользование транспорта с экипажем и связанный с соглашениями, исключающими наличие экипажа. Кроме кодекса, направление аренды транспортных средств регулируется Законом о защите прав потребителей. Однако для этого необходимо, чтобы аренда транспорта осуществлялась для собственных нужд и не была связана с ведением бизнеса.

Согласно Гражданскому кодексу договора передачи во временное пользование ТС могут быть двух видов:

  • подразумевающие наличие услуг по управлению транспорта;
  • без наличия экипажа.

В первом случае арендодатель обязан передать арендатору в пользование транспортное средство, причем функции управления и технического обслуживания остаются за ним. Также владелец транспорта должен производить следующие действия:

  • следить за исправным состоянием ТС, проводить связанные с этим процедуры;
  • рассчитываться и выполнять другие управленческие действия с экипажем;
  • страховать ТС.

В свою очередь, лицо, принимающее во временную собственность движимое имущество, должно нести расходы по используемым расходным материалам (топливо, технические жидкости). Не запрещена передача транспорта в субаренду.

Во втором случае одна сторона передает транспорт другой, при этом не возлагая на себя функции управления. При подобных договоренностях, часть обязательных функций перекладывается на лицо, которое принимает во владение имущество, например:

  • поддержание надлежащего технического состояния ТС;
  • страхование передаваемого имущества.

Естественно, что в этом случае лицо, которое принимает движимое имущество, обязано своими силами осуществлять перемещение этого транспорта.

Для договоров, исключающих услуги предоставления экипажа, свойственно следующее:

  1. Арендатор транспорта вправе без согласия настоящего владельца заключать сделки субаренды и передавать ТС во временное пользование другим контрагентам. Такое право может быть исключено, если документ аренды будет содержать специальный пункт, запрещающий сдачу транспорта в субаренду. Примечательно, что для аренды прочего имущества Гражданский кодекс предусмотрел другое правило – передача прав владения третьим лицам невозможна без согласия настоящего владельца.
  2. Арендатор может осуществлять с помощью предмета договора коммерческую деятельность, связанную с заключением соглашений с третьими лицами, например на перевозку грузов. Арендатор лишается такого права лишь в случае присутствия в документе пункта, запрещающего эти действия.
  3. Поддержание надлежащего состояния движимого имущества (осуществление текущего и капитального ремонта). В тех случаях, когда нет соответствующих оговорок в договоре, содержать транспорт обязано лицо, которое осуществляет его эксплуатацию. В соответствии с общими принципами аренды, капремонт должен осуществлять настоящий владелец.
  4. Оформлять договоренность об аренде ТС необходимо в простой письменной форме, причем нет необходимости в его регистрации.
  5. По общим принципам арендатор, который исполнял свои обязанности добросовестно, при заключении нового договора пользуется преимуществом перед другими претендентами. Что касается соглашений на аренду движимого имущества, здесь это правило не действует, и владелец вправе следовать собственным соображениям насчет заключения нового документа аренды.

Содержание и общие требования

Согласно статье 643 ГК РФ, договор аренды ТС без экипажа должен составляться в письменной форме. Общие правила, которые должен выполнять владелец, выглядят следующим образом:

  1. Владелец обязан передать ТС арендатору в срок, предусмотренный условиями соглашения. Для соглашений аренды без экипажа эта обязанность упраздняется, так как сторона, которая будет эксплуатировать имущество, производит это сама.
  2. Вместе с предметом договора должны быть предоставлены все необходимые документы и комплектующие.
  3. Передаваемое ТС должно быть в надлежащем состоянии.
  4. Арендатор должен быть предупрежден о правах третьих лиц на передаваемое имущество.

Общие обязанности, которые несет арендатор по договору:

  1. Обязан своевременно оплачивать услуги.
  2. Должен содержать имущество в надлежащем состоянии. Текущий и капитальный ремонт, согласно ГК РФ, обязана производить именно сторона арендующая транспортное средство без экипажа.
  3. По истечении указанного в документе срока арендатор обязан возвратить транспорт.
  4. Эксплуатация ТС должна проводиться в соответствии с условиями договора.

Обязанности, которые несет арендатор по параграфу 3 главы 34 ГК РФ:

  • эксплуатация ТС, в том числе его управление;
  • возлагаются траты на содержание транспорта (страхование и прочие вложения, возникающие за срок владения).

Неисполнение требований относительно страхования транспортного средства может повлечь следующие действия арендодателя:

  1. Предъявление претензии, игнорирование которой приведет к расторжению договоренности, согласно общим требованиям аренды.
  2. Предъявление требований по страхованию через суд либо страхование своими силами. В последнем случае в судебном порядке можно требовать возмещение трат на страхование.
  3. Если произошло наступление страхового случая, арендодатель может потребовать от арендатора возместить убытки, которые возникли вследствие этого.

Подобный договор, подобно другим соглашениям аренды, имеет типовую структуру. Рассмотрим пункты договора такого соглашения:

  1. Общие данные. В начале договора указывается номер договора, место и время, где он был заключен. Кроме этого, обозначаются стороны (наименование организации, ФИО руководителя, на основании какого документа действует) и их готовность заключать соглашение.
  2. Предмет договора. Данный пункт содержит сведения о транспортном средстве, его техническом состоянии и целях, в которых оно будет эксплуатироваться.
  3. Срок действия договора отражает период времени, в который будет эксплуатироваться транспорт.
  4. Права и обязанности сторон. В этом пункте подробно описываются обязательства сторон, связанные с передачей, эксплуатацией, оплатой и прочие нюансы сделки.
  5. Порядок передачи отражает, каким образом будет производиться передача транспорта в начале и конце срока эксплуатации.
  6. Порядок расчетов содержит информацию о стоимости оплаты, сроках и способах ее предоставления.
  7. Ответственности сторон обозначают санкции, которые могут быть предъявлены сторонами при ненадлежащем исполнении своих обязательств.
  8. Порядок расторжения договора. Этот пункт устанавливает, каким образом будет организована процедура расторжения договорных отношений.
  9. Разрешение споров. В этом пункте указывается порядок досудебного урегулирования, устанавливается, является ли такой тип разрешения обязательным.
  10. Форс-мажор. Этот пункт документа указывает, являются ли неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы (пожар, наводнение и т.д.) основанием для освобождения от ответственности.
  11. Прочие условия. Пункт указывает, существуют ли между сторонами другие договоренности.
  12. Реквизиты сторон.
  13. Подписи сторон.

В данном видео рассмотрен простой договор аренды транспортного средства без экипажа.

Образец договора аренды транспортного средства без экипажа

Договором аренды транспортного средства признается гражданско-правовой договор, согласно которому одна сторона передает другой движимое имущество во временное пользование. Транспортное средство может передаваться вместе с услугой по управлению и без оказания, что влияет на тип договора, который должен при этом составляться.

Гражданский кодекс выделяет отдельные виды договора аренды и договоры аренды отдельных типов имущества. Может показаться, что договор аренды транспортного средства классифицируется только лишь как аренда особого типа имущества и не представляет собой отдельный вид договора. Однако при более тщательном рассмотрении этого вопроса становится понятно, что подобные договоренности можно отнести к отдельным видам.

Существенные условия

Любой договор состоит из ряда согласованных условий, отражающих права и обязанности сторон. Обособленный тип представляет собой условия, которые обязательны к согласованию, ведь без этого документ не может считаться заключенным.

К закрепленным на законодательном уровне условиям, заключение которых является достаточным для возникновения договорных обязательств, относят:

  • о предмете договора;
  • закрепленные на законодательном уровне;
  • без которых данный тип договора не может быть заключен;
  • выдвинутые как обязательные одним из контрагентов.

Если рассматривать аренду транспорта, можно выделить следующие предметы договора: непосредственно само т/с и его управление (в зависимости от того, предусмотрены ли такие услуги). В качестве транспорта могут выступать устройства, которые предназначены для перевозки людей, груза или оборудования (автомобили, мотоциклы, тракторы, различные суда, самолеты).

Нередко стороны изъявляют желание включить в документ особенные условия, без которых, по их мнению, невозможно подписать соглашение. Применительно к договорам аренды транспортных средств можно привести пример включения в соглашение пункта о том, что автомобиль должен быть возвращен владельцу в чистом виде (после мойки).

Регуилирующие нормативные документы

Основным нормативным актом, который регулирует процесс аренды транспорта, является Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно, 34 глава под названием «Аренда». Также данная глава включает информацию о прокате, аренде недвижимых объектов и предприятий, лизинге.

Что касается средств для передвижения, то для этого направления существует отельный параграф №3 главы, который разбит на две части: касающейся передачи во временное пользование транспорта с экипажем и связанный с соглашениями, исключающими наличие экипажа. Кроме кодекса, направление аренды транспортных средств регулируется Законом о защите прав потребителей. Однако для этого необходимо, чтобы аренда транспорта осуществлялась для собственных нужд и не была связана с ведением бизнеса.

Смотрите так же:  Нормы расходы моющих средств приказ

Согласно Гражданскому кодексу договора передачи во временное пользование ТС могут быть двух видов:

  • подразумевающие наличие услуг по управлению транспорта;
  • без наличия экипажа.

В первом случае арендодатель обязан передать арендатору в пользование транспортное средство, причем функции управления и технического обслуживания остаются за ним. Также владелец транспорта должен производить следующие действия:

  • следить за исправным состоянием ТС, проводить связанные с этим процедуры;
  • рассчитываться и выполнять другие управленческие действия с экипажем;
  • страховать ТС.

В свою очередь, лицо, принимающее во временную собственность движимое имущество, должно нести расходы по используемым расходным материалам (топливо, технические жидкости). Не запрещена передача транспорта в субаренду.

Во втором случае одна сторона передает транспорт другой, при этом не возлагая на себя функции управления. При подобных договоренностях, часть обязательных функций перекладывается на лицо, которое принимает во владение имущество, например:

  • поддержание надлежащего технического состояния ТС;
  • страхование передаваемого имущества.

Естественно, что в этом случае лицо, которое принимает движимое имущество, обязано своими силами осуществлять перемещение этого транспорта.

Для договоров, исключающих услуги предоставления экипажа, свойственно следующее:

  1. Арендатор транспорта вправе без согласия настоящего владельца заключать сделки субаренды и передавать ТС во временное пользование другим контрагентам. Такое право может быть исключено, если документ аренды будет содержать специальный пункт, запрещающий сдачу транспорта в субаренду. Примечательно, что для аренды прочего имущества Гражданский кодекс предусмотрел другое правило – передача прав владения третьим лицам невозможна без согласия настоящего владельца.
  2. Арендатор может осуществлять с помощью предмета договора коммерческую деятельность, связанную с заключением соглашений с третьими лицами, например на перевозку грузов. Арендатор лишается такого права лишь в случае присутствия в документе пункта, запрещающего эти действия.
  3. Поддержание надлежащего состояния движимого имущества (осуществление текущего и капитального ремонта). В тех случаях, когда нет соответствующих оговорок в договоре, содержать транспорт обязано лицо, которое осуществляет его эксплуатацию. В соответствии с общими принципами аренды, капремонт должен осуществлять настоящий владелец.
  4. Оформлять договоренность об аренде ТС необходимо в простой письменной форме, причем нет необходимости в его регистрации.
  5. По общим принципам арендатор, который исполнял свои обязанности добросовестно, при заключении нового договора пользуется преимуществом перед другими претендентами. Что касается соглашений на аренду движимого имущества, здесь это правило не действует, и владелец вправе следовать собственным соображениям насчет заключения нового документа аренды.

Содержание и общие требования

Согласно статье 643 ГК РФ, договор аренды ТС без экипажа должен составляться в письменной форме. Общие правила, которые должен выполнять владелец, выглядят следующим образом:

  1. Владелец обязан передать ТС арендатору в срок, предусмотренный условиями соглашения. Для соглашений аренды без экипажа эта обязанность упраздняется, так как сторона, которая будет эксплуатировать имущество, производит это сама.
  2. Вместе с предметом договора должны быть предоставлены все необходимые документы и комплектующие.
  3. Передаваемое ТС должно быть в надлежащем состоянии.
  4. Арендатор должен быть предупрежден о правах третьих лиц на передаваемое имущество.

Общие обязанности, которые несет арендатор по договору:

  1. Обязан своевременно оплачивать услуги.
  2. Должен содержать имущество в надлежащем состоянии. Текущий и капитальный ремонт, согласно ГК РФ, обязана производить именно сторона арендующая транспортное средство без экипажа.
  3. По истечении указанного в документе срока арендатор обязан возвратить транспорт.
  4. Эксплуатация ТС должна проводиться в соответствии с условиями договора.

Обязанности, которые несет арендатор по параграфу 3 главы 34 ГК РФ:

  • эксплуатация ТС, в том числе его управление;
  • возлагаются траты на содержание транспорта (страхование и прочие вложения, возникающие за срок владения).

Неисполнение требований относительно страхования транспортного средства может повлечь следующие действия арендодателя:

  1. Предъявление претензии, игнорирование которой приведет к расторжению договоренности, согласно общим требованиям аренды.
  2. Предъявление требований по страхованию через суд либо страхование своими силами. В последнем случае в судебном порядке можно требовать возмещение трат на страхование.
  3. Если произошло наступление страхового случая, арендодатель может потребовать от арендатора возместить убытки, которые возникли вследствие этого.

Подобный договор, подобно другим соглашениям аренды, имеет типовую структуру. Рассмотрим пункты договора такого соглашения:

  1. Общие данные. В начале договора указывается номер договора, место и время, где он был заключен. Кроме этого, обозначаются стороны (наименование организации, ФИО руководителя, на основании какого документа действует) и их готовность заключать соглашение.
  2. Предмет договора. Данный пункт содержит сведения о транспортном средстве, его техническом состоянии и целях, в которых оно будет эксплуатироваться.
  3. Срок действия договора отражает период времени, в который будет эксплуатироваться транспорт.
  4. Права и обязанности сторон. В этом пункте подробно описываются обязательства сторон, связанные с передачей, эксплуатацией, оплатой и прочие нюансы сделки.
  5. Порядок передачи отражает, каким образом будет производиться передача транспорта в начале и конце срока эксплуатации.
  6. Порядок расчетов содержит информацию о стоимости оплаты, сроках и способах ее предоставления.
  7. Ответственности сторон обозначают санкции, которые могут быть предъявлены сторонами при ненадлежащем исполнении своих обязательств.
  8. Порядок расторжения договора. Этот пункт устанавливает, каким образом будет организована процедура расторжения договорных отношений.
  9. Разрешение споров. В этом пункте указывается порядок досудебного урегулирования, устанавливается, является ли такой тип разрешения обязательным.
  10. Форс-мажор. Этот пункт документа указывает, являются ли неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы (пожар, наводнение и т.д.) основанием для освобождения от ответственности.
  11. Прочие условия. Пункт указывает, существуют ли между сторонами другие договоренности.
  12. Реквизиты сторон.
  13. Подписи сторон.

В данном видео рассмотрен простой договор аренды транспортного средства без экипажа.

Классификация договора аренды транспортных средств с экипажем

(Игнатова Ю. Н.) («Юрист», 2013, N 9) Текст документа

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭКИПАЖЕМ

Игнатова Юлия Николаевна, аспирант кафедры гражданского и международного частного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».

В статье исследована классификация договора аренды транспортных средств с экипажем. Предмет научно-практической публикации является актуальным. По мнению автора, необходима квалификация договора аренды транспортных средств на аренду транспортных средств как без экипажа, так и с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Ключевые слова: договор, транспортные средства, классификация, техническое обслуживание, ремонт.

Classification of contract of lease of manned transport means Yu. N. Ignatova

The article studies classification of contract of lease of manned transport means. The subject-matter of the scientific-practice publication is topical. The author believes that qualification of contracts of lease of transport means and manned transport means is necessary.

Key words: contract, transport means, classification, maintenance support, repairs.

Как известно, договор аренды транспортных средств делится на два вида: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (с экипажем) и без предоставления таких услуг (без экипажа). Данным видам договора посвящен § 3 гл. 34 ГК РФ. По мнению Е. В. Вавилина, в договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично в договоре аренды транспортного средства без экипажа — без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению) . Автор отмечает, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами, исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости . Но также Е. В. Вавилин ставит перед нами проблему применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств, т. е. возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Ведь ни положения ГК РФ, ни иные положения нормативных актов не регулируют данные подвиды договора. ——————————— См.: Вавилин Е. В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение. 1999. N 2. С. 148 — 155. См.: Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 10. См.: Там же. С. 11.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан 1994 г. (далее — ГК РК) выделен в отдельную главу 29 § 5 «Договор аренды транспортных средств». Он, так же как и в ГК РФ, делится на два вида, а именно: с экипажем, т. е. с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, и без экипажа — без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Так же как и в ГК РФ, никаких подвидов договоров аренды транспортных средств с экипажем или без экипажа не предусмотрено в ГК РК. Что, на наш взгляд, нельзя оставить без внимания. Хотя в ст. 594 ГК РК предусмотрено, что аренда транспортных средств без экипажа подчиняется общим положениям Кодекса о договоре имущественного найма, а для аренды транспортных средств с экипажем предусмотрены специальные нормы данного Кодекса, это не решает проблему, о которой пишет Е. В. Вавилин, а именно отсутствие норм, которые будут регулировать данные подвиды договоров. Например, аренда транспортных средств только с услугой по управлению. ——————————— См.: Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части). Алматы: Юрист, 2002.

На наш взгляд, данная проблема нашла свое решение в законодательстве США. В Гражданском кодексе Луизианы 1988 г. не выделен в отдельный параграф договор аренды транспортных средств с экипажем и без него. Таким образом, данные виды договора регулируются общими нормами об аренде. Так, согласно ст. 2751 арендодатель гарантирует арендатору, что вещь соответствует цели, для которой она была арендована, и не содержит недостатков или дефектов, которые препятствуют использованию данной вещи в соответствии с целью. Также предусмотрено, что, если во время договора аренды вещь требует ремонта, который не может быть отложен до окончания срока арендного договора, арендодатель имеет право сделать ремонт, даже если это доставит арендатору неудобство или лишит его возможности использования вещи. В таком случае арендатор может потребовать уменьшения арендной платы или расторжения договора аренды, в зависимости от всех обстоятельств, включая ошибку каждой из сторон или ответственность за ремонт, время, затраченное на ремонт, и степень потери использования (ст. 2693). Таким образом, арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства должен обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию, а также осуществление текущего и капитального ремонта. Также предусмотрены случаи, когда арендатор сам производит ремонт транспортного средства. Арендатор обязан возместить убытки, причиненные вещи, вызванные его ошибкой или теми людьми, которые с его согласия находятся внутри (например, находятся на судне) или используют вещь, и восстановить любое ухудшение, которое нарушает нормальное или согласованное использование вещи (ст. 2692). Таким образом, можно формально разделить договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по технической эксплуатации и без нее. ——————————— Louisiana Civil Code: Acts 1987, No. 124, § 1, eff. Jan. 1, 1988 // URL: http://legis. la. gov/ lss/lss. asp? folder=67.

Смотрите так же:  Договор соцстрахования

Также в главе об аренде, а именно в п. 2 ст. 2745, предусмотрено, что курьеры и лодочники сдают свои услуги внаем для перевозки или людей, или товаров. Таким образом, можно заключить договор аренды транспортных средств и нанять, например, услуги лодочника для управления судном. То есть законодательство США наглядно демонстрирует нам, что можно заключить любой вид и подвид договора аренды транспортных средств, например договор аренды транспортных средств с полным комплектом услуг, т. е. с услугами по управлению и технической эксплуатации, или только с услугами по управлению, или только с услугами по технической эксплуатации, или без предоставления таких услуг. Таким образом, стороны сами комбинируют такие условия заключения договора, которые для них наиболее удобны. Тем самым устраняются пробелы в законодательстве. В законодательстве Франции, а именно в Гражданском кодексе Франции 1804 г. (далее — ГК Франции), также не выделен в отдельный параграф договор аренды транспортных средств. Согласно ст. 1708 ГК Франции договор аренды (наем) делится на два вида: наем вещей и наем работы. Также указано, что можно нанимать все виды имуществ, движимых и недвижимых (ст. 1713 ГК Франции). Таким образом, можно сделать вывод о том, что аренда транспортных средств будет регулироваться общими нормами об аренде (найме). Но в отличие от ГК РФ в титуле VIII (т. е. в главе об аренде (найме)) содержится глава (параграф) о найме работы и услуг. Так, имеется три главных вида найма работы и услуг: ——————————— Code Civil des Francais: Coudere, D. 1975. Chro N. 249; 1977. Chro N. 183 // URL: http://constitutions. ru/ archives/416.

1) наем рабочих людей, которые предоставляют кому-либо свои услуги; 2) наем перевозчиков как по земле, так и по воде, которые принимают на себя обязанность перевозки людей или товаров; 3) наем архитекторов, производителей работ и техников для проведения исследований или подрядных работ (ст. 1779 ГК Франции). То есть можно арендовать транспортное средство и также нанять экипаж, т. е. услуги по управлению данным транспортным средством. В данной ситуации прослеживается то, что в ГК Франции не предусматриваются нормы, которые бы регулировали аренду транспортных средств с экипажем, т. е. отдельно арендуется транспортное средство, и отдельно арендатор нанимает услуги по управлению. Не предусмотрены нормы, которые бы регулировали аренду транспортного средства сразу с услугами по управлению транспортным средством. Что создает пробел в законодательстве и неудобства для арендатора, так как он арендует транспортное средство и ему необходимо искать и арендовать еще квалифицированный экипаж для него. Таким образом, не видно четкого разделения договора аренды транспортных средств на виды. Арендуется транспортное средство и, если нужно, нанимается экипаж. Также в ГК Франции не содержатся нормы, которые регулировали бы техническую эксплуатацию транспортного средства, что также является пробелом в законодательстве. Все вопросы особенности аренды отдельных видов транспорта содержатся в Транспортном кодексе Франции 2010 г. и других нормативных правовых актах Франции. ——————————— Code des transports de France: Ordonnance N 2010-1307 du 28 octobre 2010 — art. (V) // URL: http://www. legifrance. gouv. fr/ affichCode. do? cidTexte= LEGITEXT000023086525& dateTexte=20101202.

Данные пробелы в законодательстве играют отрицательную роль в договоре аренды транспортных средств с экипажем. Этот вопрос можно рассмотреть в судебной практике РФ. Так, в арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Геостар» с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Радиострой-Спецмонтаж» о взыскании 9 490 123 руб., из которых 7 908 436 руб. — задолженность по арендной плате, 1 581 687 руб. — пеня. Суд апелляционной инстанции указал, что, поскольку имеются неясности при толковании условий спорного договора (договор аренды транспортного средства с экипажем либо без экипажа), суд первой инстанции правомерно исходил из действительной общей воли сторон с учетом цели договора, последующего поведения сторон. Однако в решении суда первой инстанции отсутствует квалификация договора как договора аренды транспортного средства с экипажем либо без экипажа. При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать правовую квалификацию заключенному сторонами договору аренды, имея в виду, что при этом определяющим фактором является положение п. 3.2 договора о том, что арендодатель предоставляет одного обученного машиниста для управления техникой. Как следует из материалов дела, возложенные договором на арендодателя обязательства по представлению одного обученного машиниста для управления техникой, переданной в аренду, ООО «Геостар» не выполнены. Как следует из материалов дела, переданная истцом и принятая ответчиком буровая установка SANYSR220C относится к категории гусеничных машин с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (категория «E»). Согласно Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796, машинистам самоходных машин и иной техники дополнительно к водительскому удостоверению выдается удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающее право управлять самоходной машиной определенной категории. При рассмотрении спора судами установлено, что в штате ООО (ЗАО) «Радиострой-Спецмонтаж» отсутствовала должность тракториста-машиниста, который мог бы работать на арендованном имуществе, что подтверждается штатным расписанием ответчика на 2010 г. Из пояснений ООО «СМП «Радиострой» следует, что предоставление машиниста являлось для арендатора существенным и без данного условия они не заключили бы договор. Ссылка истца на то, что после подписания договора аренды ответчик не обращался к истцу с просьбой о предоставлении машиниста для управления техникой, обоснованно не принята судом первой инстанции, так как обязанность арендодателя предоставить машиниста предусмотрена п. 3.2 договора. Вместе с тем ответчиком в суде первой инстанции были даны объяснения, что вся деятельность буровой установки сводилась к ее перемещениям к месту работы. Однако в силу вышеперечисленных причин эксплуатация по прямому назначению была невозможна. Поскольку в силу ч. 1 ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, а арендатор не мог и не использовал переданное ему арендованное имущество, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании арендной платы за пользование буровой установкой, а также неустойки за нарушение договорных обязательств являются обоснованными . ——————————— См.: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. по делу N А12-20614/2010. По делу о взыскании денежных средств по арендной плате и пени (основное требование). По делу о признании договора аренды незаключенным (встречное требование).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходима квалификация договора аренды транспортных средств на аренду транспортных средств как без экипажа, так и с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, потому что на данный момент существует очень много разновидностей транспортных средств, для управления которыми требуются специально обученные люди. Это делает невозможным самостоятельное использование транспортного средства, как в договоре аренды транспортных средств без экипажа. Если сравнить действующий ГК РФ с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (далее — ГК РСФСР), то сразу можно заметить, что договор аренды транспортных средств не был выделен в отдельный параграф, а регулировался общими нормами об имущественном найме. Так, согласно ст. 275 ГК РСФСР по договору имущественного найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество во временное пользование за плату. В данном Кодексе не содержатся нормы, которые регулировали бы предоставление вместе с транспортным средством услуг по управлению им, лишь только наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 284 ГК РСФСР). Это единственная особенность договора, которая схожа с договором аренды транспортных средств с экипажем в наше время. Но в ст. 634 ГК РФ в отличие от ГК РСФСР сказано, что арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление не только капитального ремонта, но и текущего и также предоставление необходимых принадлежностей. В свою очередь, в ст. 285 ГК РСФСР сказано, что наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено законом или договором, и нести расходы по содержанию имущества. Таким образом, в ГК РСФСР не только нет разделения договора аренды транспортных средств на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, но и без таких услуг, т. е. не было возможности выбора вида договора аренды транспортных средств. Другими словами, арендодатель только предоставлял транспортное средство и услуги по капитальному ремонту, арендатор в свою очередь должен был либо сам управлять транспортным средством, либо нанимать экипаж, к тому же осуществлять текущий ремонт, что создавало множество неудобств для арендатора и пробелов в законодательстве. Поэтому данных норм стало явно недостаточно для регулирования данного вида обязательства в условиях расширения прав и свобод участников гражданско-правовых отношений. ——————————— См.: Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 29. Ст. 1689, N 34. Ст. 1966.

Таким образом, мы согласны с классификацией, которая предложена Е. В. Вавилиным, а именно: в договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры лишь с предоставлением услуг по управлению, а также оставить вариант, когда данные услуги предоставляются в совокупности. На наш взгляд, для решения проблемы, которую перед нами ставит автор, можно перенять опыт ГК Луизианы. Закрепить в параграфе аренды транспортных средств с экипажем нормы, которые регулировали бы различную классификацию данного договора. То есть предусмотреть статью, в которой указывалось бы, что вместе с транспортным средством можно заказать услуги по управлению, причем услуги подготовленных специалистов в данной области, что является немаловажным в данном договоре. В этой же статье указать, что можно заключить договор аренды транспортных средств, но без предоставления услуг по управлению. Таким образом, можно будет заключить договор аренды транспортных средств с экипажем на выбор, т. е. либо с предоставлением услуг по управлению, либо без таких услуг. Аналогичным образом поступить и с услугами по технической эксплуатации. Указать в статье, что также можно заказать услуги по технической эксплуатации либо данные услуги по договору аренды транспортных средств будет выполнять сам арендатор, т. е., например, производить текущий и капитальный ремонт. Еще можно решить данную проблему следующим образом: предусмотреть в ст. 632 ГК РФ, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации или только услуги по управлению, или услуги по технической эксплуатации в зависимости от соглашения сторон. Данная классификация привела бы к решению многих проблем и устранила бы пробелы гражданского законодательства, также предоставила бы альтернативу выбора для субъектов гражданских правоотношений в сфере реализации своих гражданских прав и свобод при заключении договора аренды транспортных средств с экипажем. Таким образом, по нашему мнению, договор аренды транспортных средств с экипажем можно классифицировать в зависимости от предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации на: — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению транспортным средством; — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по технической эксплуатации; — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Смотрите так же:  Гражданство рф и беларуси

Договор аренды транспортных средств

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения

Договор аренды транспортных средств

ГК РФ регулирует только два вида договора аренды транспортных средств:

  • аренду транспортных средств с экипажем;
  • аренду транспортных средств без экипажа.

Понятия этих видов договоров даны в ст. 632 ГК РФ (договор этот называется фрахтованием на время) и ст. 642 ГК РФ.

Объектами в договоре аренды транспортных средств являются только транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В договоре аренды транспортных средств с экипажем объединены два вида обязательств: непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду (объектом является транспортное средство) и связанные с оказанием услуг экипажем.

Различие в правовом регулировании данных двух видов договоров состоит в том, что в первом случае обязанности по технической эксплуатации транспорта сохраняются за арендодателем (ст. 635 ГК РФ), а во втором — они переходят к арендатору (ст. 645 ГК РФ).

Форма договора — письменная, независимо от срока его действия.

Договоры аренды транспортных средств регулируются не только ГК РФ, но и транспортными уставами и кодексами (ст. 641, 649 ГК РФ).

Экипаж транспортного средства, переданного в аренду, оказывается в двойном подчинении: арендатора и арендодателя.

Плата, вносимая арендатором, называется фрахтом.

Предельные сроки этого вида договора законом не установлены.

Арендатор вправе без согласия арендодателя заключать сделки, связанные с эксплуатацией арендованного транспортного средства.

Ответственность при нанесении вреда третьему лицу арендованным транспортным средством при аренде его без экипажа несет арендатор, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 648 ГК РФ), а при аренде его с экипажем — арендодатель (ст. 640 и 1079 ГК РФ).

Особенности договора аренды транспортных средств

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания таких услуг.

По мнению В. В. Витрянского, договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем и без экипажа имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, что позволило выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по договору аренды транспортного средства передается не просто транспортное средство, а такое транспортное средство, которое требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации, причем и управление и эксплуатация должны носить квалифицированный характер (профессионально подготовленный экипаж). Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон требованиям, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Во-вторых, это целевой характер использования транспортного средства, которое может эксплуатироваться лишь с определенной целью: для перевозки груза, пассажиров, почты или багажа.

В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно в качестве перевозчика грузов, пассажиров, почты или багажа, либо в качестве арендодателя транспортного средства (соглашение о субаренде), либо владельцем транспортного средства, так как транспортное средство является источником повышенной опасности.

Необходимо разграничивать договор аренды транспортного средства с договором фрахтования (чартера).

Во-первых, договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ) — это договор перевозки, и соответственно его предметом являются услуги но доставке грузов, пассажиров, почты и багажа в пункт назначения. Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтования на время) является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.

Во-вторых, по договору фрахтования (чартера) транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость транспортного средства.

В-третьих, по договору фрахтования (чартера) транспортного средства в отличие от договора аренды (фрахтования на время) фрахтовщик не оказывает фрахтователю услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации, эти действия составляют существо обязательства по перевозке груза, пассажира и багажа в пункт назначения.

Действующий ГК РФ выделяет две разновидности договора аренды транспортных средств: аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).

Общие положения об аренде применяются к отношениям, регулируемым данными договорами в той мере, в какой это установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Наряду с ними применяются нормы, закрепленные в транспортных уставах и кодексах. В действующем транспортном законодательстве лишь КТМ РФ содержит главы, посвященные аренде морских судов. В частности, в гл. 10 фрахтованием судна на время (тайм-чартер), гл. II регламентируются отношения, связанные с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п. 1 ст. 632 ГК РФ).

Условия договора аренды транспортных средств

Данный договор является реальным, возмездным и консенсуальным (ст. 198 КТМ РФ).

Договор заключается в письменной форме независимо от его срока. Правила о регистрации договоров аренды к данному договору не применяются.

Срок в договоре аренды с экипажем регламентируется общими положениями об аренде, за исключением преимущественного права на заключение договора на новый срок и возобновления договора на неопределенный срок (ст. 621 ГК РФ). В договоре тайм-чартера согласно ст. 200 КТМ РФ наряду со сторонами, характеристикой судна, районом плавания, целью фрахтования, временем, местом передачи и возврата судна, ставке фрахта должен быть обязательно указан срок действия.

Содержание договора аренды

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем в основном составляют обязанности арендодателя.

  • в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
  • предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Эти услуги должны обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства;
  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 635 ГК РФ);
  • застраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен транспортным средством в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона или договора.
  • нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата горюче-смазочных материалов, сборов и т. Д.);
  • возместить арендодателю убытки в связи с гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
  • сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 638);
  • при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, которые указаны в договоре аренды, а если такие цели не установлены, то назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638).

В договоре аренды транспортного средства с экипажем вред возмещает арендодатель по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, при этом у него имеется право предъявить к арендатору регрессное требование, если будет доказано, что вред возник по его вине.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Данный договор является реальным, а договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — консенсуальным (ст. 211 КТМ РФ).

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем рассматриваемый договор направлен на получение во владение и пользование транспортного средства с возможностью самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

В данном договоре основная часть обязанностей возложена на арендатора. Он должен:

  • получив от арендодателя транспортное средство, в течение всего срока договора поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ);
  • своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством, его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Для этого он может нанять экипаж или управлять им сам;
  • нести расходы по содержанию арендованного транспортного средства, застраховать его, включая страхование своей ответственности, а также расходы, связанные с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Права арендатора по данному договору во многом аналогичны его правам по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатору предоставлено право, если иное не предусмотрено договором, без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не указаны, то назначению имущества (п. 2 ст. 647).

За вред, причиненный третьим лицам в рамках договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по его возмещению возлагается на арендатора (ст. 648 ГК РФ).

Author: Advokat